Теория и организация адаптивной физической культуры презентация

Содержание

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИНТЕГРИРУЕТ В СЕБЕ ТРИ КРУПНЫХ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ : физическую куль​туру, медицину , коррекционную педагогику. Включает дисциплины Госстандарта: теория и методика физической

Слайд 1ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Преподаватель:
Кесаревская Людмила Николаевна
кандидат педагогических наук


Слайд 2ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИНТЕГРИРУЕТ В СЕБЕ ТРИ КРУПНЫХ

ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ :


физическую куль​туру, медицину , коррекционную педагогику.
Включает дисциплины Госстандарта:
теория и методика физической культуры,
психология развития,
анатомия человека,
фи​зиология человека,
биохимия,
биомеханика,
общая патология и тера​тология, частная патология,
специальная педагогика и специальная психология.


Слайд 3АФК
адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин,

как:
базовые виды двигательной деятельности и методики обучения,
частные мето​дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности,
дисциплины специализаций,
а также для педагогических практик по специальности и специализации.


Слайд 4РОСТ ИНВАЛИДНОСТИ
связан с усложнением производственных процессов,
увеличени​ем количества и интенсивности

транспортных потоков,
возникновени​ем военных конфликтов и террористических актов,
ухудшением эколо​гических факторов,
сокращением двигательной активности
увеличе​нием фармакологических средств коррекции состояния здоровья чело​века и др.

Слайд 5АФК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации физическая культура

и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвали​дов) представлена:
в системе среднего (как для базового, так и повы​шенного уровней),
высшего (как специальность и как часть направле​ния) профессионального образования;
в специальности научных ра​ботников;
как сфера профессиональной деятельности (должности тре​нер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре)
как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физи​ческая культура».
ВЫВОД: Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образователь​ного, научного, правового и информационного пространства адаптив​ной физической культуры как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Слайд 6СУЩНОСТЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
описание, конкрети​зация объекта,
целей,
задач,
средств,
методов,
содержания,


ее основ​ных видов,
функций,
принципов
и других компонентов проводились исходя из концепции,


Слайд 7ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
АФК- интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики.
АФК - включает

в себя три крупных области знания :
физическая культура,
МБД,
коррекционная педагогика


Слайд 8ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее

целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции и др. должно быть положено учение об естественных и социальных по​требностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов.
5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации -основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Слайд 9ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответ​ствующих мотивов

и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом и исходя из их конечных целей индивидуального существования, опре​деляющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материальных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающих​ся и т.п.).
7.неделимое и целостное единство человека

Слайд 10ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
первые в нашей стране специальность высшего профессионально​го образования 022500

- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утвержде​на приказом Государственного комитета Российской Федерации по выс​шему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специаль​ности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования).

Слайд 11ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02

марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень спе​циальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образо​вательный стандарт второго поколения по этой специальности.
Лицам, успешно освоившим основную образовательную програм​му подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре.


Слайд 12ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
содержания основной образовательной программы под​готовки специалиста по адаптивной физической

культуре, то оно пред​ставлено в Госстандарте четырьмя крупными блокам
Первый блок включает в себя традиционные для физической куль​туры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельнос​ти и методики обучения, биомеханику.
Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые исполь​зуются в медицинском образовании: комплексная реабилитация боль​ных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физичес​кая реабилитация, массаж.

Слайд 13ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
Третий блок — это дисциплины, составляющие важнейшие компо​ненты коррекционной

педагогики (дефектологии): психология разви​тия, социальная защита инвалидов, психология болезни и инвалидно​сти, возрастная психопатология и психоконсультирование, специаль​ная психология, специальная педагогика.
четвертый блок представлен новыми для системы выс​шего профессионального образования России интегральными дисцип​линами, содержание которых составляет базу, фундамент знаний специалистов по адаптивной физической культуре: теория и организация адаптивной физической культуры, специальная гигиена (гигиена адап​тивной физической культуры), врачебный контроль в адаптивной фи​зической культуре, научно-методическая деятельность, технологии физкультурно-спортивной деятельности, материально-техническое обес​печение адаптивной физической культуры.

.

Слайд 14ОБЪЕКТЫ АФК
Объектами профессиональной деятельности специалиста по адап​тивной физической культуре являются государственные

учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также него​сударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обуча​ются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Слайд 15ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АФК
с лицами, имеющи​ми отклонения в состоянии здоровья (включая

инвалидов):

спортивно-педагогическая (преподавательская, тренерская, методическая);
рекреационно-досуговая и оздоровительно-реабилитационная;
образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная;
научно-исследовательская и научно-методическая;
организационно-управленческая.

Слайд 16 «РЕАБИЛИТАЦИЯ», «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ», «ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Термин «реабилитация» происходит от латинского «аЬИНу»

— спо​собность, «геНаЫШаПо» — восстановление способности.
В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру​доспособности больных и инвалидов»

Слайд 17НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Формирование современной нормативно-правовой и институцио​нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального

закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государствен​ной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

Слайд 18ЦЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ
В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц

с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается,
во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного по​ложения инвалида в обществе,
во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Слайд 19СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного

движения двух социальных субъек​тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива​ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо​приятные условия для такого включения.

Слайд 20ОБРАЗ ЖИЗНИ
В качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать

понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую​щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори​ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос​ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Слайд 21СОЦИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ИЗМЕ​РЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица

с отклонени​ями в состоянии здоровья выступают в трех социально-уровневых изме​рениях (В.З. Кантор, 2000).
Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.
Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На​пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова​ниях различного ранга.
Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль​шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ​лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об​щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий​ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт​ными и законодательными структурами и др.

Слайд 22СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ

В специальной литературе обнаруживаются упоминания
о социаль​ной,
медицинской,
трудовой,
профессиональной,

культурной,
быто​вой,
семейной,
эстетической,
технической,
первоначальной
, полной,
всесторонней,
комплексной и других видов реабилитации.

Слайд 23СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятель​ности в области социальной политики

обнаруживает ее многомерную структуру.

Во-первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (ви​довом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, т.е. сферы труда, быта, культуры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как минимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются как минимум три объективно необходимых направления реабилита​ции инвалидов: социально-трудовая, социально-бытовая и социаль​но-культурная. Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует по​нимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет со​бой частный случай социально-трудовой реабилитации; эстетическая — социально-культурной, а семейная — социально-бытовой и т.п.

Слайд 24СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
Во-вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динами​ческое (стадийно-уровневое) явление, в котором

могут выделяться
пер​воначальная,
элементарная
и полная реабилитация.

Слайд 25СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
В-третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и

методов реабилитации последняя может под​разделяться на медицинскую,
техническую (инженерную),
психологи​ческую,
педагогическую.

Слайд 26РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
реабилитация инвалидов — это специфическая деятельность в области социальной

поли​тики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и нвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обес​печение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.

Слайд 27ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО КУЛЬТУРЫ
Физическая культура — это

интегрирующее звено культуры вслед​ствие заключенного в ней необходимого взаимодействия и взаимопре​образования атрибутов, характерных для различных уровней бытия че​ловека. В этом проявляется ее особенность как механизма «встраивания» природного начала в социокультурное и адаптации социально-требумого к естественным основам человеческого существования.

Слайд 28ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическая культура - это не только область непосредственной «работы

с телом», «создания физической готовности людей к жизни», «средства и способ физического совершенствования», хотя именно те​лесно-двигательные качества человека являются предметом приоритет​ного интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутрен​ним, а не внешним миром: без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятель​ность, практика, направленная на тело, в связи с телом, на основе тела.


Слайд 29 «... ЧЕЛОВЕК, ДВИГАЯСЬ И РАЗВИВАЯСЬ, САМ ЗАВОДИТ ЧАСЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ». И.А.

АРШАВСКИЙ

Всего доброго! Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика