Проблемы и реформы системы здравоохранения в России презентация

Содержание

План лекции 1. Состояние системы здравоохранения до 2010 года 2.Предпосылки для проведения реформ 3. Проблемы здравоохранения в современный период 4. Реформы здравоохранения до 2020 года Концепция и план развития.

Слайд 1Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России

д. м. н. профессор

А. П. Голубева

Слайд 2План лекции
1. Состояние системы здравоохранения до 2010 года
2.Предпосылки для проведения реформ
3.

Проблемы здравоохранения в современный период
4. Реформы здравоохранения до 2020 года
Концепция и план развития.

Слайд 3
Здравоохранение – важнейшая отрасль социальной сферы. На отрасли (как исполнительной власти)

лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

Слайд 4ЧТО БЫЛО до 1993 года (советское здравоохранение)
приоритет оказания стационарных видов помощи перед

профилактикой и амбулаторным лечением.
до 30% учреждений здравоохранения к концу 1980-х годов финансировалось и содержалось за счет средств предприятий, организаций, колхозов, совхозов, которые в связи с экономическим кризисом 1993-1994 годов практически перестали выделять финансовые средства на эти цели


Слайд 5ЧТО БЫЛО в 1993 – 98 годах
ЗАДАЧИ:
сохранить то, что осталось

после распада СССР;
реагировать на ухудшение состояния здоровья населения;
улучшить финансирование отрасли здравоохр-ния
(введена система ОМС)
внедрять новые методы хозяйствования,
призыв к децентрализации и ломке горизонтали, затем стала обосновываться необходимость возвращения к разумной централизации и восстановлению горизонтали управления отраслью
создавать региональные и межрегиональные медицинские ассоциации.


Слайд 6
В 1996 году основные три организационные проблемы, решение которых позволило структурировать

отрасль и покончить с финансовой анархией.
чётко разграничить полномочия Минздрава и органов управления здрав-нием в регионах, восстановить финансовый порядок в управлении отраслью
соглашения определили ответственность фед. и местных структур за проблемы, установили точки взаимодействия, возрождается координационный совет по работе с регионами
проводились организационные эксперименты


Слайд 7Концепция развития здравоохранения на 1997-2008 годы
II. Основные направления развития системы здравоохранения
Задачи

Концепции:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения
повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Слайд 8Основные предпосылки реформы здравоохранения
Кардинальные изменения, происходящие в социально-политическом и экономическом укладе

страны.
Недооценка государства и всего общества комплексности проблем охраны здоровья населения (акцент на отраслевой (здравоохранения) характер проблемы).
Финансирование здравоохранения по остаточному (а в ряде случаев – по гиперостаточному) принципу.
Отсутствие правовой и экономической базы для адекватной заработной платы медработников в секторе бюджетного финансирования.


Слайд 9
Отсутствие самостоятельности хозяйственной деятельности государственных учреждений здравоохранения.

Нерациональное использование ресурсов отрасли с

приоритетом специализированной и стационарной помощи.

Недооценка роли и значимости первичной медицинской помощи, неэффективность ее организации и низкий уровень качества.

Запоздалое развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.


Слайд 10Проблемы реформы в последующие годы
Затянувшийся кризис общественного здоровья.
«Патерналистская идеология» охраны здоровья

населения, с ответственностью за его состояние только системы здравоохранения.
Недооценка роли и значимости первичной медицинской помощи, неэффективность ее организации и низкий уровень качества.
«Суррогатная» затратная система ОМС с «убогим» финансированием не по ценам, а по искусственным тарифам.
«Безрезультативность» проводимых бессистемных реформ на фоне резкого ухудшения управляемости отраслью



Слайд 11
Отсутствие правовой базы защиты прав пациентов и обеспечения им безопасной медицинской

практики, как и страхования профессиональной медицинской деятельности врачей и другого медицинского персонала.
Отсутствие хозяйственной самостоятельности ЛПУ.
«Процветание» теневой экономики в отрасли на фоне по прежнему недостаточного финансирования, низкой заработной платы мед. работников и нерационального использования имеющихся ресурсов.
При отсутствии нормативно-правовой базы неконтролируемое развитие частной мед. практики, нередко с низким качеством услуг и нарушением безопасности пациентов.


Слайд 12ПРОБЛЕМЫ
Плохое состояние основных фондов учреждений здравоохранения: степень износа зданий более 27,4%,

медицинского оборудования – 64% (в сельской местности до 80%), транспорта – 62%. Большая часть медицинских приборов и аппаратов эксплуатировалась 15-20 лет

Слайд 13Структура расходов медицинских организаций из государственных источников финансирования


Слайд 14Индекс здоровья и благополучия Мировой уровень


Слайд 15Индекс здоровья населения России


Слайд 18Уровень качества медицинской помощи в Российской Федерации и странах ОЭСР


Слайд 19Европейское социальное исследование : изучение базовых социальных, политических и культурных изменений

в сравнительном контексте Россия и 25 стран Европ. Аналитический доклад. Март 2009. По состоянию на 2002-2008 годы

Слайд 20Техническое состояние зданий медицинских организаций


Слайд 21Решения по преодолению кризиса в здравоохранении (2004-2011)
1. Дополнительное лекарственное обеспечение
2.

Монетизация льгот
3.Национальный приоритетный проект
«Здоровье»
4. Реформа законодательства и
нормативно-правовой базы.
5.Повышение страховых взносов
6.Модернизация здравоохранения
6.Программа поддержки фарм- и медпромышленности

Слайд 22 Национальный проект «Здоровье»
1. Совершенствование охраны здоровья женщин и детей
2.Развитие первичной медико-санитарной

помощи населению
3. Диспансеризация работающего населения

Слайд 23 Задачи модернизации здравоохранения
1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ;
2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ;
3.

ВНЕДРЕНИЕ ПОРЯДКОВ И СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ.

Слайд 24С 2012 года в связи с новыми целями и задачами
1. Введены

ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан РФ», №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»
расширены и конкретизированы:
-правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;
-права и обязанности человека и граждани-на РФ, отдельных групп населения и их гарантии; организаций, мед. и фарм. работников
- полномочия фед.-ных органов и субъектов государственной и исполнительной власти РФ



Слайд 25ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи

с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений« от 23 апреля 2010 г

Радикальные изменения в финансировании бюджетных организаций:
Казенные
(психиатрические, инфекционные, лепрозории, Минобороны, МВД и др.) . финансируются по смете; все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности направляются в бюджет


Слайд 26
Новые Бюджетные Учреждения
(поликлиники, больницы, диспансеры, др.)

финансируются на основе государственного задания (заказа)

в форме субсидии; не имеют счета вне казначейской системы; нельзя распоряжаться недвижимым или особо ценным движимым имуществом, имуществом приобретенным за счет выделенных средств; платные услуги только сверх установленного госзаказом норматива.


Слайд 27Автономные
не отчитываются перед государством по заработанным средствам, получают право распоряжаться всем

своим имуществом; государство избавляется от ответственности.


Слайд 28 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА: ФИНАНСИРОВАНИЕ и ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Несоответствие выделяемых финансовых средств на

медпомощь потребностям населения в медицинской помощи.
2. Нерациональное использование выделяемых финансовых ресурсов.
3 Низкая эффективность отрасли.

Слайд 29Эффективность системы здравоохранения России
Подушевые расходы бюджетов на здравоохранение 55-60 место в

мире.
По эффективности системы здравоохранения- 130 место (ВОЗ)
Неудовлетворенность населения и врачей здравоохранением - более 60% .

Слайд 30
КРИТЕРИИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


Слайд 31Главная проблема: низкая доступность и качество медицинской помощи
Удовлетворенность населения медицинской помощью

(около 25%)
Высокая первичная заболеваемость социально значимыми болезнями
Высокая первичная инвалидность среди лиц, в возрасте 18 лет и старше.
Смертность населения в трудоспособном возрасте, от сердечно-сосудистых и злокачественных заболеваний, от внешних причин
в т. ч. от дорожно-транспортного происшествия


Слайд 32Основные направления реформ по улучшению мед. обслуживания населения
1. Развитие первичной медико-санитарной

помощи: укрупнение амб-пол. организаций, создание новых отд. (неотложной помощи и др.), обслуживание врачом общей практики
2.Создание стационарозамещающих структур (дневной стационар, стационар на дому, консультативно-диагностические отд., хосписы)
3. Сокращение коечного фонда

Слайд 33Основные направления реформ
4. Совершенствование профилактической деятельности мед.организаций, увеличение результативности диспансерного наблюдения

за больными.
5. Расширение объемов диспансеризации населения.
6. Совершенствование работы скорой медицинской помощи.

Слайд 34Здравоохранение
Что же дальше ???…


Слайд 35Точки выхода из кризиса
2008 год –переход на отраслевые системы оплаты труда

– отказ от тарифной сетки.
2009 год – МРОТ=прожиточный минимум.
2010 год – введение страхового принципа формирования ФОМС
2011 год - повышение страхового взноса на ОМС до 5,1% и (налог)
2013-2015 – переход финансирования здравоохранения по страховому принципу (увеличение страхового взноса на ОМС до 6,0% (налог).

Слайд 36В ТЕМУ


Слайд 37КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА направлена: на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня

их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей» УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

Слайд 38В ТЕМУ


Слайд 39ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ст.100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан»)


До 1 января 2016 года:
- право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России утверждена форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам
(проходит государственную регистрацию)
выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой
специальностей,
выдается образовательными или научными организациями, имеющими
лицензии на осуществление образовательной деятельности по
соответствующей специальности и государственную аккредитацию,
наличие документов, подтверждающих соответствие уровня
профессионального образования квалификационным требованиям,
положительный результат сдачи сертификационного экзамена.


Слайд 40ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 №

323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»)


После 1 января 2016 года:
право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.


Слайд 41АТТЕСТАЦИЯ
АККРЕДИТАЦИЯ
процедура определения соответствия готовности специалиста к осуществлению медицинской деятельности по определенной

медицинской специальности

проверка соответствия профессиональных знаний и профессиональных навыков специалиста

Будет проводиться:
Аккредитационными
комиссиями
профессионального
сообщества

Возможность
совмещения
процедур:
ЕДИНАЯ КОМИССИЯ

Проводится:
Аттестационными
комиссиями
из числа специалистов
отрасли

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА


Слайд 42Информатизация в здравоохранения


Слайд 43

Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика