Человеко-машинный интерфейс как элемент системы управления
С момента появления вычислительной техники до недавнего времени основным объектом внимания были сами ЭВМ. Все усилия их создателей были направлены на то, чтобы эффективно использовать существующие технологии, а не на то, чтобы пользователям было удобно их эксплуатировать. Только специалисты с глубоким знанием внутренних механизмов ЭВМ могли ими управлять.
Невозможно, чтобы большинство пользователей стали глубокими специалистами по ВТ – наоборот, -– обслуживание ЭВМ должно стать проще и понятнее для пользователя.
Рис. 1. Взаимосвязи между человеком-пользователем, целями и технической системой (инструментом)
В любом техническом процессе можно выделить три составляющие:
цели, задачи;
пользователь/оператор;
техническая система/процесс (инструмент).
Пользователь для достижения определенного результата использует техническую систему (инструмент). Следовательно, инструмент является интерфейсом между пользователем и целью. Инструмент должен давать возможность пользователю полностью сконцентрироваться на цели и не отвлекаться на то, как инструмент работает
цели, задачи;
пользователь/оператор;
техническая система/процесс (инструмент);
управляющее оборудование, управляющая ЭВМ (инструмент).
В автоматизированном техническом процессе можно выделить четыре составляющие
Функции автоматизированных систем управления
мониторинг – сбор и оценка данных о техническом процессе;
управление некоторыми параметрами технического процесса;
автоматическое управление – связь входных и выходных данных используя обратную связь.
Рис. 3. Основные функции системы управления
Управление
Автоматическое управление
Традиционный подход – прямое цифровое управление. ЦЭВМ рассчитывает управляющие сигналы для исполнительных устройств. Все данные наблюдения передаются в полном объеме от датчиков к центру управления, а управляющие сигналы – обратно к исполнительным устройствам.
Современный подход – распределенное прямое цифровое управление Вычислительная система имеет распределенную архитектуру, а цифровые регуляторы реализованы на основе локальных контроллеров, расположенных вблизи технического процесса. ЭВМ верхних уровней управления рассчитывают опорные значения, а локальные контроллеры ответственны главным образом за непосредственное управление техническим процессом, выработку управляющих сигналов для исполнительных механизмов на основе данных локального мониторинга. Локальные ЭВМ включают в себя цифровые контуры управления.
Модель человеческого поведения
Рис. 3. Упрошенная иллюстрация уровней человеческого поведения модель действия
накопление и хранение чувственной информации;
кратковременная или оперативная память;
долговременная память.
Рис. 4. Модель двухуровневой памяти
Информация, накопленная органами чувств, попадает в кратковременную память, где мозг может (должен) сознательно обратить на нее внимание.
Из кратковременной памяти информация передается в долговременную, причем в большинстве случае сознательным усилием воли.
Ошибки
Человек в сложной системе.
Мысленные модели сложных систем
большинство людей в первую очередь интересуются не тенденцией и характером развития процесса, а лишь существующим положением и склонны реагировать только на текущие обстоятельства, не планируя свои действия в будущем;
задержка реакции отрицательно сказывается на управляемости системы; люди обычно не распознают неустойчивость, вызванную запаздыванием управляющего воздействия;
у людей обычно возникают трудности, если изменения происходят по экспоненциальному закону. Люди, обычно, пользуются линейной экстраполяцией;
для человеческого мышления характерны взаимно-однозначные (одно событие влечет другое), а не множественные (сложные сочетания событий влекут другие события) причинно-следственные связи;
люди стремятся избегать трудностей, т. е. заниматься наименее проблемной и соответственно, менее важной деятельностью;
Управление уровнем сложности системы
Снижение уровня сложности
Адекватность
каковы стандартные задачи;
как эти задачи выполняются;
какая информация требуется для выполнения этих задач;
какова степень свободы, предоставляемая оператору в случае аварийных или непредвиденных ситуаций и в нештатных условиях работы.
Простота — наиболее важный принцип для всех видов проектирования. Простота означает, что вместе с важными данными не выводится бесполезная, несущественная или избыточная информация. С другой стороны, простота вовсе не означает скудность изобразительных средств. Поскольку степень простоты нельзя объективно измерить, ее нужно рассматривать как общий принцип в контексте методов проектирования и оценки.
Наглядность — это степень прозрачности функционирования системы. В идеале пользователь должен иметь ощущение прямого контакта с техническим процессом, а не с автоматизированной системой управления. Наглядность позволяет опознавать цели и функции устройств по некоторым визуальным образам интерфейса (цвет, форма, вид).
Наглядность должна обеспечивать связь между техническим процессом, его режимами и мысленной моделью пользователя.
Система управления должна поддерживать и улучшать наглядность управляемого процесса.
Для преодоления такой ситуации используются два подхода:.
затрудняется, когда в проекте участвуют несколько человек
когда к определенному представлению применимы несколько противоречивых правил и не очевидно, какое из них выбрать.
Каждый элемент связывается только с одним зрительным признаком (величина, цвет, форма), так что разные ситуации могут отображаться одновременно, например с помощью размера и цвета.
Введение определенной иерархии, когда определенный тип информации перекрывает другие.
Кодирование
Отображение информации о процессе
нормальный режимы работы: запуск, остановка, управление процессом в нормальных условиях, определение параметров, оптимизация;
выявление аварийных состояний;
поддержка при определении стратегии вмешательства.
Цели процесса управления можно определить как:
пассивной форме — сообщить информацию, или
с активной точки зрения — направлять оператора при выполнении замыслов разработчика.
Информация на экране должна обеспечивать различные типы задач:
вести процесс в соответствии с технологией и,
распознавать и выявлять аварийные состояния и предпринимать необходимые меры, чтобы поддерживать безопасность процесса.
оно адекватно цели, т. е. предоставляет не более и не менее информации, чем необходимо (простота);
оно, насколько возможно, самодокументировано (наглядность);
оно унифицировано на нескольких уровнях: на разных экранах символы и цвета имеют одинаковое значение, и пользователь знает, чего ждать в различных ситуациях (последовательность).
Проблема отображения информации на экране — это решение о том, что должно быть показано и как?
Ответ на вопрос дает анализ структуры производства и цели отображения, т. е. какую информацию необходимо сообщить и какие производственные задачи должны быть выполнены.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть