Слайд 1ПСИХОГЕНЕТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
Коэффициент интеллекта (IQ).
Общий, или генеральный, фактор интеллекта.
Наследуемость IQ.
Воздействия среды
и коэффициент интеллекта.
Слайд 2Коэффициент интеллекта (IQ)
Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень
интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.
Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности).
Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Слайд 3Общий, или генеральный,
фактор (g) интеллекта
Понятие общего, или генерального, фактора
(g)интеллекта было введено Ч. Спирменом.
Спирмен обнаружил значительную корреляцию в успешности решения самых разнообразных тестов, оценивающих интеллектуальные способности.
Фактор общего интеллекта отражает некое основное качество, необходимое для выполнения всех видов задач.
Слайд 4Интеллект как сумма отдельных способностей
Терстоун утверждал противоположное: генеральный фактор не
выявляется, а имеется широкий спектр узких способностей, не коррелирующих друг с другом.
Коэффициент интеллекта представляет собой сумму отдельных частных способностей, которые независимы друг от друга.
Выделяют до 120 специфических способностей.
Слайд 7Наследуемость IQ
Результаты исследований указывают на высокую наследуемость и на незначительное
влияние общей среды.
Данные говорят о том, что приоритетное влияние оказывают генетические факторы.
Интеллект является самым важным признаком подбора.
Слайд 8Воздействия среды и IQ
Вирусные внутриутробные инфекции могут вызвать серьезные нарушения физического
и умственного развития с падением IQ.
Недостаточное и неполноценное питание, нехватка витаминов, нарушающие нормальное развитие, болезни приводят к снижению умственных способностей и IQ.
Негативно сказываются плохие условия жизни, недостаточный уровень медицинского обслуживания, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия.
Слайд 9Воздействия среды и IQ
На IQ оказывает влияние грудное вскармливание: у
детей, которых вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет в среднем на 11 баллов выше (особенно этот эффект заметен на детях недоношенных или родившихся с пониженным весом – меньше 2,4 кг).
На IQ ребенка оказывает влияние число детей в семье, причем значение имеет число старших детей: чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже IQ у младших детей.
Слайд 10Эффект Флинна
Эффект Флинна: значительное увеличение IQ (примерно на 20 баллов) в
течение второй половины XX века.
Предполагалось, что это связано в повсеместным улучшением здравоохранения, питания и других условий жизни.
Было показано, что причиной такого эффекта средовых воздействий могла быть корреляция «генотип - среда».
Слайд 11Эмергенез
Существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из
которых обусловлено генетически. Это явление получило название эмергенез.
Эмергенная, или эмергенетическая, черта – это и есть признак, определяемый данным набором.
Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты.
Поэтому у МZ близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом.
Слайд 12Импрессинг
Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые
производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и ценности.
Огромную роль играет фактор подкрепления – то, каким образом поощряется активность.
Например: внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны.