Одним из важных методов лечения ожоговой болезни является ЛФК, которая показана практически всем больным – независимо от степени ожога, его локализации и площади поражения.
Физические упражнения оказывают тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние на все системы организма.
Наряду с этим, физические упражнения способствуют формированию компенсаций, временному или постоянному замещению нарушенных функций.
На этапе выздоровления показаны все средства ЛФК
И. п. – сидя на стуле; пораженная рука на поверхности стола
1. Сгибание и разгибание пальцев кисти.
2. Круговые движения в лучезапястном суставе.
3. Сгибание и разгибание в локтевом суставе (с поддержкой).
4. Пронация и супинация предплечья.
5. Поднимание пораженной руки вперед-вверх (с поддержкой).
6. Отведение пораженной руки в сторону (с поддержкой).
7. Давление каждым пальцем на поверхность стола (по 2-3 с).
8. Отведение и приведение плеч.
И. п. – сидя на стуле; пораженная рука опущена
9. Ротационные движения рукой.
10. Сгибание и разгибание в плечевом суставе (с помощью).
11. Отведение и приведение руки (с помощью).
12. Сгибание и разгибание в локтевом суставе.
13. Круговые движения в лучезапястном суставе.
14. Маховые движения рукой.
15. Сжимание пальцев кисти в кулак (2-3 с) с последующим расслаблением мышц.
1-й период – скрытый, дореактивный, т.е. период воздействия холода. Патологические реакции, морфологические и клинические проявления минимальны; чаще всего можно наблюдать побледнение участка кожи и потерю чувствительности.
2-й период – реактивный. Наступает после согревания отмороженной части тела. Все изменения, свойственные отморожению, проявляются полностью.
Вводная часть занятия (3-5 мин)
Ходьба с коррекцией неправильной постановки стоп.
Дыхательные упражнения – в ходьбе или в и.п. стоя, с равномерной нагрузкой на обе конечности.
Основная часть занятия (15-20 мин)
И.п. – лежа на спине, ноги прямые. Попеременное сгибание и разгибание стоп. Повторить 4-6 раз.
И.п. – то же. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 6-8 раз.
И.п. – то же. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол; носок на себя, стопа удерживается вертикально. По 4-6 раз каждой ногой. Дыхание произвольное.
И.п. – то же. Одновременно потянуться обеими руками вверх, а стопами вниз; вернуться в и.п. – расслабиться. Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное (самовытяжение).
И.п. – то же. Попеременно отбивать стопами мяч, подвешенный на высоте 40-50 см. По 4-6 раз каждой ногой.
И.п. – то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.
И.п. – то же. Методист удерживает ногу ребенка за голеностопный сустав и выполняет легкую вибрацию всей конечности. По 3-4 раза каждой ногой. Можно выполнять одновременно на обеих конечностях.
И.п. – лежа на здоровом боку. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в и.п. Повторить 4-6 раз.
И.п. – лежа на животе. Напряжение и расслабление ягодичных мышц. Повторить 6-8 раз.
И.п. – то же. Движения ногами, как при ползании «по-пластунски». Повторить 4-6 раз.
И.п. – лежа на спине. Попеременно отбивать мяч пяткой. По 4-6 раз каждой ногой.
И.п. – лежа на животе. Легкое поколачивание пятками по ягодицам. Повторить 4-6 раз. Затем сделать паузу отдыха.
И.п. – стоя на четвереньках. Поочередное отведение согнутых ног до горизонтального уровня. По 3-4 раза каждой ногой.
Игра со средней подвижностью.
Заключительная часть (2-3 мин)
Ходьба с попеременным потряхиванием ногами.
И.п. – стоя, руки в стороны. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 3-4 раза.
Основные средства ЛФК, используемые при ВК: лечение положением, лечебная гимнастика и массаж.
Лечение положением. При легкой форме ВК ограничиваются корригирующими повязками. Для этого используются фланелевые бинты. После каждой смены бинтов (3-4 раза в день) проводится пассивная корригирующая гимнастика (по 3-5 мин). При тяжелой форме ВК, начиная с 1-2 месяцев, применяются этапные гипсовые повязки, которые меняют через 7 дней (в течение 4-5 месяцев). Позднее смену гипсовых повязок производят через 12 дней. Нередко достаточно 12-15 гипсовых повязок. Впоследствии (еще 3-4 месяца) применяются специальные шинки, которые позволяют ребенку ходить. По истечении этого срока ребенок может носить обычную обувь. После снятия гипсовой повязки и замены ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения положение стопы фиксируют гипсовой лонгетой.
Коррекции косолапости способствуют тепловые процедуры – например, теплые ванны для ног (36-37°С).
Задачи ЛФК :
- предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств;
- улучшение трофики;
- поддержание общего тонуса организма.
закрепление результатов коррекции и восстановление опорно-двигательной функции стопы;
- борьба с атрофией и контрактурой в суставах;
- создание оптимальных условий для полноценного роста и развития стопы;
- адаптация к возрастающим физическим нагрузкам;
- профилактика «порочной» походки и нарушений осанки.
Для решения поставленных задач применяются массаж и физические упражнения.
Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро и верхняя треть голени).
На занятиях ЛГ используются общеразвивающие и специальные упражнения. К специальным относятся пассивные движения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно, с полной амплитудой (сгибание стопы в голеностопном суставе в и. п. лежа на спине и на животе; сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах).
ВМК – это порок развития (или недоразвития) одной из грудинно-ключично-сосцевидных мышц (ГКСМ). Реже она возникает в результате аномального развития шейного отдела позвоночника, дистрофических изменений мышцы при обвитии пуповиной, разрыва ГКСМ во время родов.
В комплексном консервативном и оперативном лечении детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, используемая с первых дней установления диагноза.
Задачи ЛФК при врожденной мышечной кривошее:
- улучшение трофики пораженной и здоровой ГКСМ;
- уравновешивание мышечного тонуса за счет устранения мышечной контрактуры пораженной мышцы и укрепления мышцы на здоровой стороне;
- нормализация объема движений в шейном отделе позвоночника;
- профилактика вторичных изменений (асимметрии лица, шеи, искривления позвоночника);
- предупреждение или устранение отставания в психомоторном развитии;
повышение неспецифической сопротивляемости организма.
Для решения поставленных задач используются следующие средства ЛФК: лечение положением, массаж, лечебная гимнастика, упражнения в воде.
1. И.п. – лежа на спине (на кушетке или столе), голова располагается на руках методиста. Родители удерживают надплечья в фиксированном положении. Мягко, с легкой вибрацией выполняется поворот головы в пораженную сторону, затем в здоровую.
2. И.п. – то же. Различные наклоны головы.
3. И.п. – то же. Наклоны головы вперед и назад в строго вертикальном направлении.
Упражнения 1 — 3 выполняются (с учетом возраста) до 16-20 раз.
4. И.п. – лежа на боку. Рефлекторное упражнение (рефлекс Галанта). Методист подушечками 3-го и 4-го пальцев проводит по паравертебральным зонам м приблизительно 1 см от позвоночника снизу-вверх. При этом разгибается спина, а голова и таз отводятся назад. Упражнение выполняется поочередно на каждом боку. Для наибольшей коррекции можно сочетать выполнение упражнений на здоровом и больном боку в соотношении 2:1. Повторить 3-4 раза.
5. И.п. – лежа на животе. Методист, стоя у ножек ребенка, захватывает его кисти и выполняет имитацию плавания брассом.
6. И.п. – то же. Мягкое приподнимание головы ребенка, придерживая надплечье с пораженной стороны. Повторить 2-3 раза.
7. И.п. – то же. Одна рука методиста располагается под животом ребенка, другая удерживает ноги за голеностопные суставы. Приподнимание ног и нижней части туловища; при этом руки ребенка вытянуты вперед. Побуждение ребенка к передвижению на руках. Повторить 4-6 раз.
Специальные упражнения в воде при врожденной мышечной кривошее
И.п. – лежа на спине, руки методиста (или родителя) под затылком ребенка. Подушечками больших пальцев выполнять поглаживание грудинно-ключично-сосцевиднои мышцы на стороне поражения (шея ребенка в воде).
И.п. – то же. Плавное перемещение ребенка, поддерживая за голову, вправо и влево.
3. И.п. – то же. Круговые движения туловища ребенка, придерживая его за голову таким образом, чтобы пораженная сторона находилась снаружи круга.
4. И.п. – ребенок в пенопластовом чепчике, ножки опущены в воду. Методист разводит руки ребенка в стороны-вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи и усиливая тягу со стороны повреждения.
5. И.п. – лежа на животе. Придерживая ребенка одной рукой под подбородок, методист проводит его по ширине бассейна; при этом другая рука пружинящими движениями плавно придерживает приподнятое надплечье.
При невозможности коррекции кривошеи консервативным методом прибегают к операции.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть