Слайд 1ТЕМА 4:
«ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ»
К.пс.н., доцент С.В. Чегринцова
Слайд 2БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Человек - единство физического и духовного, природного и социального, наследственного
и приобретенного; существо, наделенное разумом, духом, обладающее мышлением, речью.
Индивид – это единичное природное существо, представитель вида, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт, имеющий общебиологические свойства: пол, возраст, тип, конституция.
Субъект – это совокупность характеристик человека как распорядителя собственных сил, способностей, как активного пользователя социальной среды.
Слайд 3Универсум рассматривается как совокупность высших духовных свойств человека, проявляющаяся как общечеловеческое
бытие человека в том, что характеризует его как члена человеческой общности в деятельности для других.
Личность – это целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена микросоциума (социальное бытие).
Слайд 4ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА
Поведение работника – это совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных
занимаемой в организации позицией, определяющая отношение к организационным ценностям и нормам.
Слайд 5ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ
Слайд 61. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Слайд 72. ВОСПРИЯТИЕ И АТРИБУЦИЯ
Восприятие – это сложный опосредующий когнитивный процесс, с
помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды.
Атрибуция – процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему.
Слайд 8ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
«эффект ореола» или «галоэффект»;
«эффект первого впечатления»;
«эффект новизны»;
«эффект роли»;
«эффект присутствия»;
«эффект авансирования»;
«эффект
красоты»;
«эффект ожиданий»;
«эффект проекции» и др.
Слайд 93. СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями
для успешной деятельности.
- элементарные и сложные;
- общие и специальные;
- теоретические, учебные и творческие;
коммуникативные и предметно-деятельностные.
Слайд 104. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Ценности – осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла
его жизни:
физические;
эмоциональные;
интеллектуальные.
Слайд 115. КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компетентность - это владение определенными компетенциями.
Компетенции – это совокупность новообразований,
знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов.
Слайд 12ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА
Уровень развития компетенции
приобретение использование устаревание
Слайд 136. МОТИВАЦИЯ
Мотивация – это осознанное, внутреннее побуждение индивида к активности.
Слайд 15ПОТРЕБНОСТЬ, МОТИВ И ИНТЕРЕС
Потребность – это вид функциональной и психологической нужды
или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности индивида.
Мотив – актуализированная потребность; своеобразный механизм, вызывающий активность и определяющий направление и содержание поведения человека.
Интерес – конкретное выражение осознанных потребностей.
Слайд 22ТЕОРИЯ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА
Ценность вознаграждения
Способности и характер
Результаты
Оценка роли работника
Затраченные усилия
Внутреннее вознаграждение
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
Оценка связи «усилия
-вознаграждение»
Внешнее вознаграждение
Слайд 24СТИМУЛИРОВАНИЕ
Стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и
наказаний.
Стимул – это побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы.
Слайд 26СОЦИАЛЬНЫЕ ГЕНОТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
Слайд 287. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Должностная инструкция – это документ, разрабатываемый для каждой должности
на основе Положения и подразделении, квалификационной характеристики, проведенного анализа рабочего места и в соответствии с утвержденным в организации штатным расписанием.
Слайд 29ДОЛЖНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКА
Слайд 308. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Организационная культура – это система неформальных
правил и норм
деятельности, обычаев и традиций,
символов и ценностей, индивидуальных и групповых
интересов, особенностей поведения персонала
организации, стиля руководства, показателей
удовлетворенности работников
условиями труда,
уровня взаимного сотрудничества
и совместимости работников между
собой, перспектив развития.
Слайд 31МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРИОБЩЕННОСТЬ
РАЗОБЩЕННОСТЬ
Слайд 32БАЗА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Слайд 33Главный управленческий закон:
«Как высшая администрация относится к работникам, так и работники
относятся к организации».
Слайд 34МОДЕЛИ ОСНОВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОТШЕНИЯ
ЦЕННОСТНОЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
Слайд 36СЕГМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 37УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ РАБОТНИКА
Карьера – это иерархическое отражение пути должностного продвижения работника
на протяжении всего трудового периода или его отрезка.