Слайд 1ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТВЕТЫ ВУЗА НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Профессор кафедры
управления образованием и кадрового менеджмента,
доктор педагогических наук, профессор
Долматов Александр Васильевич
Слайд 2Менеджмент и вызовы
социально-экономической среды
Основные тенденции
глобализация рынков и структуры промышленности;
сдвиги в
архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы;
ориентация на высокие доходы собственников, сверхприбыль;
быстрые и непрерывные организационные и технологические изменения.
Стратегические изменения в бизнесе и корпоративном управлении
от автономного самообеспечения - к безграничному партнерству;
от иерархических или (и) централизованных структур - к пластичным и децентрализованным;
от авторитарных моделей управления - к делегированию полномочий;
от ориентации на большие объемы и низкую себестоимость - к ориентации на качество, быстроту, дифференцированность и инновации;
от закрытой организационной системы - к открытым системам.
Слайд 3Ориентиры современного менеджмента
инновации;
ключевой фактор - повышение эффективности;
креативность (конкурентные преимущества порождаются креативными
идеями);
адаптивность, учет многообразных изменяющихся потребностей;
высокие технологии в самых различных сферах;
постоянное повышение качества и обеспечение стабильности качества при массовом производстве товаров и услуг;
интеграция науки и практики, наукоемкость, интеллектоемкость;
возрастание роли человеческих ресурсов.
Слайд 4Изменения в сфере человеческих ресурсов корпорации
от узкой специализации и ограниченной ответственности
за порученную работу - к широким профессиональным и должностным профилям;
от спланированного карьерного пути - к гибкому выбору траектории профессионального развития;
от ответственности менеджеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собственное развитие;
от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники - к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого;
от уклонения от обратной связи с подчиненными - к ее активному развитию;
от конфиденциального рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов - к открытому обсуждению стратегий развития, уровня компетентности работников, имеющихся вакансий, путей их заполнения.
Слайд 5максимально использовать сильные стороны бюрократии и нейтрализовать ее в вопросах, где
она слаба;
информатизация – электронное правительство, мультисервисные центры;
эффективное использование дивизионных и матричных структур управления - как это делается в IBM, Ford Motors, General Electric или United Parcel Service;
повышение степени прозрачности управленческих структур и другие методы дебюрократизации.
Примеры решения проблем бюрократизма
Слайд 6Реакции менеджмента на
вызовы социально-экономической среды
Адекватность таких реакций во многом
зависит от:
интеллектуального потенциала, компетентности, креативности управленцев, их прогностических способностей;
овладения современными наукоемкими технологиями менеджмента;
специфичных стратегии управления в условиях нестабильности:
В период кризиса повышается роль устойчивости к дестабилизирующим воздействиям. Это сложное операционное свойство включает надежность и живучесть системы управления.
В кризисных ситуациях крайне важны оперативность, непрерывность и точность управления.
Сама система должна обладать более высокими адаптационными свойствами. При этом адаптивность системы управления – это ее способность изменять алгоритмы, программы, методы управления в зависимости от складывающейся ситуации.
Слайд 7Проблемы прогнозирования в менеджменте
Проблемы точности, горизонта прогноза, вероятности
его осуществления во многом зависят от:
количества, сложности, многообразия различных
детерминированных и случайных факторов,
доступности информации,
степени актуальности информации,
неопределенности, достоверности, эффективности
обработки и использования информации,
адекватности моделей прогноза реальной действительности.
Прогнозирование весьма наукоемкий процесс.
В то же время – это искусство.
В основе – объединение компетентности, опыта, интуиции, как ни странно креативности.
Слайд 8анализируются математическими
методами теории катастроф
Для оценки
резких изменений необходимы
бифуркационные модели
Трендовые и бифуркационные модели
ПРОЦЕССЫ ИМЕЮТ ЦИКЛИЧЕСКИЙ
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Стационарные
процессы
Квазистационарные
процессы
Социально-экономические процессы –
присутствует относительно постоянная цикличность +
переменная случайной периодичности.
Квазипериоды таких процессов - могут иметь
регулярную и стохастическую составляющую.
Часто они обладают свойством масштабной инвариантности.
Слайд 9Свойства самоподобия – фрактальности
Вид процесса на коротком временном отрезке сохраняет те
же закономерности на более длинных временных промежутках (масштабная инвариантность).
Свойства самоподобия – фрактальности, описываются соответствующими моделями.
Анализ и учет фрактальных свойств процессов и структур используется во многих технологических приложениях – телекоммуникации, компрессия данных, химический катализ.
Перспективное научно-практическое направление в менеджменте -
использование фрактальных моделей
для решения задач прогнозирования поведения сложных социально-экономических систем
Слайд 10Парадоксы анализа систем инженерии знаний на основе свойства фрактальности
Обработка сверхбольших
массивов информации все больше ориентируется не столько на формальные компьютерные методы, сколько на человека, образ и механизмы его мышления, творческие способности, интуицию, в контексте конкретных целей и проблем, стоящих перед ним.
Доминирующий сегодня подход в решении задач по «извлечению», «синтезу» знаний является, по сути, обобщением реальной практики информационно-аналитической работы в сочетании с современными разработками в области интеграции компьютерных методов, искусственного и естественного интеллекта.
Слайд 11Изменение целей подготовки будущих менеджеров
Необходимо перейти от целей достижения значительных объемов
знаний и слабо связанных между собой умений и навыков
к целям формирования профессиональной компетентности - особой формы организации знаний и умений, обеспечивающей готовность и способность к управленческой деятельности, принятию эффективных решений в определенной профессиональной области в различных (в том числе экстремальных) условиях.
Слайд 12
Определение компетенций должно быть ответственностью ППС и экспертов, в то же
время необходимо активное взаимодействие с другими заинтересованными сторонами в обществе (работодатели, выпускники)
Нужно учитывать динамику компетенций, тенденции их изменения и развития
Оценка экспертами
Субъективизм в оценках структуры, содержания и уровня сформированности компетенций
Слайд 13
Формирование и развитие прогностического мышления менеджера
логика компетентностного подхода
Научная
деятельность
Образовательная
деятельность
Практическая
деятельность
выделять относительно небольшое
число переменных (параметров порядка), оказывающих решающее влияние на ход процессов
определять оптимальные управляющие, корректирующие воздействия на систему, обеспечивающие достижение целей ее функционирования в данных условиях
научить менеджера
Слайд 14Внедрение новых принципов подготовки менеджеров
Ориентация на перспективные наукоемкие технологии управления мирового
уровня.
Системность и фундаментальность подготовки, строгий отбор и оптимизацию учебной информации, исключение «мертвых» и быстроустаревающих знаний, реализация принципа необходимой достаточности обязательных знаний, приоритет формирования знаний инструментального методологического плана.
Практическая направленность - связка «знания - практическая деятельность», формирование соответствующих компетенций, в частности, способности самостоятельного освоении новых технологий, овладения методологией их оценки, анализа возможностей, сравнения по ключевым показателям, в том числе по эффективности, стоимости, надежности.
Слайд 15Внедрение новых принципов подготовки менеджеров
Развитие навыков понимания процессов, происходящих в соответствующих
социальных, организационных и технологических системах в результате управляющих воздействий, а также их последствий.
Формирование информационно-коммуникационной компьютерной компетентности, способности принимать обоснованные и своевременные решения на основе системной интеграции.
Современный менеджер уже не может ограничиваться узкоспециальными знаниями, необходим широкий кругозор, умение извлекать нужную информацию из различных источников.
Интеллектуализация обучения на основе целенаправленного развития мышления, креативности, способностей к продуктивной творческой деятельности в профессиональной сфере.
Слайд 16
Изменение существующих подходов к стратегии и технологиям подготовки будущих менеджеров
Научная
деятельность
Образовательная
деятельность
Практическая
деятельность
ИНТЕГРАЦИЯ
ИННОВАЦИОННАЯ
НАУКОЕМКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
достижение необходимого
уровня компетентности выпускников
Слайд 17Создание инновационной образовательной среды
1. Активное внедрение и использование:
принципов компетентностного
подхода,
личностно-ориентированного образования,
эффективного управления качеством,
вариативности,
исследовательской активности.
2. Интеграция обучения, научной работы, воспитания в вузе и практической деятельности в реальных управленческих структурах.
Слайд 18Создание инновационной образовательной среды
3. Развитие сетевых, в том числе, корпоративных
форм организации учебного процесса с целью реализации образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов в междисциплинарных областях.
4. Создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых образовательных программ.
Формирование такой среды должно способствовать расширению возможностей экспорта образовательных услуг и технологий, развитию эффективных связей с работодателями и социальными партнерами.
Слайд 19Пример состава модулей для магистерских программ
Модуль – ориентация в предметной
области.
Основные понятия, тезаурус, законы, взаимосвязи.
Модуль – обзор научных и практических проблем,
возможные направления их решения.
Междисциплинарные интегративные связи.
Модуль – научно-практические методы предметной области.
Практически освоить методы в контексте профессиональной сферы,
приобрести компетенции применять методы для решения задач.
Модуль – планирование, организация, проведение
исследования, обработка данных, формулировка выводов,
предложений. Разработка проекта, внедрение результатов в практику –
инновационная деятельность.
Модуль – рефлексия, оценка эффективности решения задач,
анализ сформированности компетенций