История управленческой мысли: введение в дисциплину презентация

Содержание

Слайд 1 ТЕМА № 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ


Слайд 2§1. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ» В СИСТЕМЕ

ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ БАКАЛАВРОВ

Слайд 3 В соответствии с требованиями «Болонской декларации о формировании

единого европейского пространства высшего образования», которую Россия подписала 19 сентября 2003 года, в нашей стране осуществлён переход на трёхуровневую систему обучения.

Слайд 4 Согласно этому документу, первым уровнем получения высшего

образования является бакалавриат.
 
Завершив обучение по определённому направлению подготовки и получив диплом бакалавра, вы получаете высшее образование и право принимать решение.
При желании, вы можете начать трудовую деятельность по соответствующей специальности, или продолжить обучение в магистратуре.
Третьим уровнем является аспирантура.

Слайд 5 Далее, вам необходимо знать, о существовании такого

документа, как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Он определяет требования, как к самому процессу обучения, так и к конечному результату:

Слайд 6Конечный результат подразумевает овладение рядом общекультурных и профессиональных компетенций, которые зависят

от специфики будущей профессии;
Процесс обучения подразумевает изучение дисциплин, часть которых регламентируется требованиями ФГОС ВО, а остальные устанавливаются высшим учебным заведением.

Слайд 7По итогам изучения дисциплины «История управленческой мысли» обучаемые должны будут обладать

следующей общекультурной компетенцией:

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2).

Слайд 8В результате изучения дисциплины «История управленческой мысли» студент должен:

Знать:

этапы развития управленческой

мысли и их главное содержание;
специфику управления социально – экономическими системами;
особенности государственного и муниципального управления и менеджмента.

Слайд 9В результате изучения дисциплины «История управленческой мысли» студент должен:

Уметь:

Анализировать

содержание основных этапов развития управленческой мысли, выявлять положения, сохраняющие актуальность в современных условиях и оценивать возможности их использования в современной управленческой практике:

Слайд 10В результате изучения дисциплины «История управленческой мысли» студент должен:

Уметь:

Применять

теоретические знания в процессе непосредственного осуществления управленческой деятельности;

Слайд 11В результате изучения дисциплины «История управленческой мысли» студент должен:

Уметь:

Анализировать

процесс управления конкретной организацией и разрабатывать предложения по его совершенствованию.

Слайд 12В результате изучения дисциплины «История управленческой мысли» студент должен:

Владеть:

Методами реализации

основных управленческих функций (планирование, организация, руководство, мотивирование и контроль).

Слайд 13§2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ


Слайд 14 Управление можно рассматривать с двух позиций: как

систему и как процесс.

Слайд 15 Управление - процесс целенаправленного, систематического воздействия субъекта

управления на объект управления с целью обеспечения его функционирования и развития в заданном субъектом управления режиме.

Слайд 16 В этом случае мы рассматриваем управление как

процесс. Однако для того начался процесс управления, предварительно должна быть создана система управления.

Слайд 17 В общенаучном плане система – это некоторая

целостность, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Слайд 18 Система управления включает в себя следующие компоненты:
 
Субъект

управления – тот, кто управляет.
Объект управления – это тот, кем управляют.
Воздействие субъекта управления на объект управления.
Обратная связь или информация о результатах управленческого воздействия.

Слайд 19 Простейшая система управления может быть представлена следующим

образом:

Слайд 21 Управление, наряду с наличием общих закономерностей, принципов

и методов, определяющих управленческий процесс в любой сфере его протекания, имеет свои особенности в зависимости от специфики условий его осуществления.

Слайд 22 Три основных сферы управленческой деятельности:
 
1. Управление техническими

механизмами (к примеру автомобилем, самолётом, станком и т.д.).
 

Слайд 23


 
Три основных сферы управленческой деятельности:
 
2. Управление биологическими

системами

Слайд 24 Три основных сферы управленческой деятельности:
 
3. Управление социально-экономическими

системами или, проще говоря, управление людьми.

Слайд 25Управлять людьми можно на двух уровнях:


Слайд 26


1. Можно управлять людьми на уровне государства и (или)

муниципальных образований принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты.

Слайд 272. Вторым уровнем управления можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными

учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.

Слайд 28

Таким образом, возникают две разновидности управления социально

– экономическими системами:
 
Государственное и муниципальное управление;
Управление организациями (предприятиями и бюджетными учреждениями) или менеджмент.

Слайд 29Субъекты государственного и муниципального управления


Слайд 30Субъекты государственного и муниципального управления


Слайд 31Субъекты государственного и муниципального управления


Слайд 32 Таким образом, возникают две разновидности управления социально

– экономическими системами:
 
Государственное и муниципальное управление;
Управление организациями (предприятиями и бюджетными учреждениями) или менеджмент.

Слайд 33 Менеджмент (корпоративное управление) - это наука о принципах,

методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и развития.

Слайд 34Организации делятся на две разновидности:
Коммерческие организации;
Некоммерческие организации.


Слайд 35Государственные и муниципальные организации


Слайд 36Субъекты менеджмента или корпоративного управления


Слайд 37 Коммерческие организации – это организации, преследующие извлечение

прибыли в качестве основной цели своей деятельности. 

Слайд 38 Гражданское законодательство нашей страны определяет, что под

предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Гражданский кодекс. Часть первая и вторая. Ст. №2. часть 1.

Слайд 39 «Предприятием…признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности».

Гражданский кодекс. Часть первая и вторая. Ст. №132. часть 1.

Слайд 40Субъекты менеджмента или корпоративного управления
Менеджеры высшего

звена – к ним относят первых лиц предприятия: председателя и членов советов директоров, директоров и их заместителей (функциональных директоров) и т.д.

Слайд 41Субъекты менеджмента или корпоративного управления
Менеджеры среднего

звена – начальники цехов, отделов, служб и аналогичных подразделений.

Слайд 42Субъекты менеджмента или корпоративного управления
Менеджеры нижнего

звена – начальники участков, мастера, бригадиры и т.д.

Слайд 43§3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ


Слайд 44 Управление является общенаучным понятием, исследованием которого занимается

большое количество наук, научных школ и направлений.

Слайд 45
Кибернетика - наука

об общих закономерностях, принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.

Слайд 47 Эта наука уходит корнями во времена Древней

Греции и происходит от древнегреческого слова «кибернет», что означало «ремесло кормчего, управляющего кораблём в неспокойном, полном опасностей море и ведущего его к далёкой, но конкретной цели».

Слайд 48 Во второй половине двадцатого столетия учёные обратили

внимание на много общих моментов в вопросах управления биологическими, социальными и техническими системами и признали необходимость рассматривать эти процессы комплексно, в рамках единой науки об управлении – кибернетики.

Слайд 50 Теория управления – это наука о закономерностях,

принципах и методах управления социально - экономическими системами.

Слайд 51 
  Государственное и муниципальное управление - это наука

о принципах, методах и средствах управления государством и муниципальными образованиями.


Слайд 52





Менеджмент - это наука о принципах, методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и развития.


Слайд 53 Вышеназванная специфика, то есть возможность рассматривать управление

как систему или процесс породила несколько подходов к исследованию этого феномена. Среди них можно выделить три основных: системный, процессный и ситуативный.

Слайд 54 Системный подход – наибольшее распространение получил в

60-е годы прошлого столетия и характеризовался сосредоточением основных исследовательских усилий на изучении строения компонентов системы управления, а также поиске наиболее эффективного варианта связей и отношений между ними.

Слайд 55 То есть, речь шла о рассмотрении понятия

управления как единого целого, состоящего из отдельных, но удачно связанных между собой частей, которые в совокупности обеспечивают успешное выполнение данной системой своих функций.

Слайд 56 Теоретическую основу этого подхода составили научные труды

известных учёных Фредерика Тейлора, Френка и Лилиан Гилбретт, а наибольшее практическое воплощение получили в деятельности основателя одноимённой империи, известного капиталиста и гениального менеджера Генри Форда.

Слайд 57 Процессный подход – развивался параллельно с системным,

но основные усилия направлял не на изучение строения системы управления, а на исследование специфики её функционирования. Особое внимание сторонники уделяли изучению отдельных функций управления и поиску путей наиболее эффективной их реализации в организациях.

Слайд 58 К числу родоначальников принято относить Анри Файоля.

В процессе длительного управления крупной угольной компанией во Франции он накопил большой опыт управленческой деятельности и сделал попытку теоретически осмыслить его.

Слайд 59 Основным направлением его исследований стало не просто

изучение функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль), а поиск путей успешного сочетания их между собой и слияния в единую серию непрерывных взаимосвязанных действий.

Слайд 60 Ситуативный подход – сформировался в 80-е годы

двадцатого столетия в связи с ускорением социально-экономических процессов в обществе, и нарастанием кризисных явлений. Постепенно пришло понимание того, что единых, универсальных для любой управленческой ситуации рекомендаций не существует, да и не может существовать объективно. Поэтому успеха достигает тот, кто сумеет качественно проанализировать ситуацию, учесть влияние многочисленных специфических факторов и выработать оптимальное для данной ситуации решение.

Слайд 61 Признанным теоретиком данного направления в управленческой науке

принято считать Американского учёного Игоря Ансоффа. А практическое воплощение он нашёл в конце 80-х годов 20-го века в деятельности Б. Карлофа, который успешно применял ситуативный подход в процессе управления компанией «Скандинавские воздушные линии».

Слайд 62§4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.


Слайд 63 Закономерности управления социально – экономическими системами:
 

Единство системы управления – данная закономерность означает, что система управления может успешно функционировать только в том случае, если обеспечена её системная целостность, единство. При этом подразумеваются следующие моменты:



Слайд 64 наличие всех, отмеченных выше компонентов системы управления;
наличие

устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;
следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;
наличие единых требований, как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;
непрерывность и ритмичность процесса управления.


Слайд 65 Закономерности управления социально – экономическими системами:

Централизация и децентрализация управления – эта закономерность подразумевает, что успешное функционирование системы во многом зависит от разумного сочетания централизации и децентрализации внутри неё.

Слайд 66 Речь идёт о том, насколько оптимально распределены

задачи, полномочия и ответственность между представителями различных уровней управления. Дело в том, что сами по себе эти величины являются относительно постоянными.

Слайд 67 Задачи, стоящие перед организацией необходимо выполнять и

весь вопрос заключается в том, кому будет поручено их выполнение.

Централизация подразумевает сосредоточение максимального числа функций на верхних этажах управленческой пирамиды.


Слайд 68 Задачи, стоящие перед организацией необходимо выполнять и

весь вопрос заключается в том, кому будет поручено их выполнение.

Децентрализация, напротив, предусматривает передачу как можно большего числа функций нижестоящим менеджерам с одновременным делегированием им властных полномочий, необходимых для реализации этих функций.

Слайд 69 И тот, и другой вариант имеют свои

преимущества и недостатки. Следовательно, целесообразно избрать вариант, наиболее эффективный для конкретной организации.


Слайд 70 Закономерности управления социально – экономическими системами:

Пропорциональность, соотносительность

и адекватность субъекта и объекта управления - исследования систем управления свидетельствуют о том, что для успешного их функционирования субъект и объект управления должны быть сопряжены между собой, а также состоять из пропорционально соотносящихся и сопряжённых между собой подсистем.

Слайд 71 Знание закономерностей функционирования систем управления не самоцель.

Оно позволяет перейти к рассмотрению принципов управления или, проще говоря, основных правил, которыми целесообразно руководствоваться в процессе осуществления управленческой деятельности.


Слайд 72 На сегодняшний день разные школы и отдельные

исследователи предлагают различные варианты, однако, наиболее распространёнными из них являются следующие принципы управления организацией:

Слайд 731. Принцип демократического централизма – подразумевает, что менеджер может советоваться со

своими подчинёнными в процессе выработки решения, но принимать решение он должен сам, так как ответственность за последствия его реализации несёт именно он.


Слайд 742. Принцип ответственности – означает, что власть менеджера должна оптимально сочетаться

с той ответственностью, которая возложена на него за успешное функционирование и развитие вверенной ему организации.

Слайд 75 3. Принцип научности управления – ориентирует менеджеров

на использование в своей деятельности теоретических знаний, накопленных и осмысленных в процессе развития управленческой науки.


Слайд 764. Принцип планового осуществления управленческой деятельности – означает, что деятельность менеджера,

в том числе и по управлению своими подчинёнными должна осуществляться планово.


Слайд 775. Принцип правильного подбора и расстановки кадров – гласит, что успех

деятельности менеджера во многом зависит от умения правильно подобрать и расставить на соответствующие должности компетентных сотрудников.


Слайд 786. Принцип материального и морального стимулирования – данный принцип ориентирует менеджера

на поиск оптимального сочетания материальных и моральных способов стимулирования своих подчинённых.


Слайд 797. Принцип экономичности и эффективности – означает, что создаваемая менеджером система

управления должна быть дешёвой, но эффективной.

Слайд 80
8. Принцип преемственности управленческих решений –

в своей деятельности менеджер должен учитывать всё лучшее, что было достигнуто в организации ранее и опираться на эти достижения, планируя дальнейшие действия.

Слайд 81 
Изучив закономерности и определив для себя принципы,

которыми необходимо руководствоваться в процессе управленческой деятельности менеджер оказывается перед необходимостью решения ещё одной серьёзной проблемы – ему необходимо найти оптимальные способы воздействия на объект управления. Эта проблема решается посредством методов управления.

Слайд 82 «Метод» в переводе с греческого означает «путь познания»

или в более свободном переводе – путь решения проблемы.

Слайд 83 Методы управления – это способы реализации функций

менеджмента.

Все методы управления организацией можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее распространённым является деление методов управления организацией на следующие группы:

Слайд 84Административные методы – они реализуются путём прямого воздействия менеджера на подчинённых.

Такое воздействие может осуществляться:

на основе заключённых договоров,
через административные приказы, распоряжения и требования,
путём принятия уставов и регламентов, нормативов, инструкций и других документов, организационно регламентирующие деятельность подчинённых лиц.

Слайд 85 Методы административного воздействия опираются на власть руководителя

и представляют собой, по существу методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Слайд 862. Экономические методы – их сущность заключается в том, чтобы путём

воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью изменения цен, гибкой оплаты труда, предоставления льготного кредита, привлечения сотрудников к распределению прибыли, и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

Слайд 87 Данные методы основываются на использовании экономических стимулов,

предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Слайд 883. Социально-психологические методы – заключаются в том, чтобы путём воздействия на

потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизировать творческую или исполнительскую активность сотрудников.

Слайд 89 Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых

способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приёмов воздействия на психические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов – убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения и т.д.

Слайд 90
Следует учитывать, что

методы управления не могут использоваться изолированно. Административные, экономические и социально-психологические методы тесно переплетены между собой и используются комплексно. Более того, структурно они входят в состав механизма управления и образуют одну из его подсистем.

Слайд 91



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика