Слайд 1ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖИЕНТ В ОУ
Готовность руководителя ОУ к управлению инновационной деятельностью педагогов
и процессами совершенствования образовательного учреждения
УСЛОВИЕ = непрерывное личностно-профессиональное самосовершенствование
Слайд 2НОВШЕСТВО =
Новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология
ИННОВАЦИЯ =
Новшества, внедренные на рынке
в производство, потребление, общественную жизнь
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = процесс создания и внедрения нового
Слайд 3ИННОВАЦИИ:
По масштабам =
Мировые, национальные, отраслевые, локальные( на уровне предприятия, подразделения,
человека)
По сфере применения =
В производство, в управление, рынок, потребление
По видам =
Научные, технические, технологические, экологические, экономические (новый рынок сбыта, источник ресурсов, метод стимулирования и т.д.)
Слайд 4
По характеру генерирования и внедрения =
Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные,
скачкообразные, нарастающие
В системе образования – «сверху»: на государственном уровне – реформы или на уровне инициатив региональных или районных, муниципальных отделов образования и «снизу» - инициатива отдельного ОУ или педагога
По степени прогрессивности =
Делающие прорыв в теории и практике, модифицирующие, обеспечивающие адаптацию нововведения к изменяющейся среде и их поддержку, комбинированные
По характеру связи с предшествующими образцами =
Открывающие новое направление в человеческой деятельности,
заменяющие, отменяющие, возвратные, имитирующие
Слайд 5
по целям =
для восстановления и сохранения функций существующей системы и
ее основных свойств,
для временного приспособления системы к изменениям среды,
для коренной перестройки системы,
для создания системы нового вида,
для создания системы нового рода (коренное изменение принципа ее функционирования)
по результативности =
завершенные, незавершенные, успешные и не успешные
по степени новизны =
абсолютные (нет аналогов) и относительные
Слайд 6ПОТРЕБНОСТЬ В ИННОВАЦИЯХ
Внешние факторы – изменения политические, демографические, правовые…..
Внутренние факторы
– неблагоприятные условия труда, рост затрат….
«ноу-хау» - специальные знания, необходимые для применения новшеств (специально опускаются в описании)
ИННОВАЦИИ – нарушают стабильность, вносят хаос ------- сопротивление
Жизненный цикл новшества =
1.идея – ОЭР – опытные образцы – выход на рынок
2. от внедрения до снятия с производства
3. до прекращения эксплуатации
Слайд 7СРАВНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА (1) И ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2)
ЦЕЛЬ -
1.удовлетворение или формирование новой потребности; 2. удовлетворение сложившихся потребностей
РИСК - 1. высокий; 2. низкий
ТИП ПРОЦЕССА - 1. дискретный, 2. непрерывный
УПРАВЛЯЕМОСТЬ - 1. низкая, 2. высокая
РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ СИСТЕМЫ - 1. переход на новый уровень, 2. сохранение
ОТНОШЕНИЕ К ТЕКУЩИМ ИНТЕРЕСАМ - 1. противоречит, 2. соответствует
Слайд 8ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
фундаментальные исследования – сбор и систематизация информации по проблеме,
анализ тенденций, поиск противоречий, формулировка и анализ идей. Итог = формулировка цели, сущности и структуры ожидаемого инновационного продукта
Прикладные исследования – создание опытных образцов, испытания, формулировка рекомендаций по разработке и внедрению
выход на рынок, реклама, изучение процесса потребления, коррекция.
Слайд 9ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
1785 – 1835г.г. – новые технологии в текстильной промышленности,
использование энергии воды
1830 – 1890г.г. --- развитие железнодорожного транспорта, механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя
1880-1940г.г. – электричество, тяжелое машиностроение, стальной прокат, радиосвязь, телеграф, автомобиль, самолет, применение цветных металлов, пластмассы, появились крупные фирмы, началась концентрация капитала
1930 -1990г.г. – использование нефти, газа, новых средств связи, синтетических материалов, компьютеры, радары, использование энергии атома, массовое использование конвейеров, появление межнациональных компаний, олигопольная конкуренция
1985 – 2035г.г. --- микроэлектроника, информатика, биотехнологии, генная инженерия, новые виды энергии, космос, единая сеть крупных и мелких фирм, планирование инноваций.
Продолжительность волн будет сокращаться, усиление темпов инновационных процессов.
Слайд 10УРОВНИ РАЗВИТИЯ СТРАН (И.В.Липсиц и А.А.Нещадин)
технологическое ядро – США, Япония, Германия,
Англия, Франция
страны 1-го технологического круга – Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия, Юж. Корея
2-ой технологический круг – наиболее продвинутые из развивающихся стран
постсоциалистические страны Восточной Европы
СНГ
наименее развитые из развивающихся стран
формирующееся ядро нового технологического уклада:
биотехнологии, космическая техника, тонкая химия
Слайд 11
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в странах лидерах
- горизонтальная интеграция науки, производства
и обучения (кластеры)
- государственная поддержка новых технологий (налоговые льготы)
Основные мероприятия по активизации научной деятельности (Фатхутдинов)=
- увеличение финансирования фундаментальных исследований
- увеличение доли конкурсного распределения средств, гранты
- стимулирование взаимного проникновения технологий
- улучшение информационного обеспечения НИР
- реструктуризация НИИ в инженергинговые фирмы
- усиление интеграции науки, производства и образования……
Слайд 12МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Учет тенденций развития системы образования
- интеграция науки,
производства и образования
- непрерывность образования, в т.ч. профессионального
- стандартизация – обучения и профессиональной деятельности
- интеграция – сетевое взаимодействие, МПС, объединения педагогов
- усиление внешней оценки и рефлексии во всех видах деятельности
- дифференциация – профильное обучение, элективные курсы, индивидуальные образовательные маршруты, выбор заданий, дистанционное обучение
- более раннее формирование ЗУН, компетенций
- частные ОУ, увеличение доли платных образовательных услуг
- индивидуализация и увеличение доли самостоятельной работы обучаемых
- интенсификация
- информатизация
- расширение функций и предоставляемых услуг
- взаимное проникновение технологий и терминов
Слайд 13ИННОВАЦИИ в образовании могут быть в:
- цель
- содержание
- структуру ОУ
- функции
-
образовательную среду
- процессы- управления, обучения, воспитания, сопровождения, учения, взаимодействие
- мониторинг
Слайд 14
Планирование инновационных процессов в ОУ – ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ с учетом
анализа ситуации в муниципальной системе образования
Руководство методической работой педагогов
Согласование методических тем
помощь в организации методической работы
конкурсы инновационных продуктов
составление технических заданий для творческих групп педагогов и МО
планирование новых творческих групп и МО
Слайд 15Алгоритм работы над методической темой (определить правильную последовательность)
1.- выбор темы
2.-
поиск противоречий в системе образования
3.- анализ тенденций развития системы образования
4.- изучение методологических основ моделирования педагогических систем
5. - формирующий эксперимент
6.- выбор контрольных и экспериментальных групп
7.- обобщение результатов эксперимента
8.- оформление продуктов инновационной деятельности
9.- констатирующий эксперимент
10.- определение сущности и структуры ключевого понятия исследования
11.- подбор и составление методик диагностики
12.- формулировка цели и задач исследования
13. –составление программы исследования
14. – сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапа эксперимента
15. – изучение опыта решения аналогичных проблем: анализ литературы и опыты других педагогов
16. – презентация продуктов инновационной деятельности
17. – коррекция содержания или технологий инновационной деятельности
Слайд 16ЗАДАЧА
Сформулировать цель, ожидаемый результат, желаемые мероприятия и продукты инновационной деятельности для
творческой группы педагогов «Преемственность между разными ступенями образования»
Составить научно-методические рекомендации к разработке инновационных продуктов педагогов.
Составить перечень методических тем педагогов, если общая тема школы «Интеграция содержания образования».