Слайд 1«Синдром дефицита внимания и гиперактивности
у детей дошкольного и школьного возраста:
миф и реальность»
Слайд 3Факторы, влияющие на возникновение и особенности проявления.
Слайд 4Роль органических компонентов в формировании феномена СДВГ. Дефицитарность и несформированность структур
головного мозга. Влияние и их проявление в развитии ребенка.
Виды дефицитарности
(по Семенович А.В):
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Слайд 5
Виды несфомированности (по Семенович В.А.)
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
Функциональная несформированность
левой височной доли.
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
Функциональная несформированность правого полушария.
Слайд 6Психологические и социально психологические факторы СДВГ
Эмоциональные особенности детей с СДВГ
слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах;
низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе;
эмоциональная лабильность.
Слайд 7Феномен СДВГ. Взгляд гештальт-терапевта.
Полевое и исследовательское поведение. Сравнение.
Этиология полевого поведения
в онтогенезе. Полевая активность ребенка в норме и в патологии.
Механизмы запускающие переход от одной модели поведения к другой (проблема перехода, роль взрослого, этапы перехода)
Слайд 8Нарушения на этапе перехода от полевого поведения к исследовательскому (неправильное обращение
с возбуждением ребенка)
Механизмы подавления возбуждения (стыд, страх , вина)
Чем и почему пугает взрослых возбуждение ребенка
Примеры подавления возбуждения.
Слайд 9
Немедикаментозные методы работы с СДВГ.
Нейропсихологический метод
комплексная коррекция (модель замещающего онтогенеза)
сенсомоторная
коррекция,
учебно-игровые программы по коррекции ВПФ
Слайд 10
Немедикаментозные методы работы с СДВГ.
Психотерапия
Поведенческая
Семейная
Аналитическая терапия (напр.песочная)
Гештальт-подход
Слайд 11Особенности сопровождения детей с СДВГ в массовом образовательном учреждении.
Особенности работы
на уроке (рабочее место ребенка, инструкции и задания, особенности обращения с ребенком в случае нарушения инструкций и поведения).
Советы родителям и учителям во внеклассное время (составление планов, развитие речи, формирование причинно-следственных связей, правильное обращение с возбуждением)
Слайд 13Литература
•Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети.
Коррекция психомоторного развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
•Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002
•Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002
•Горячева Л., Кругляк Л. Дети-"катастрофы". Как помочь гиперактивному ребенку. - СПб.: Крылов, 2008
•Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр "Академия", 2005
•Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - Школа-Пресс, 2001
Слайд 14Литература
•Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания:
факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. - Дефектология, 2003, №6
•Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. - СПб.: Речь, 2007
•Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром" - Екатеринбург: У-Фактория, 2004
•Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер, 2004
•Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам - М.: Сфера, 2005
Слайд 15Литература
•Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с
гиперактивностью у детей и подростков. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
•Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007
•Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит-Медкнига, 2002
• Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М., 2000
• А.В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза . - М . 2007
• Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога, М, 2000
• Пособия по развитию детей Ахутиной и Пылаевой.