Слайд 1Лидер и лидерство
из цикла «Инструменты личной и профессиональной эффективности руководителя и
педагога ОУ»
Гайнутдинов Р.М.
доцент каф. менеджмента
ГОАУ ИРО, к.пс.н.
gaynutdinov@iro.yar.ru
Слайд 2Актуальность лидерства в управлении ОУ
Управление сегодня не может быть не инновационным;
Это
положение действительно не только для коммерческих структур, где усиливающаяся конкуренция требует постоянных изменений, но также и для ОУ;
Школа может стать базой позитивных изменений в стране, но может «законсервировать» сложившуюся ментальность человеческого капитала в России;
Речь не о том, чтобы сделать изменения самоцелью, а о том, что необходимость перемен должна быть осознанна, принята педагогами и выработаны направления изменений, методы, стимулирующие необходимые инновации в коллективах;
А для этого руководители должны стать лидерами;
Хотите быть лидером – учитесь управлять процессом изменений;
Слайд 3Лидерство
Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство –
психологический;
Лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становиться лидером;
Навыки лидерства м.б. развиты посредством накопления опыта, обучения и рефлексии;
Эффективность лидерства зависит в первую очередь от соответствия лидера, подчиненных и ситуации;
В некоторых ситуациях лидерство не имеет серьезного значения;
«Какие бы абсурдные требования мы ни предъявляли к будущим управленцам, их характер для нас важнее, чем образование, т.к. управление прежде всего связано с взаимоотношениями между людьми» (гл.ред.BCG Томас Тил)
Слайд 4Признаки и качества лидера
1. Поиск союзников и наличие последователей: «об уме
правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» (Н.Макиавелли). Рекомендации от Черчилля:
Устанавливать отношения задолго до того, как в них появляется потребность
Фокусируйтесь на многообразии: чем шире ваша база контактов, тем шире ваш диапазон влияния
Система личных связей должна быть взаимовыгодна для всех
Слайд 52. Установление здоровых взаимоотношений с подчиненными расширяет возможности лидера
Грамотно взаимодействуя с
окружающими, можно даже влиять на тех, кому вы формально подчиняетесь. В результате у лидера появляется больше возможностей для смелых поступков;
3. Умение вдохновлять отличает эффективного лидера от неэффективного: «Если вы хотите построить корабль, не стоит созывать людей идти в лес, валить деревья, распиливать их, соединяя полученные доски. Вместо этого их нужно просто научить мечтать о море» (А.де Сент-Экзюпери)
Слайд 64. Настоящий лидер отличается от заурядного руководителя тем, что он знает,
куда идти, и умеет собрать под свои знамена нужных людей, перетянуть на свою сторону влиятельных сотрудников;
Отношения с людьми нужно холить и лелеять, иначе они зачахнут. Это настоящая и довольно тяжелая работа
5. Умение мыслить стратегически, подняться «над полем» и обозреть ситуацию «с балкона» относится к одним из важнейших качеств лидера
Слайд 75. Смелость, исходящая от лидера, передается окружающим. Это одно из основных
качеств эмоционального лидера
Дорога к эффективному лидерству устлана победами над собственными страхами, преодоление которых является важнейшим этапом становления лидера.
6. Напрямую связанное с храбростью и также необходимое каждому лидеру – это уверенность в собственных силах.
В известном смысле лидер устанавливает стандарт, на который равняются все остальные
Слайд 8П.Друкер
Что же означает «быть настоящим лидером», если это не харизма и
не определенное сочетание черт характера? Умение быть лидером – это прежде всего работа. Большинство лидеров – трудоголики»
У.Черчилль: «Без значительных усилий невозможен даже незначительный успех»
Слайд 9
ЛИДЕРСТВО: ПОЗИЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Лидерство - ведущее положение отдельной
личности или социальной группы,
обусловленное более эффективными результатами деятельности.
Слайд 10ЛИДЕРСТВО: ДИНАМИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Лидерство – процесс вовлечения членов группы в деятельность по
достижению поставленной цели.
Слайд 11Менеджер делает вещи правильно,
А лидер делает правильные вещи
Слайд 12Джек Уэлч (президент GE)
Король менеджмента так образно и кратко отразил суть
работы руководителя:
«Моя работа – ходить вокруг клумбы с лейкой в одной руке и мешком с удобрениями в другой и следить, чтобы все растения цвели и пахли»
Рассмотрим поведенческие теории лидерства
(двумерные модели стилей руководства)
Слайд 13Теории руководства и лидерства
Личностная теория лидерства
Для руководителей характерен определенный
набор личных качеств и навыков
Поведенческие теории лидерства
Теории «Х» и «У» МакГрегора
Автократический, демократический и либеральный стили
Двухмерные трактовки стилей руководства
Ситуационные теории лидерства
Модель руководства Фидлера
Теория жизненного цикла Херси и Бланшарда
Теория «путь-цель» Хауса
Модель принятия решений Врума-Йеттона
Слайд 14Континуум лидерского поведения по Р. Танненбауму и У. Шмидту
(Демократическое)
Ориентированное на отношения
Поведение
лидера
(Авторитарное)
Ориентированное на задачу
Слайд 15Управленческая решетка Блейка-Моутон
1,9
Управление в духе загородного клуба
Скрупулезное внимание к удовлетворению
потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации
9,1
Власть - подчинение
Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени
1,1
Обедненное управление
Приложения минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации
9,9
Групповое управление
Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми;
взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении
5,5
Организационное управление
Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей
Слайд 17Типы готовности последователей
(по Херси-Бланшару 1974 г.)
Слайд 18Стили поведения лидера и принятия им решений
(по Херси-Бланшару)
Слайд 19Основные формы поведения лидера, характерные для каждого стиля лидерства
Слайд 20Вероятность успеха при выборе стиля лидерства
(по Херси-Бланшару)
Слайд 21Как работать с разными типами
если мы понимаем , что сотрудник относится
к типу R4 – просто делегируем выполнение задачи;
если R3 - обговариваем с сотрудником план действий, формы стимулирования;
если R2 - оказываем поддержку, наставничество, обучение, вырабатываем чёткий план работы;
если R1 - вырабатываем чёткий план действий, жестко контролируем факт выполнения.
На это может уйти достаточно времени и сил , но вероятность , что задачи будут выполнены, а сотрудник перейдёт на другой уровень знаний и приверженности будет значительно выше
Слайд 23Лидерство – это функция:
Личности (качеств личности и характера);
Ситуации (частично постоянная, частично
изменяющаяся);
Группы (ценности, потребности, уровень готовности последователей).
Л=f(л*c*г)
Слайд 24
Законная власть
Экспертная
власть
Референтная
власть
Положение в
социальной
структуре
Контроль над
полезной
информацией
Обладание
привлекательными
чертами характера
Подчинение:
Для поддержки изменений
необходимо постоянное влияние
Интернализация:
Для поддержки
изменений нет
необходимости в сильном
дополнительном влиянии
ТИПОЛОГИЯ ВЛАСТИ
Слайд 25P (performance) – получение результата
A (administration)
– администрирование
E (entrepreneurship) – предпринимательство
I (integration) – интеграция
ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА
ПО И.АДИЗЕСУ
Слайд 26Краткое описание основных ролей по Адизесу
Данные описания даны для руководителей, у
которых одна роль ярко выражена, в то время, как другие роли почти не представлены. На практике такой профиль почти не встречается, описания даны для понимания каждой роли.
В анализе и трактовке реальной личности заложены сочетания и степень представления всех 4-х ролей.
Ни одна самая выдающаяся личность не сможет в равной степени блестяще выполнять все 4 функции
Слайд 27Производитель (получатель результата)
Деятельность руководителя направлена на создание результатов, на проведение в
жизнь своей линии.
Для производителя важны четкая задача, цель, факты, цифры.
Производитель в «чистом виде», когда данная роль ярко выражена, а остальные роли не представлены – это «рабочая лошадь». Приходит первым и уходит последним, всегда занят. Сотрудники не развиваются. Для руководителя характерно краткосрочное планирование.
Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знания о происходящем, технологий, политической и стратегической линий.
Слайд 28Администратор
Создание информационных систем, систем бюджетирования, контроля. Оценка результатов, исследование и проверка
вариантов решения задач, установление правил.
Для Администратора важна цель, стратегия, порядок, нормы, правила.
Администратор в «чистом виде» – бюрократ. Приходит и уходит по расписанию. Все бумаги убраны по местам. Сотрудники загружены работой в соответствии правилам. Обучение сотрудников по плану. Собрания проводятся по расписанию независимо от потребностей. Главное - задачи выполнить «правильно».
Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знания в области экономики, финансов, системы бухучета, знание законов и компьютерных систем
Слайд 29Предприниматель
Создание нового, наработка идей, обновление, общее понимание технологий, оценка возможностей и
угрозы со стороны окружающего сообщества.
Предприниматель в «чистом виде» – авантюрист. Нет четкого расписания, но много идей. Собрания при возникновении новой идеи.
Главное внимание – новым идеям. Характерна постоянна смена приоритетов.
Нетерпеливость.
Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: понимание главной концепции предприятия, знание маркетинга и технологий.
Слайд 30Интегратор
Координирование, выработка общего мнения по вопросам цели и стратегии, планирование, обеспечение
мотивацией, развитие и обучение сотрудников, повышение заинтересованности в работе, удовлетворенности.
Для Интегратора важным является создание атмосферы в которой людям комфортно работать вместе. Обычно он многословен.
Интегратор в «чистом виде» – соглашатель. Приходит и уходит со всеми, свою власть не показывает. Подчиненные диктуют ему свою волю.
Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знание психологии, стратегии, теории организации, умение разбираться во взаимоотношениях
Слайд 31Неэффективный менеджер
(Р - - -)
Эффективный менеджер
(P a e i)
Весьма эффективный менеджер
(P
a e I)
«ФОРМУЛЫ» НЕЭФФЕКТИВНОГО И
ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА
Слайд 32СЛЕДСТВИЯ ТЕОРИИ АДИЗЕСА
Человек не может одинаково эффективно
реализовывать все
функции менеджмента
Наибольших успехов добиваются взаимодополняющие
команды руководителей
Один из основных навыков эффективного лидера –
умение работать с непохожими на него людьми
Навык работы с непохожими на тебя людьми можно
развивать
Слайд 33Эмоциональное лидерство
В последнее десятилетие в литературе по менеджменту появилось понятие эмоциональный
лидер и эмоциональный интеллект (1995-2000 г.г. Д.Голман).
Некоторые авторы утверждают, что эмоциональная задача для лидера (руководителя) является «первичной, лучше даже сказать первостепенной, т.к. это не только основная, но и наиболее важная сторона лидерства»
Слайд 34Эмоциональный лидер
Обратите внимание с какими лидерами люди предпочитают работать – скорее
всего, они излучают оптимизм.
Во многом именно поэтому лидеры с высоким эмоциональным интеллектом привлекают талантливых людей.
И наоборот, лидеры, которые несут в себе негативный заряд, - раздражительные, обидчивые, деспотичные и холодные – отталкивают людей
Проводятся тренинги на развитие эмоционального лидерства
Слайд 35Эмоциональный интеллект (ЭИ)
Исследователи проанализировали 500 моделей развития лидерских навыков в международных
компаниях.
Для того, чтобы определить какие способности обусловливают выдающиеся показатели работы организаций, все умения авторы сгруппировали в 3 категории: чисто специальные навыки (знание бухгалтерии, педагогики…), когнитивные способности (например аналитическое мышление), и черты, свидетельствующие о высоком ЭИ (самосознание и способность управлять отношениями).
Выявилось: в каждой организации есть свои особенности, тем не менее везде навыки ЭИ составляют подавляющее большинство важнейших отличительных черт лидера.
80-90% в способностях, отличающих выдающихся лидеров от середнячков составляют навыки ЭИ
Слайд 36Содержание ЭИ
Самосознание (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
Самоконтроль (обуздание
эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм);
Социальная чуткость (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность);
Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, командная работа и сотрудничество)