Слайд 1ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Преподаватель:
Кесаревская Людмила Николаевна
кандидат педагогических наук
Слайд 2ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИНТЕГРИРУЕТ В СЕБЕ ТРИ КРУПНЫХ
ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ :
физическую культуру, медицину , коррекционную педагогику.
Включает дисциплины Госстандарта:
теория и методика физической культуры,
психология развития,
анатомия человека,
физиология человека,
биохимия,
биомеханика,
общая патология и тератология, частная патология,
специальная педагогика и специальная психология.
Слайд 3АФК
адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин,
как:
базовые виды двигательной деятельности и методики обучения,
частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности,
дисциплины специализаций,
а также для педагогических практик по специальности и специализации.
Слайд 4РОСТ ИНВАЛИДНОСТИ
связан с усложнением производственных процессов,
увеличением количества и интенсивности
транспортных потоков,
возникновением военных конфликтов и террористических актов,
ухудшением экологических факторов,
сокращением двигательной активности
увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и др.
Слайд 5АФК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации физическая культура
и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена:
в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней),
высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования;
в специальности научных работников;
как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре)
как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура».
ВЫВОД: Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Слайд 6СУЩНОСТЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
описание, конкретизация объекта,
целей,
задач,
средств,
методов,
содержания,
ее основных видов,
функций,
принципов
и других компонентов проводились исходя из концепции,
Слайд 7ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
АФК- интегративная область образования, науки,
культуры, социальной практики.
АФК - включает
в себя три крупных области знания :
физическая культура,
МБД,
коррекционная педагогика
Слайд 8ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее
целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции и др. должно быть положено учение об естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов.
5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации -основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.
Слайд 9ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АФК
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов
и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом и исходя из их конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материальных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающихся и т.п.).
7.неделимое и целостное единство человека
Слайд 10ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
первые в нашей стране специальность высшего профессионального образования 022500
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специальности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования).
Слайд 11ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02
марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень специальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт второго поколения по этой специальности.
Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре.
Слайд 12ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической
культуре, то оно представлено в Госстандарте четырьмя крупными блокам
Первый блок включает в себя традиционные для физической культуры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, биомеханику.
Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые используются в медицинском образовании: комплексная реабилитация больных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физическая реабилитация, массаж.
Слайд 13ОБРАЗОВАНИЕ ПО АФК
Третий блок — это дисциплины, составляющие важнейшие компоненты коррекционной
педагогики (дефектологии): психология развития, социальная защита инвалидов, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология и психоконсультирование, специальная психология, специальная педагогика.
четвертый блок представлен новыми для системы высшего профессионального образования России интегральными дисциплинами, содержание которых составляет базу, фундамент знаний специалистов по адаптивной физической культуре: теория и организация адаптивной физической культуры, специальная гигиена (гигиена адаптивной физической культуры), врачебный контроль в адаптивной физической культуре, научно-методическая деятельность, технологии физкультурно-спортивной деятельности, материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры.
.
Слайд 14ОБЪЕКТЫ АФК
Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные
учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Слайд 15ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АФК
с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая
инвалидов):
спортивно-педагогическая (преподавательская, тренерская, методическая);
рекреационно-досуговая и оздоровительно-реабилитационная;
образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная;
научно-исследовательская и научно-методическая;
организационно-управленческая.
Слайд 16 «РЕАБИЛИТАЦИЯ», «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ», «ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Термин «реабилитация» происходит от латинского «аЬИНу»
— способность, «геНаЫШаПо» — восстановление способности.
В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов»
Слайд 17НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Формирование современной нормативно-правовой и институциональной практической базы реабилитации (принятие Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).
Слайд 18ЦЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ
В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц
с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается,
во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе,
во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).
Слайд 19СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного
движения двух социальных субъектов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения.
Слайд 20ОБРАЗ ЖИЗНИ
В качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать
понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).
Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.
Слайд 21СОЦИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица
с отклонениями в состоянии здоровья выступают в трех социально-уровневых измерениях (В.З. Кантор, 2000).
Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.
Второе представляет собой уровень малой социальной группы. Например, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнованиях различного ранга.
Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне большой социальной группы (групповой общности). Именно так представлены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие общественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, властными и законодательными структурами и др.
Слайд 22СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
В специальной литературе обнаруживаются упоминания
о социальной,
медицинской,
трудовой,
профессиональной,
культурной,
бытовой,
семейной,
эстетической,
технической,
первоначальной
, полной,
всесторонней,
комплексной и других видов реабилитации.
Слайд 23СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятельности в области социальной политики
обнаруживает ее многомерную структуру.
Во-первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (видовом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, т.е. сферы труда, быта, культуры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как минимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются как минимум три объективно необходимых направления реабилитации инвалидов: социально-трудовая, социально-бытовая и социально-культурная. Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует понимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет собой частный случай социально-трудовой реабилитации; эстетическая — социально-культурной, а семейная — социально-бытовой и т.п.
Слайд 24СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
Во-вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динамическое (стадийно-уровневое) явление, в котором
могут выделяться
первоначальная,
элементарная
и полная реабилитация.
Слайд 25СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
В-третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и
методов реабилитации последняя может подразделяться на медицинскую,
техническую (инженерную),
психологическую,
педагогическую.
Слайд 26РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
реабилитация инвалидов — это специфическая деятельность в области социальной
политики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и нвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обеспечение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.
Слайд 27ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО КУЛЬТУРЫ
Физическая культура — это
интегрирующее звено культуры вследствие заключенного в ней необходимого взаимодействия и взаимопреобразования атрибутов, характерных для различных уровней бытия человека. В этом проявляется ее особенность как механизма «встраивания» природного начала в социокультурное и адаптации социально-требумого к естественным основам человеческого существования.
Слайд 28ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическая культура - это не только область непосредственной «работы
с телом», «создания физической готовности людей к жизни», «средства и способ физического совершенствования», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом приоритетного интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром: без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, в связи с телом, на основе тела.
Слайд 29 «... ЧЕЛОВЕК, ДВИГАЯСЬ И РАЗВИВАЯСЬ, САМ ЗАВОДИТ ЧАСЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ».
И.А.
АРШАВСКИЙ
Всего доброго! Спасибо за внимание!