Слайд 2План лекции
Инновационная деятельность, ее содержание и структура
Типология инноваций как основа инновационного
менеджмента
Слайд 4Основные подходы к понятию инновации
Инновация рассматривается как результат творческого процесса
Инновация представляется
как процесс внедрения новшеств
Слайд 5Формированию международного стандарта понятия инновации как управленческой категории способствовали:
«Руководство Фраскати» –
рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях (Фраскати в 1963 г. )
«Руководство Осло» – документ, способствующий формированию общего подхода к понятию инновации (Осло в 1992 г. )
Слайд 6Инновация (нововведение)
это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой
или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности
Слайд 7Свойства (критерии) инновации
научно-техническая новизна
практическая воплощенность (промышленная применимость)
коммерческая реализуемость, которая означает, что
новшество «воспринято» рынком
Слайд 8Инновационный процесс
представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций)
Слайд 9Основные компоненты инновационного процесса
Слайд 10Временной лаг (интервал)
временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса –
новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом
Слайд 11Движущие силы инновационных процессов
получение конкурентного преимущества
государственное регулирование
фундаментальные характеристики
человеческой натуры, такие как любопытство и лень
Слайд 13Базисные и улучшающие инновации
Базисная инновация (радикальная) – это такое нововведение,
которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений
Улучшающая инновация (приростная) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов
Слайд 14Производственные и управленческие инновации
Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах
или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс
Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах
Слайд 15Продуктовые и процессные инновации
Продуктовая инновация включает получение нового продукта или
услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке
Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы
Слайд 16Модели, при исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций
Модель лага -
подход, при котором продуктовые и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга, т.е. осуществление одного типа инноваций приводит через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа. В рамках данного подхода в инновационном менеджменте построены две модели:
модель продуктового цикла
модель обратного продуктового цикла
Синхронная модель - подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций
Слайд 17Модель продуктового цикла (Абернаси-Аттербек)
Слайд 18Модель обратного продуктового цикла (Барраса)
Слайд 19
Интенсивность осуществления инноваций – степень инновационности, которая равна числу инноваций, осуществленных
за определенный период времени
Скорость осуществления инноваций – это скорость, с которой вводятся инновации после того, как они были впервые осуществлены в каком-то другом месте. Этот показатель характеризует способность быстро реагировать на инновации