Слайд 1Лектор:
заведующая кафедрой гигиены
доктор медицинских наук,
профессор
Волкотруб Людмила Петровна
Слайд 2Кафедра гигиены
Основана 27 февраля (13 марта) 1889 года в составе медицинского
факультета Томского императорского университета.
Александр Иванович Судаков – первый заведующий кафедрой гигиены, в последующем – ректор университета.
В 1893 г.был построен гигиено-фармакологический института (гигиенический корпус СибГМУ), 1907 г. – лекционная аудитория.
Слайд 3Судаков
Александр
Иванович
1889 -1904 гг.
Слайд 4Лащенков
Павел
Николаевич
1905 – 1925 гг.
Слайд 5Суздальский
Виктор
Иванович
1926 – 1963 гг.
Слайд 6Воробьева
Антонина Ивановна
1963 – 1985 гг.
Слайд 7Рипп
Гешель
Хононович
1985 – 1990 гг.
Слайд 8Байковский
Владимир
Владимирович
1990 – 1995 гг.
Слайд 9КУРС ГИГИЕНЫ
ЛЕКЦИЯ 1
Тема лекции: Введение в гигиену.
Слайд 10План лекции
Цель и задачи гигиены.
Связь гигиены с другими науками.
Профилактика болезней, виды
и уровни профилактики.
Факторы, влияющие на здоровье.
История гигиены.
Санитарная служба РФ – структура и функции.
Методы гигиенических исследований.
Слайд 12
У древнегреческого врача Эскулапа (Асклепия) было две дочери – Гигиея и
Панацея.
Старшая дочь Гигиея была попечительницей здоровья людей, олицетворяла чистый воздух и целебные водоисточники.
Слайд 13
Гигиена (hygieinos – приносящий здоровье) медицинская профилактическая наука, изучающая влияние различных
факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни с целью сохранения его здоровья.
Санитария - практическое применение
положений, разработанных гигиенической наукой.
Слайд 14Г.В. Хлопин:
Гигиена – наука о сохранении и увеличе-нии человеческого здоровья, а
санита-рия – искусство, с помощью которого достигается эта цель.
Слайд 15 Цель гигиены – сохранение
и укрепление здоровья человека
Сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь более полноценной, упадок наименее быстрым, а смерть – более отдаленной.
Э.А.Паркс
Слайд 16Цель медицины – сохранение, укрепление и восстановление здоровья людей.
Эта цель достигается
двумя методами:
предупреждением болезней, преждевременного изнашивания, старения организма;
лечением заболевших.
Слайд 17Разделы медицины
Профилактическая.
Клиническая.
Экспериментальная.
Гигиена - основа профилактической медицины.
Слайд 18Мудров Матвей Яковлевич (1776-1831 гг.)
«Взять на свои руки людей
здоровых, предохранить их от болезней..., предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем первая его обязанность».
Слайд 19 Пирогов Николай Иванович
(1810 – 1881 гг.)
«Я верю в гигиену.
Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству".
Слайд 20
Захарьин Григорий Антонович
(1829-1897 гг.)
Успехи терапии возможны лишь при
условии соблюдения гигиены Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена... Одним из важнейших предметов деятельности практического врача является распространение гигиенических или санитарных норм среди населения.
Слайд 21 Задачи гигиены
Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий,
оказывающих влияние на здоровье человека.
Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на максимальное использование положительно влияющих на организм факторов окружающей среды и устранение или ограничение до безопасных уровней неблагоприятно действующих.
Внедрение в практику здравоохранения разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование.
Прогнозирование санитарно-гигиенической ситуации на ближайшую и отдалённую перспективу.
Слайд 22 Объекты изучения гигиены
Окружающая среда (среда обитания) – совокупность элементов физического, химического,
биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему.
Здоровье человека – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Слайд 23Философия
Биология
Физика
Анатомия
Химия
Клиника
Физиология
Математика
Архитектура
Техника
Психология
Социология
Информатика
СВЯЗЬ ГИГИЕНЫ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Гигиена
Слайд 24
Профилактика – действие, направленное на предупреждение события.
Слайд 25Профилактика – система государствен-ных, медицинских и общественных мер, направленных на охрану
здоровья насе-ления, обеспечение оптимальных усло-вий среды обитания, воспитание здоро-вого молодого поколения, на повышение трудоспособности и продолжительности активной жизни.
Слайд 26Гиппократ:
«Заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».
Слайд 27Уровни профилактики (ВОЗ)
ПЕРВИЧНАЯ (ГИГИЕНИЧЕСКАЯ) ПРОФИЛАКТИКА – направлена на устранение факторов риска
развития болезней и предупреждение заболеваний у здоровых людей.
ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – направлена на раннюю диагностику и своевременное лечение боль-ного человека для предупреждения негативных по-следствий болезни.
ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (РЕАБИЛИТАЦИЯ) – комплекс мер, направленных на облегчение течения хронических, пожизненных заболеваний.
Слайд 28Законодательные основы профилактики
Федеральный закон (далее ФЗ) № 52 «О санитарно-эпиде-миологическом благополучии
населения» (1999 г.).
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (2011 г.).
Основы законодательства об охране окружающей приро-дной среды (2002 г.).
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха » (2005 г.).
ФЗ «Об образовании» (2013 г.).
Конституция РФ (1993 г.)
Федеральные законы
Подзаконные акты
Слайд 29Где найти законодательные акты?
Internet - Справочные системы «Консультант-плюс», «Гарант».
Слайд 30Факторы риска развития болезней
Факторы природного, техногенного или социального характера, существенно
увеличивающие вероятность развития заболеваний людей.
Слайд 31Факторы риска развития болезней
Наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания -
гемофилию, дальтонизм, альбинизм, синдром Дауна и др.).
Эндемические – обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний (флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.).
Природно-климатические (характерные для определённых климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний – в зоне холодного климата, кожных заболеваний в - жарком климате).
Эпидемические – региональные особенности местности, где возникают природно-очаговые инфекции (клещевой энцефалит, лептоспироз, описторхоз).
Профессиональные факторы производственного процесса, приводящие к развитию профессиональных заболеваний.
Социальные – образ жизни, питание.
Экологические факторы риска развития аллергии, онкологических заболеваний.
Слайд 32Значимость факторов, формирующих здоровье населения (ВОЗ)
Образ жизни (53%);
Генетика, биология человека (20%);
Окружающая
среда, природно-климатические условия (17%);
Здравоохранение(10%).
Слайд 33Виды профилактики
Общественная – обеспечивается государственными мерами (Конституция РФ – право на
отдых, лечение и т.д.).
Личная профилактика предусматривает ведение здорового образа жизни – соблюдение режима труда, отдыха, рациональное питание, борьбу с гиподинамией, перенапряжением нервной и других систем организма.
Слайд 34ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ. Этапы
Эмпирический.
Оформление гигиены как науки. XVIII–XIX вв.
Становление
практической службы санитарии. Дифференциация гиги-ены. ХХ век.
Современный этап.
Слайд 35I этап -эмпирический: Библия, Ветхий завет
Обязанности санитарного надзора были возложены на
священников, совмещавших функции жреца, врача-диагноста и чиновника-санитара.
Охрана от загрязнений почвы, водоисточников.
О необходимости отдыха «Помни день субботний» - зачатки регулирования рабочего времени.
Борьба с эпидемиями - очень строгие меры карантина и дезинфекции очагов инфекции.
Семейные предписания относительно супружеских обязанностей, запрета женитьбы на родственниках и др.
Благо тебе будет и долголетен будешь на земле.
Слайд 36II этап развития гигиены: ста-новление как науки. XVIII–XIX в.
Экспериментальная гигиена.
Систематизация
гигиенических знаний с последующей разработкой основ гигиены.
Усиление общественной значимости гигиены и санитарии (Ломоносов, Радищев, Белин-ский, Добролюбов, Писарев, Гундобин, Бот-кин, Захарьин).
Организация первых в России санитарных учреждений – санитарных станций в Москве и Санкт-Петербурге.
Слайд 37 Алексей Петрович Доброславин
(1842 – 1889).
1871 г.- организовал
первую в России кафедру гигиены;
Создал первую русскую школу гигиенистов;
Написал первые русские учебники по гигиене;
Выпустил первый журнал «Здоровье».
Слайд 38Федор Федорович
Эрисман
(1842 – 1915)
Создал Московскую школу гигиенистов;
Заложил основы гигиены
детей и подростков;
Написал учебники по школьной профессиональной гигиене и гигиене питания.
Слайд 39III этап развития гигиены – советский
Дифференциация гигиены.
Значительные достижения науки и
практики.
Существенное улучшение здоровья населе-ния, рост средней продолжительности жизни.
ВОЗ: в 1977 году советская система медицин-ского обеспечения населения признана луч-шей в мире.
Слайд 40Григорий Витальевич
Хлопин
(1863 – 1929)
Ученик и последователь Ф.Ф.
Эрисмана. Окончил физ.-мат. факультет Петербургского и мед. факультет Московского университетов.
Разработал методы санитарно-химического исследования продуктов питания, воды и др.
Слайд 41IV этап развития гигиены и санитарии – современный (первые годы XXI
века)
Значительные преобразования службы государственного санитарно-эпидемио-логического надзора с изменением ста-туса санитарного врача на статус спе-циалиста по надзору.
Слайд 42РАЗДЕЛЫ ГИГИЕНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
ГИГИЕНА ТРУДА
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПСИХОГИГИЕНА
РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ВОЕННАЯ ГИГИЕНА
ТРАНСПОРТНАЯ И АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГИГИЕНА КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Слайд 43Современное название службы
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
или сокращенно
Роспотребнадзор
Слайд 44Структура Роспотребнадзора в РФ
Территориальные управления службы.
Федеральные государственные учреждения (ФГУ)
«Центры гигиены и эпидемиологии».
научно-исследовательские институты (НИИ), научные центры.
кафедры медицинских вузов.
государственные предприятия по про-изводству медицинских и иммунологи-ческих препаратов.
Слайд 45Виды санитарного надзора
Предупредительный
Текущий
Слайд 46Документы
санитарного законодательства
(подзаконные акты)
ПДК, ПДУ, ПДД;
СанПиНы;
ГОСТы, ТУ;
СНиПы.
Слайд 47МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ
Методы исследования факторов среды обитания.
Методы изучения реакций
органи-зма.
Методы математической обработки информации.
Слайд 48Специфические методы гигиены
Метод санитарного обследования и описания объектов надзора;
Гигиенический эксперимент на
лабораторных животных и натурных условиях;
Эпидемиологический метод.
Слайд 49Методы оценки факторов среды
Метод санитарного описания
Длительный период
времени служил почти единственным способом гигиенической характеристики. Правильно проведенное обследование дает возможность рационально наметить время и место последующих лабораторных исследований, а также верно трактовать результаты. Однако этот метод не в состоянии дать точной количественной оценки свойств и факторов внешней среды.
Слайд 50Методы оценки реакций организма
Эксперимент на теплокровных животных
Токсико-гигиенические исследования для оценки токсичности ядовитых ве-ществ в процессе сертификации лекар-ственных препаратов, моющих, дезинфицирующих средств и проч.
Слайд 51Методы оценки реакций организма
Эксперимент в натурных (реальных) условиях среды
в гигиене детей и подростков оценивается реакция детского организма на умственную и физическую нагрузки, режим и т.д.
в гигиене труда - реакция организма работа-ющих на воздействие производственных факторов.
Слайд 52Методы оценки реакций организма
Клинические наблюдения за группой людей
Разработка
материалов периодических медицинских осмотров рабочих вред-ных профессий; мониторинг здоровья детей и подростков.
Слайд 53Методы оценки реакций организма
Эпидемиологический
Применяя метод неинфекционной эпидемиологии, гигиенисты изучают
сдвиги в здоровье населения под влиянием экзо- и эндогенных факторов среды. Анализируют медицинские учётные документы, отражающие состояние здоровья людей, проводят обследования (диспансеризацию), рассчитывают показатели, сопоставляют их с факторами среды обитания.
Слайд 54Методы оценки реакций организма
Психологические
Изучение психического развития и психо-логического состояния
человека; оценка стрессовых влияний среды обитания.
Методы – цветовой тест Люшера, корректурные пробы, рисуночные тесты Керна-Ирасека (для определения школьной зрелости) и проч.
Слайд 55Методы оценки факторов среды
Физические методы
С помощью физических
методов изучают микроклиматические условия, освещение, электрическое состояние воздуха, все виды лучистой энергии, механические и электромагнитные колебания, проводят спектроскопический анализ.
Слайд 56Методы оценки факторов среды
Химические методы
Химическими методами
определяют особенности природного химического состава всех элементов внешней среды, количественные и качественные показатели ее загрязнения, дают возможность сделать заключение о санитарном неблагополучии изучаемого объекта.
Слайд 57Методы оценки факторов среды
Биологические методы
Биологические методы, в
первую очередь бактериологические исследования, например, определение титра кишечной палочки, используются при оценке эпидемиологической безопасности питьевой воды, продуктов питания, воздуха, лекарственных препаратов, оборудования, инструментов и т.д..