Слайд 2Речь и общение
при нарушениях зрения.
Слайд 3 Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается
в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накапливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.
Слайд 4На ранних этапах значение слова в понимании ребенка связывается с эмоциональным
переживанием целой ситуации. Это приводит к тому, что слова соотносятся с широким кругом различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию.
В дальнейшем слово начинает связываться с воспринимаемым конкретным предметом и лишь значительно позже — с формирующимся представлением: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
Слайд 5 Развития фонематического слуха у ребенка раннего возраста :
в 8
месяцев ребенок воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает;
в 10—11 месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т. е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным элементам речи, от фразы к слову.
Слайд 6 Опора на активное речевое общение и есть тот
обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обуславливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка.
Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся
двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для
компенсации слепоты.
Слайд 7Особенности развития речи детей с нарушениями зрения.
Слайд 8 Формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только
на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии
НАРУШАЕТСЯ.
Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей.
Слайд 9
Дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, причем в
большей степени, чем нормально видящих. Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм).
Выпадение или серьезные
нарушения функций зрения
ограничивают количество
воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.
Слайд 11 Ограниченная возможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений
и их свойств лишает слабовидящих возможности произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами и обедняет значения слов.
Слайд 12 При нормальном общении с окружающими слабовидящие дети имеют все
условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность
общения, что
отрицательно
сказывается
на формировании
у них
речевых навыков и
языкового чутья.
Слайд 13 Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов,
делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание.
Слайд 14
Дети не воспринимают или недостаточно хорошо воспринимают массу
мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами, они существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной.
Слайд 15Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушением зрения.
Зрительный дефект - биологическое неблагополучие ребенка…
Слайд 17
Овладение приемами узнавания и осмысления предметов у детей с нарушением зрения
происходит медленнее. Для полного опознания объекта нужно многократное предъявление (от 2 до 12 предъявлений).
Характерные ошибки слабовидящих детей при сличении и осмыслении сходства и различий проявлялись в догадках, уподоблении по одному из признаков, иногда не основному.
Слайд 18Довольно часто при рассматривании незнакомых объектов слабовидящие дети могут оставаться пассивными,
у них даже не возникает желания и интереса познать объекты.
Такое поведение детей можно объяснить тем, что дети способны видеть, но не умеют самостоятельно анализировать, осмыслять виденное. При слабовидении, когда умение и способность видения ограничены, дети даже не пытаются осмысливать изображение.
Слайд 19Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не
однозначно. Из всех трех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию.
Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее дети опознают объект.
Слайд 20МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ.
Слайд 21Развитие зрительного восприятия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с
нарушениями речи
Слайд 22ПРИНЦИПЫ коррекционной работы (Л.И.Плаксина)
Принцип дифференцированного подхода в организации коррекционной помощи детям,
которая должна учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта, характера зрения и особенности познавательного развития.
Принцип единства педагога и ребёнка, где обязательным является внимательное изучение ребёнка в процессе деятельности, а весь процесс воздействия строится на основе учёта интересов и психических возможностей ребёнка.
Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия. Это позволяет извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, и проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.
Слайд 23ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеют:
Разработка доступных для детей зрительных нагрузок, целью которых является
повышение зрительных функций амблиопичного глаза.
Знание учителем – логопедом зрительного диагноза ребёнка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис).
Стремление
Развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Это очень важно для становления здорового психического состояния детей.
Слайд 24 Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о
предметности окружающего мира учёные связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур.
Слайд 25
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в структуре преодоления
речевых нарушений у слабовидящих дошкольников позволяет корригировать нарушенные зрительные функции, развивать процесс восприятия и преодолевать вторичные отклонения в психофизическом развитии.