Слайд 2В общем смысле этика – это набор моральных принципов и ценностей,
управляющих поведением человека или группы людей и определяющих положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.
Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства
Что такое этика менеджмента?
Слайд 3Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, являются
частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.
Слайд 4миссия и ценности компании – помогают сплотить команду, довести до сведения
каждого сотрудника стратегические цели и идеи, сделать работу эффективной, интересной и радостной
Этические ценности и миссия организации
Противоположность мнений по поводу этики бизнеса
на практике все эти "сплочения" и "миссии" становятся для работников не "источником радости", а настоящим адом
на практике все эти "сплочения" и "миссии" становятся для работников не "источником радости", а настоящим адом
Слайд 5Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике
вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли.
Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью.
Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.
Слайд 6 ПРИБЫЛЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, НО ЧЕСТЬ ПРЕВЫШЕ ПРИБЫЛИ
Слайд 7Основным субъектом управления в фирме или ее подразделении является менеджер (руководитель,
управляющий). Именно он отвечает за организацию ее деятельности, достижение поставленных перед ней задач. Важнейшим направлением его работы наряду с реализацией чисто технических и технологических вопросов является мобилизация работников на решение производственных задач. А для этого необходимо быть не только руководителем, владеющим властными полномочиями, но и лидером, т.е. человеком, воздействующим на работников своим авторитетом.
Слайд 8По стилю руководства выделяют три типа лидеров:
Автократический
лидер
Демократический
лидер
Либеральный
лидер
Слайд 9Автократический лидер
лидер, который обычно определяет структуру деятельности подчиненных,
концентрирует власть в своих руках, берет на себя всю полноту ответственности, лишает работников возможности участия в принятии решений. В достижении своих целей им используются психологическое давление, в частности угрозы, наказания, вселение в сознание страха. Указания даются кратко по-деловому, похвалы и порицания субъективны.
Слайд 10Демократический лидер
в своей деятельности руководствуется посылкой,
что труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, если люди приобщены к организационным целям, они будут брать на себя ответственность, использовать управление и самоконтроль. Исходя из этой посылки, такой руководитель будет стремится делегировать полномочия подчиненным, допускать их к принятию решений, предоставлять свободу в выполнении заданий. В достижении целей он пользуется убеждением и похвалой. В обращении с работниками уважителен, тактичен, объективен, создает атмосферу сотрудничества. Порицания делаются в форме советов.
Слайд 11Либеральный лидер
позволяет полную свободу группе в определении
своих целей и контроле за своей работой, минимально участвует в принятии решений и перепоручает решение всех проблем своим заместителем. Он старается уйти от ответственности, избегает конфликтов и устраняется от их разбора.
Слайд 12Менеджер привносит в работу свои личные черты и манеру поведения. Индивидуальные
потребности, семья, религиозные убеждения – все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. При принятии этически верных решений менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.
Слайд 13Этика и новое рабочее место
Сегодня многие передовые компании понимают, что результаты
их деятельности измеряются не только финансовыми показателями. Проблемы этики, влияния социальных мероприятий на экономические показатели компании волнуют как менеджеров, так и ученых; вокруг этой темы ведутся оживленные дебаты. Наиболее остро стоит вопрос о том, не повредит ли «прилежное поведение» фирмы результатам ее деятельности, ведь, в конце концов, этические программы стоят денег.
Слайд 14Повышение показателей этичности поведения
Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик
этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.
Слайд 15К вариантам поведения, обычно запрещенными этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки,
выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использовании информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов, хотя некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам.
Слайд 16взятки
вымогательство
подарки
выплата соучастнику части незаконно полученных денег
конфликт на почве столкновения интересов
нарушение закона
в целом
мошенничество
раскрытие секретов компании
использование информации полученной в доверительной беседе
незаконные выплаты политическим организациям
противоправное поведение ради интересов фирмы
К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами относятся:
Слайд 17Обучение этическому поведению. Еще один подход, используемый организацией для повышения показателей
этичности поведения, - обучение этическому поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этическому поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.
Слайд 18 профессионализм
порядочность
преуспевание
+
Слайд 19литература
Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М. : Финансы и статистика, 2002.
- 192 с.
Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб. : Питер, 2002. - 336 с.
Иван Браим. Этика делового общения», Минск, 1996