Ранняя диагностика детей с ДЦП до первого года жизни презентация

Содержание

Мамайчук И.И. Психологическое обследование проводилось в четыре этапа в возрасте : от 0 до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 9 месяцев

Слайд 1РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ДЦП ДО ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ


Слайд 2Мамайчук И.И.
Психологическое обследование проводилось в четыре этапа в

возрасте :
от 0 до 3 месяцев
от 3 до 6 месяцев
от 6 до 9 месяцев
с 9 до 12 месяцев
По схеме, состоящей из четырех основных блоков:
исследование ощущений;
исследование предметных действий;
исследование произвольной активности;
исследование особенностей эмоциональных проявлений.


Слайд 3Обследование младенцев в возрасте от 0 до 3 месяцев

В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на:
Развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связана с развитием движений.
Согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете (к концу третьей недели).
Прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца (на 30-32й день).
Прослеживание за предметами, движущимися в разных направлениях (к концу второго месяца жизни).


Слайд 4
Реакции на звук - вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц

и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха.
Реакция на звук человеческого голоса (на 10-12й день).
Звук может вызвать торможение даже пищевого рефлекса (на втором месяце).
Замирание младенца на голос матери.
Условные реакции на запахи (к концу первого месяца жизни).
Реакции на тактильные и температурные ощущения.



Слайд 5Обследования младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев

В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на:
Образование связи между зрением и движением рук (к концу 3-го месяца).
Например, простое разглядывание своей руки приводит к увеличению его активности. Случайно попавшая в поле зрение рука задерживается перед глазами младенца, и он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения.


Слайд 6
Повышение активности взаимодействия руки и глаз (в период от 4 до

8 месяцев).





интерсенсорную связь «рука—глаз» (начинает функционировать у здорового ребенка в 4 месяца).

Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации предметного мира у младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-практических манипуляций.



Слайд 7Обследование младенцев в возрасте 6-9 месяцев
Обследование направлено на

анализ их произвольной активности и внимания.
В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на:
Сосредоточение на предметах.
Поисковую активность ребенка.
Уровень развития его предметно-практических действий.




Слайд 8Обследование младенцев в возрасте 9-12 месяцев
Обследование направлено на анализ

эмоциональных реакций.
В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на:
Младенец должен радостно тянуться к матери, выражая свое удовольствие ее присутствием (в 9-10 месяцев).
Появление чужого человека вызывает у него настороженность, удивление, а при попытке постороннего приблизиться или взять его на руки малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук, громким плачем.
У ребенка проявляются позитивные эмоциональные реакции при восприятии различных игрушек и действий с ними.



Слайд 9Р. А. Абрамович-Лехтман выделила четыре основных этапа в формировании предметно-практических действий

у детей первого года жизни.

Этап преддействия — начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п.
Этап результативных действий начинается с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многое другое.
Этап соотносящих действий. После 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно (всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и т. п.).
К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и т. п.


Слайд 10Особенности внимания младенца
Первые проявления сосредоточенности младенца становятся заметны на 10-12-й день

после рождения.
К концу 1-го месяца младенец уже может следить за яркими, блестящими предметами, находящимися на близком от него расстоянии.
В 3 месяца младенец дольше слушает звуки колокольчика, когда тот находится в поле его зрения. В этот же период ребенок отвечает реакцией оживления на приход человека.
С 5-го месяца объектом внимания ребенка все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящий шарик, которыми он манипулирует.
После 7 месяцев возрастает роль действия с предметами для удержания этого предмета в поле зрения особенно у здорового ребенка.
К концу 1-го года жизни, особенно когда малыш начинает ходить, его внимание охватывает большую площадь. Ребенок, производя функциональные действия с предметами, может сосредоточенно заниматься в течение 8-10 минут.


Слайд 11Результаты обследования:

  У младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается,

с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, а с другой — их автономность. Причем чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка.
  Прямой связи между тяжестью клинических проявлений и уровнем развития психических функций не выявлено.
Эти данные подчеркивают высокую значимость психологической диагностики в прогностической оценке динамики психического развития младенцев с угрозой ДЦП и позволяют разработать дифференцированные методы психологической коррекции.
 


Слайд 12Приходько О. Г.
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста

с двигательной патологией


Слайд 13В ходе психолого-педагогического и логопедического обследования детей с двигательной патологией используются

различные методы:

• изучение медицинской и педагогической документации, сбор и анализ анамнестических данных;
• беседы с родителями, врачами (невропатологом, врачом ЛФК, ортопедом), педагогами-воспитателями, инструкторами ЛФК, а также с самими детьми. В ходе бесед с родителями получают сведения о раннем моторном, соматическом, нервно-психическом и доречевом развитии детей на первом году жизни;
• педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности детей, на специальных занятиях (педагога-воспитателя и инструктора ЛФК), во время режимных моментов, в естественных жизненных ситуациях (во время кормления, одевания и раздевания, умывания);
• обучающий эксперимент (детям предлагаются различные экспериментальные задания, адекватные их возрасту и состоянию);
• визуальный и тактильный контроль (ощупывание мышц артикуляционного аппарата) в покое и в процессе голосовых и речевых реакций.


Слайд 14Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных «линий развития»:

двигательного, социального, познавательного, сенсорного, речевого.

• Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика.
• Социальное развитие: контактность, эмоциональная сфера, средства общения, навыки самообслуживания.
• Сенсорное развитие: зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-кинестетическое восприятие (с двух лет).
• Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, уровень развития деятельности, запас знаний) об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи.
• Речевое развитие: уровень развития понимания обращенной речи, уровень развития собственной речи.


Слайд 15Уровень сформированности различных функций оценива­ется по четырехбалльной шкале:

1 балл -

отсутствие или выраженные нарушения развития функции;
2 балла - умеренно выраженные нарушения;
3 балла - незначительные нарушения развития функции;
4 балла - нормальное развитие функции.


Слайд 21


У детей с двигательной патологией уже на первом году

жизни отмечаются сложные сочетанные нарушения развития. Поэтому необходимо раннее выявление нарушений психофизического развития, а также организация целенаправленной коррекционной работы с детьми.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика