Слайд 1РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ
ДЕТЯМ
С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 6Одна из наиболее распространённых причин нарушений психомоторного развития – перинатальное поражение
ЦНС
Слайд 7
Принцип – единства диагностики и коррекции
Цель ранней коррекционной помощи детям с
ОВЗ, ППП ЦНС, - раннее выявление , своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии, последовательное развитие функций доречевого периода. Оказание консультативной и практической помощи родителям.
Слайд 8Основные направления работы
В результате – создание условий, базиса, необходимого для формирования
активной речи
Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством массажа, артикуляционной гимнастики.
Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие эмоциональных реакций
Развитие движений рук, зрительно – моторной координации
Формирование подготовительных этапов развития понимания речи
Слайд 9Уровни доречевого развития ребёнка
I отсутствие голосовой активности
II наличие
недифференцированной
голосовой активности
III гуление
IV лепет
Слайд 10Требования к проведению занятий
Индивидуально
Принятие «рефлексо – запрещающей позиции», во избежание проявлений
патологических тонических рефлексов
Длительность – не более 10 минут
Взрослый должен говорить медленно, использовать выразительную мимику, стимулируя ребёнка к общению.
Слайд 11На 1 уровне доречевого развития основная цель ДГ – увеличение объёма
вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.
дыхательная гимнастика
Слайд 12На 2 уровне ДГ направлена на увеличение объёма и силы выдоха
с последующей вокализацией, а так же пассивная гимнастика для тренировки глубины и ритмичности дыхания.
Слайд 13На 3 уровне ДГ направлена на выработку ритмичности дыхания и пассивно
- активных движений.
Слайд 14На 4 уровне ДГ направлена на увеличение силы и длительности выдоха
с включением активных движений с элементами подражательности.
Слайд 15ЛМ проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры,
шеи.
При расслабляющем ЛМ используют приём поглаживания, для укрепления - наряду с поглаживанием применяют растирание, разминание и вибрацию.
логопедический массаж
Слайд 17Расслабление языка проводится точечным массажем: вибрирующие движения указательным пальцем в течение
15 секунд в области подчелюстной ямки
Слайд 18Расслабление мышц шеи достигается медленными и плавными поворотами головы то в
одну, то в другую стороны
Слайд 19На 1 уровне проводится пассивная гимнастика губ
артикуляционная гимнастика
Слайд 20На 3 уровне с помощью пассивных движений вызываем сопротивления мышц у
ребёнка.
На 2 уровне пассивные упражнения усложняются.
Слайд 21Активная гимнастика направлена на развитие подвижности языка и губ.
На 2 и
3 уровне – в качестве раздражителя используют сироп шиповника.
Слайд 22На 4 уровне детей обучают жеванию и кусанию. Например, двигают челюсти
с ритмом его собственных жевательных движений.
Обучают произвольным движениям таким, как «поцелуй», «подуй», «закрой – открой глазки», «покажи язычок», «закрой и открой рот» и др.
С помощью раздражителей учат облизывать верхнюю и нижнюю губу.
Слайд 23На 1 уровне добиваются появления «комплекса оживления» с этой целью, наклонившись
к ребёнку, ласково и певуче разговаривают с ним, поглаживают, показывают игрушки.
стимуляция эмоционального доречевого общения
Слайд 24 На 2 уровне эта работа продолжается, постепенно формируется интерес к
игрушке. Взрослый, сначала привлекая внимание ребёнка к своему лицу, постепенно переводит взгляд на игрушку.
В результате такой работы при появлении игрушки у ребёнка появлялся смех, оживление…
Слайд 25На 3 и 4 уровнях формируется положительное участие к занятиям к
совместному времяпровождению.
Важно удерживать положительный эмоциональный фон: ребёнок с радостью смотрит на взрослого, его глазки широко открыты, он улыбается, вытягивает губки, вокализирует, оживляется. При утомлении он отворачивается, отводит взгляд, подносит руки к голове, капризничает, иногда срыгивает.
Слайд 26Работа по стимуляции голосовых реакций ребёнка
С этой целью взрослый при общении
с ребёнком меняет громкость, высоту и тембр своего голоса, учит ребёнка различать интонации. Кроме того, побуждает самого ребёнка произносить звуки и звукосочетания по подражанию (а, у, агу…).
Особое место отводится музыкальным занятиям, которые способствуют созданию эмоционально положительного отношения.
Слайд 27На 1 уровне важна стимуляция сенсорных функций. Развитие зрительного и слухового
сосредоточения, прослеживание за объектом.
На 2 уровне постепенно на первый план выступает игрушка (локализация в пространстве).
На 3 – 4 уровне вырабатываются зрительные и слуховые дифференцировки, привлекается внимание к окружающей обстановке, используются игрушки разные по цвету, размеру, форме и звучанию.
развитие зрительного и слухового восприятия
Слайд 28На 1 уровне посредством поглаживания ворсистой щёточкой добиваются раскрытия кисти и
разведения пальцев, зажатых в кулак
развитие зрительно - моторной координации
Слайд 29
На 2 уровне руки ребёнка становятся источником его тактильных ощущений используем
массажные движения, упражнения с ворсистой щёточкой и игрушками, с разной поверхностью (шероховатостью).
На 3 уровне формируются простейшие манипуляции с предметами. Необходимы игрушки удобные для захвата.
На 4 уровне добиваемся дифференцированных движений пальцев. Предлагаем ребёнку взять игрушку из разного положения (сверху, снизу, сбоку, ощупать её, потянуть в рот, поманипулировать ею и др.). Сначала пассивно, затем уже самостоятельно.
Слайд 30На 1 и 2 уровнях формируют звуковые и слуховые дифференцировки, особое
место отводится развитию кожно – кинестетического анализатора (ребёнок лучше запоминает названия тех предметов, которыми активно манипулирует).
На 3 уровне предлагается запомнить названия игрушек, называя их двусложными словами: «ляля», «лиса», «миша», «киса» и др. Предъявляя игрушку ребёнку, обязательно называем её и располагаем её в поле зрения ребёнка.
развитие понимания речи
Слайд 31На 4 уровне проводится работа по запоминанию простых движений: «дай», «на»,
«до свидания», «ладушки» и др.
Включаются игры - развлечения, узнавание себя по имени.
Задания на поиск игрушки по её названию. Запоминание некоторых предметов из окружающей действительности. Выполнение действий с названными предметами.
Формирование обобщающих понятий и представлений, например: «собака» – нарисованная, резиновая, плюшевая и др.
Последующая работа по развитию уровня понимания речи проводится в определённой последовательности уже в зависимости от речевого уровня развития.
Слайд 32Первое полугодие жизни ребёнка связано с эмоционально – личностным общением с
близкими людьми.
Постепенно на первый план начинает выступать игрушка, которая берёт на себя ведущую роль в дальнейшем становлении ребёнка и должна отвечать его возможностям и всем растущим потребностям.
Величина и характер общения с ребёнком, правильный выбор игрушки, - оказывают непосредственное влияние на развитие психики ребёнка.
Слайд 33При подготовке данной темы за основу было взято пособие для специалистов
по оказанию ранней помощи детям и родителям
Архиповой Е.Ф.