Слайд 1КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА
КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Лекции по дисциплине «Возрастная
физиология и школьная гигиена»
Лекция 1 «Введение в Возрастную физиологию. Физиологические закономерности роста и развития детей и подростков»
Алматы 2017
Слайд 2Цель лекции: Изучить основные понятия возрастной физиологии, физиологические закономерности роста и
развития детей и подростков. Значение возрастной физиологии.
План лекции: Цели и задачи возрастной физиологии. Значение возрастной физиологии для физической культуры и спорта. Понятие «рост» и «развитие». Возрастная периодизация, гетехронность, сенситивный период, акселерация, ретардация.
Слайд 3Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования
организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Онтогенез (гр. ontos – сущее+genesis – происхождение) – индивидуальное развитие организма от зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до конца жизни особи. Термин «онтогенез» ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919) в 1866 г.
Физиология (гр. рhysis – природа + logos – учение) – наука о функциях живого организма, о процессах, протекающих в организме и его частях – органах, тканях и клетках. Как наука физиология ведет свое начало с 1628 года, с работы английского врача, первого физиолога, Уильяма Гарвея (1578-1657), первооткрывателя кровообращения.
Таким образом, возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Основоположником возрастной физиологии, и в частности геронтологии (см. ниже), считается русский ученый И.И. Мечников (1845-1916), сформулировавший теорию старения и смерти как результат отравления организма продуктами гниения белков в кишечнике.
Слайд 4Эрнст Генрих Филиипп Август Геккель (1834-1919) – немецкий естествоиспытатель и философ.
Слайд 5Уильям Гарвей (1578-1657) – английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии.
Слайд 6Илья Ильич Мечников (1845-1916) – русский и французский биолог (зоолог, эмбриолог,
иммунолог, физиолог и патолог).
Слайд 8Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирование и
регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Основные задачи возрастной физиологии:
выяснение основных закономерностей развития человека;
установление параметров возрастной нормы;
определение возрастной периодизации онтогенеза;
выявление сенситивных и критических периодов развития;
изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития;
выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.
Разделами возрастной физиологии являются геронтология и гериатрия.
Геронтология – наука о старении организмов, основная цель которой – поиск средств продления активной и полноценной жизни человека.
Гериатрия изучает болезни людей пожилого и старческого возрастов, разрабатывает методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний.
Слайд 9Основные понятия возрастной физиологии
Под развитием в широком смысле слова следует понимать
процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Различают физическое и психическое развитие детей и подростков.
Физическое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Иногда отдельно от физического развития выделяют репродуктивное развитие.
Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.
Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формобразование
Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Слайд 10Этапы онтогенеза психики человека
Слайд 12Рост – это количественный процесс, характеризующийся увеличением массы организма за счет
изменения числа клеток и их размеров.
Дифференцировка – это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Например, нервная клетка, закладывающаяся в составе нервной трубки эмбриона (зародыша) и потенциально может выполнять любую нервную функцию. Если нейрон, мигрирующий в зрительную область головного мозга, пересадить в область, ответственную за слух, он превратится не в зрительный, а в слуховой нейрон.
Формообразование – это приобретение организмом присущих ему форм. Например, ушная раковина приобретает форму, присущую взрослому человеку, к 12 годам.
Основные закономерности роста и развития:
непрерывность
неравномерность (изменчивость)
гетерохроность.
Слайд 13Схема развития (дифференцирования) кровяных клеток
Слайд 14Гетерохронность проявляется в трех видах: Ретардация, Средний темп развития, Акселерация.
Ретардация (лат.
retardatio – замедление, задержка) – процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.
Акселерация (лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков в 20 в.
Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.
Слайд 18Существует много гипотез о причинах акселерации, но они сводятся к следующим:
общие
темпы ускорения жизни,
улучшение материальных условий,
повышение качества питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,
искоренение многих тяжелых детских недугов.
радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма;
изменение магнитного поля Земли.
Возрастная периодизация – деления процессов развития человека на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды (см. таблицу на следующем слайде)
Слайд 22В возрастной физиологии выделяют сензитивные и критические периоды, которые являются процессами
возрастного развития; проявляются в наличии особых периодов, когда обостряется чувствительность к определенным влиянием окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет, навыков чтения – 5-8 лет, навыков письма – 6-8 лет, для развития абстрактного мышления («выделять самое важное для себя») – 10-14 лет.
В постнатальном развитии выделяют три критических периода (возрастные кризы, скачки роста):
первый критический период наблюдается в возрасте 2-3,5 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания.
второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди – школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность и т.д.
третий критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11-15 лет, т.е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний.
Слайд 23Автор известной системы раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие
сензитивные периоды развития:
Период развития речи (0-6 лет)
Период восприятия порядка (0-3 года)
Период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Период развития движений и действий (1-4 года)
Период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Слайд 24Критические периоды беременности
Слайд 29Значение возрастной физиологии.
Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных особенностей
функционирования организма ребенка неоднократно подчеркивалась учеными.
Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела, и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Слайд 30Важное значение возрастной физиологии имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка.
Объективное изучение функций мозга детей разного возраста поваляет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Учителя, знающие анатомию и физиологию ребенка, могут своевременно заметить ненормальность в быстрорастущем организме и через врача предупредить неправильный рост, нарушение осанки, плоскостопие, ухудшение зрения и т.д., правильно организовывать утреннюю гимнастику, спортивные занятия и необходимый трудовой процесс.