Как наука физиология ведет свое начало с 1628 года, с работы английского врача, первого физиолога, Вильяма Гарвея, первооткрывателя кровообращения.
Слово «физиология» греческого происхождения:
physis – природа,
logos - учение, наука.
Уи́льям Га́рвей
(1578-1659)
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – это наука, изучающая строение тела, отдельные органы, ткани и их взаимоотношения в организме.
Науки о строении и функциях человеческого организма
АНТРОПОЛО́ГИЯ— совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах
ГИГИЕНА— наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни, обучения и труда человека.
выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;
определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
установление закономерностей индивидуального развития.
эмбриология, генетика, анатомия, цитология, гистология, биофизика, биохимия
Педиатрия
детская травматология и хирургия
гигиена
возрастная психология и педагогика
Возрастная физиология в системе наук
Эрнст Генрих Геккель
(1834—1919)
Выделяют два основных периода онтогенеза: перинатальный и постнатальный.
Перинатальный период представлен
эмбриональным периодом
(от зачатия до 8-й недели внутриутробного периода) и
плодным (от 9 до 40-й недели).
Обычно беременность продолжается
38–42 недели.
Постнатальный период охватывает промежуток от рождения до естественной смерти человека.
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.
В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.
а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту;
б — головной и спинной мозг;
в — туловище и внутренние органы;
г — половая система
Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста:
Ростовой скачок – это период наиболее активного роста
в первый год жизни, когда происходит полуторакратное увеличение длины и трех-четырехкратное увеличение массы тела;
в возрасте 5-6 лет, когда преимущественно за счет роста конечностей ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого человека;
13-15 лет - пубертатный скачок роста за счет увеличения длины тела и конечностей.
Мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития функциональных систем мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия имеются в физической работоспособности и в психофизиологических показателях.
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - (от лат. proportio — соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.).
Внутренняя сонная артерия
Стенка сонной артерии может выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превышает возможное.
Передача зрительной информации происходит через 1 млн. нервных волокон, в сетчатке глаза находится 100 млн. воспринимающих клеток, т.е. в 100 раз больше.
Парные органы человека:
Легкие, почки, полушария головного мозга, глаза, уши, конечности, молочные железы и др.
«генный портрет» человека – его генотип
Факторы окружающей среды
Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип.
Качество окружающей среды (экологический фактор)
отсутствие родительской ласки и заботы
Неблагоприятный микроклимат в семье
Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.
Внутригрупповая акселерация
– ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
более высокий рост,
большая мышечная сила
большие возможности дыхательной системы
быстрее происходит половое созревание
раньше заканчиваются процессы роста
Повышенные физиологические возможности организма
эндокринные расстройства,
хронический тонзиллит,
нервные расстройства,
кариес зубов,
Повышенное АД
Причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.
Биологические механизмы ретардации мало изучены.
Биологические
причины
Социальные причины
различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения
перенесенные заболевания
низкий материальный доход семьи
отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть