Слайд 1Тема: Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией
На примере ОАО «Лукойл»
Слайд 2Цели и задачи курсовой работы:
Целью данной работы является понятие авторитета, лидерства
и власти в управлении организацией.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам и общим принципам власти и лидерства.
Вторая глава курсовой раскрывает власть и лидерство в управлении ОАО «ЛУКОЙЛ»
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента
Слайд 3Понятие авторитета, власти и лидерства
Авторитет (от лат. «auctoritas» — власть, влияние)
— влияние индивидуума, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидуумом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представленной властью. Во втором значении оно может и не совпадать с отождествлением власти, им может пользоваться индивидуум, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Референтность (от лат. referens — сообщающий) — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
Слайд 4Лидер
Администратор
Поручает
Работает по целям других
План – основа действий
Полагается на систему
Использует доводы
Контролирует
Поддерживает движение
Профессионален
Принимает
решения
Делает дело правильно
Менеджер
Инноватор
вдохновляет
Работает по своим целям
Видение – основа действий
Полагается на людей
Использует эмоции
Доверяет
Дает импульс движению
Энтузиаст
Превращает решения в реальность
Делает правильное дело
Слайд 5 Менеджер – это человек, который направляет работу
других и несет персональную ответственность за ее результаты.
Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность.
Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности у самого лидера. Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер, должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
Слайд 6Открытое Акционерное Общество «Нефтяная компания «Лукоил»
Слайд 7Общая характеристика и история ОАО «Лукойл»
25 ноября 1991 года вышло Постановление
Правительства РСФСР №18 о создании нефтяного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть», который впоследствии был преобразован в Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».
Название «ЛУКОЙЛ» образовано из начальных букв названий городов Лангепас, Урай и Когалым, в которых расположены основные нефтедобывающие предприятия, вошедшие в состав Компании. Это название предложил Равиль Маганов, который в то время являлся генеральным директором предприятия «Лангепаснефтегаз».
В 1994 году начались первые приватизационные торги и торговля акциями Компании на вторичном рынке. В этом же году ЛУКОЙЛ вошел в свой первый международный проект - приобрел 10% участия в разработке крупнейшего в азербайджанском секторе Каспия нефтяного месторождения Азери-Чираг-Гюнешли.
Слайд 8Позиции ОАО «Лукоил»
Компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по
размеру доказанных запасов нефти
· Компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти
· 17,8% общероссийской добычи нефти и 18,2% общероссийской переработки нефти
· Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2010 году более 100 млрд долл. и чистой прибылью более 9 млрд долл.
* По данным EIG.
Бизнес-сегмент «Геологоразведка и добыча»
ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.
Доказанные запасы углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2010 года составляют 17,3 млрд барр. н. э.
На Россию приходится 89,8% доказанных запасов Компании и 90,6% добычи товарных углеводородов. За рубежом Компания участвует в 11 проектах по добыче нефти в пяти странах мира.
Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ - Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 44% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.
Слайд 9Результаты исследований стиля руководства
Для определения, какой же стиль руководства применяется
можно воспользоваться концепцией Блэйка и Мутона.
Из опроса работников, когда-либо протестированных, можно сделать следующие выводы: руководитель уделяет достаточно много времени и внимания персоналу (различные отдыхи, корпоративы, культурные мероприятия). Однако, при этом, он не забывает и про организационные вопросы.
Директор внимательно слушает мнения подчиненных относительно какого-либо вопроса и после этого принимает решение.
Для определения, является ли генеральный директор лидером, или он имеет это звание просто так занимает эту должность, был проведен следующий тест : «Администратор или лидер?» В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно их продумать и выразить степень согласия с каждым из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 - полное несогласие, 5 - согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей. Психологические тесты.- М.: Эксмо, 2004.
Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный директор набрал 85 балла, по шкале администратора - 65 балла. Это значит, что примерно на 56,7% он лидер и на 43,3% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными.
Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и дела не управляли им, он должен понимать, какое значение имеет планирование для сотрудников (реализация их планов).
Так же из информации о этой организации я узнала что, проводился тест под названием «Лидер») . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов - лидерство выражено слабо.
26-35 баллов - средняя выраженность лидерства.
36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени.
свыше 40 баллов - склонность к диктату. Психологические тесты.- М.: Эксмо, 2004.
Руководитель набрал 35 баллов, что говорит о средней выраженности его лидерства, но очень близко к высокой выраженности.
Несмотря на то, что он работает в одной из лучших организаций, это не значит, что ему можно расслабиться. Необходимо постоянно улучшать методы руководства, улучшать самоконтроль и самокритичность, поощрять командный дух.
Слайд 10
Заключение
Проблемы, связанные с лидерством и руководством в менеджменте изучена практически полностью:
рассмотрены различные понятия, сущности, лидерские способности.
Существует разное количество подходов к теории личности. Согласно одной из них, личностной теории, у лучших руководителей уже есть определенный набор общих для всех личных качеств. Если продолжить, то можно предположить, что эти качества можно было бы выявить, то люди могли бы научиться вырабатывать их у себя и становиться хорошими руководителями. Мы можем перечислить некоторые из этих черт: интеллект, внешность, здравый смысл, социальное образования, уверенность в себе.
Поведенческий подход предложил нам основу для классификации стилей руководства.
Но ни личностный подход, ни поведенческий не смогли выявить логического сравнение между этими личными качествами или стилем руководства, с одной стороны, и эффективностью с другой. Но это не означает, что личные качества или поведение не имеют ни какого смысла. Наоборот, они являются ключевыми принципами успеха. Но позднее, исследования показали нам, что в эффективности, могут сыграть роль дополнительные факторы. Они включают интересы, потребности, качества подопечных, требования среды, и информация у руководителя.
Новые подходы, концентрируют внимание на способностях лидер показать совершенно новое решение проблемы и передать ее таким образом, чтобы у подчиненных появился энтузиазм и мотивация выполнить данную цель.
Благодаря проводившимся тестам, в организации, я определила, что руководитель организации имеет больше лидерских навыков, чем административных. Однако лидерские навыки, находятся где-то в районе среднего уровня. Отсюда следует, что руководитель должен стараться, чтобы внешние обстоятельства и дела не управляли им, он должен понять, какое влияние его планирование окажет на возможности сотрудников (для выполнения их планов). Так же я выяснила, что, чем больше проявление лидерских качеств, тем больше склоняются к авторитарному стилю. Естественно, всем понятно, что нельзя придерживаться только одного стиля, необходимо либо менять их в процессе управления, либо применять различные их комбинации. Тем не менее, можно сказать, что управлять надо посредством социальных, экономических методов вместе с демократическим стилем. Т.к. новые идеи или нестандартные подходы к решению задач не появятся только потому, что так захотел руководитель.