Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) презентация

Содержание

Кандидат биологических наук, доцент Гречнева Анна Николаевна annagrech@mail.ru

Слайд 1ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
(ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ)


Слайд 2Кандидат биологических наук, доцент
Гречнева Анна Николаевна
annagrech@mail.ru


Слайд 3Рекомендуемая литература:
Безруких М.М. Сонькин В. Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология

(физиология развития ребенка): учеб. пособие для вузов рек. УМО по спец. пед. образования - М.: Академия, 2003. – 412 с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: С возраст. особенностями дет. организма: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений рек. МО РФ. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 438с.
Любимова З.В. Возрастная физиология – М.: Владос, 2004. – 301 с.
Савченков Ю.И. и др. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 144 с.
и многие другие издания!!!

Слайд 4План лекции:
Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками
Понятие

об онтогенезе
Рост и развитие организма детей и подростков
Методы исследования в возрастной физиологии
Биологический и паспортный возраст


Слайд 5ФИЗИОЛОГИЯ - наука о функциях организма, отдельных его органов, систем органов

и законов их развития.

Как наука физиология ведет свое начало с 1628 года, с работы английского врача, первого физиолога, Вильяма Гарвея, первооткрывателя кровообращения.

Слово «физиология» греческого происхождения:
physis – природа,
logos - учение, наука.

Уи́льям Га́рвей
(1578-1659)


Слайд 6Paul Rainer William Harvey: Man of Medicine (Original) (Signed)


Слайд 7
МОРФОЛО́ГИЯ (от греч. morphe — форма и logos — слово, учение)

— это наука, изучающая строение организма, как внешнее, так и внутренее.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – это наука, изучающая строение тела, отдельные органы, ткани и их взаимоотношения в организме.

Науки о строении и функциях человеческого организма

АНТРОПОЛО́ГИЯ— совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах

ГИГИЕНА— наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружаю­щей среды и деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни, обучения и труда человека.


Слайд 8Возрастная физиология изучает функциональные особенности индивидуального развития организма в течение всей

его жизни.

Слайд 10Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:




изучение особенностей функционирования различных органов,

систем и организма в целом;

выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

установление закономерностей индивидуального развития.


Слайд 11Возрастная физиология
физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и

систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы

эмбриология, генетика, анатомия, цитология, гистология, биофизика, биохимия

Педиатрия

детская травматология и хирургия

гигиена

возрастная психология и педагогика


Возрастная физиология в системе наук


Слайд 12Понятие об онтогенезе
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом

от зарождения до конца жизни.
Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

Эрнст Генрих Геккель

(1834—1919)

Выделяют два основных периода онтогенеза: перинатальный и постнатальный.

Перинатальный период представлен
эмбриональным периодом
(от зачатия до 8-й недели внутриутробного периода) и
плодным (от 9 до 40-й недели).
Обычно беременность продолжается
38–42 недели.

Постнатальный период охватывает промежуток от рождения до естественной смерти человека.


Слайд 13Согласно возрастной периодизации, принятой на специальном симпозиуме в 1965 г., в

постнатальном развитии организма выделяют следующие периоды:

Слайд 14Организм ребенка – чрезвычайно сложная и в то же время очень

ранимая социально-биологическая система.
Именно в детском возрасте закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.
Адекватная оценка физического развития ребенка возможна лишь при учете особенностей соответствующего возрастного периода, сопоставления показателей жизнедеятельности данного ребенка с нормативами его возрастной группы.


Слайд 15Ребенок - это не взрослый в миниатюре, а организм для каждого

возраста относительно совершенный, со своими морфологическими и функциональными особенностями, для которых закономерна динамика их течения от новорожденности до половой зрелости.

Слайд 16 По мере роста и развития ребенка почти все

физиологические параметры претерпевают значительные изменения: меняются показатели крови, деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения и т.д.
Знание различных возрастных параметров, характерных для каждого возрастного периода, необходимы для оценки развития здорового ребенка.

Слайд 17Понятие роста и развития
Рост – это увеличение длинны, объема и массы

тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток тканей. Таким образом, рост – это количественные изменения в организме.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.



Слайд 18Закономерности роста и развития


Слайд 19Гетерохронность развития человека
Пётр Кузьмич Анохин
(1898 – 1974 гг.)
Гетерохронность
— разновременность, асинхронность, несовпадение

во времени фаз развития отдельных органов и функций.

В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.


Слайд 20Неравномерность темпа роста и развития
Особенностью процесса роста детского организма

являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются замедлением. Наибольшая интенсивность роста в первый год жизни и в период полового созревания.


а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту;
б — головной и спинной мозг;
в — туловище и внутренние органы;
г — половая система

Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста:


Слайд 21Когда во множестве различных тканей организма одновременно происходят интенсивные ростовые процессы,

отмечают так называемые скачки роста

Ростовой скачок – это период наиболее активного роста

в первый год жизни, когда происходит полуторакратное увеличение длины и трех-четырехкратное увеличение массы тела;
в возрасте 5-6 лет, когда преимущественно за счет роста конечностей ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого человека;
13-15 лет - пубертатный скачок роста за счет увеличения длины тела и конечностей.



Слайд 22Особенности роста и развития в зависимости от пола (половой деморфизм)
Изменения длины

тела мальчиков (1) и девочек (2) в зависимости от возраста

Мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превос­ходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают дево­чек. Образуется второй перекрест кривых.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития функциональных систем мышечной, дыхательной и сер­дечно-сосудистой. Различия имеются в физической работоспособности и в психофизиологических показателях.



Слайд 23В результате каждого скачка существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь

ко взрослым.

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - (от лат. proportio — соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.).


Слайд 24Надежность биологических систем организма
В процессе роста и развития организма создается избыточность

структур, дублирование функций, большой запас резервных возможностей организма.

Внутренняя сонная артерия

Стенка сонной артерии может выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превышает возможное.

Передача зрительной информации происходит через 1 млн. нервных волокон, в сетчатке глаза находится 100 млн. воспринимающих клеток, т.е. в 100 раз больше.

Парные органы человека:
Легкие, почки, полушария головного мозга, глаза, уши, конечности, молочные железы и др.


Слайд 25Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Факторы здоровья человека


Слайд 26Наследственность и развитие организма
Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к

периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять: для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см; для девочек (рост папы + рост мамы): 2 - 5 см.

«генный портрет» человека – его генотип

Факторы окружающей среды

Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип.


Слайд 27Факторы развития ребенка
Биологические
Социальные
Средовые
Наследственность
(генетический код)
Состояние здоровья
Семья
Воспитание и обучение
Культура общества
Условия жизни (город/деревня))
Географические

особенности

Качество окружающей среды (экологический фактор)


Слайд 28
Низкая материальная обеспеченность


неполноценное питание


плохие жилищные условия



отставание в физическом развитии ребенка
конфликты

в семье

отсутствие родительской ласки и заботы

Неблагоприятный микроклимат в семье


Слайд 29Городские дети превосходят сельских по длине и массе тела, развитию жирового

компонента и другим антропометрическим показателям.

Слайд 30Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация и децелерация)
Акселерация —

это ускоренное физическое и половое развитие ребенка.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

Внутригрупповая акселерация
– ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.



более высокий рост,
большая мышечная сила
большие возможности дыхательной системы

быстрее происходит половое созревание
раньше заканчиваются процессы роста
Повышенные физиологические возможности организма

эндокринные расстройства,
хронический тонзиллит,
нервные расстройства,
кариес зубов,
Повышенное АД


Слайд 31Биологические механизмы акселерации пока не выяснены!!!
ГИПОТЕЗЫ:
Физико-химические гипотезы. Современные дети подвергаются

более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся стимулятором роста (Е.Кох). По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации.
Социальные гипотезы: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
Биологические гипотезы. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

Причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.



Слайд 32Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования

функциональных систем организма детей и подростков.

Биологические механизмы ретардации мало изучены.

Биологические
причины

Социальные причины

различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения
перенесенные заболевания

низкий материальный доход семьи
отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика