Основы менеджмента системы здравоохранения. (Лекция 2.5) презентация

Содержание

МЕНЕДЖМЕНТ Менеджмент − это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия или организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом.

Слайд 1ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Лектор: канд.мед.наук, доцент

Пономарева Лилия Ивановна

Слайд 2МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент − это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение

целей предприятия или организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом.
Управление всегда связано с действиями в области кадровых ресурсов. Успех деятельности зависит от эффективности менеджмента.
В управленческой структуре профессионализм является определяющим качеством. Менеджер должен обладать широким кругом профессиональных качеств: аналитическим мышлением, способностью к организации, уметь оптимально использовать ресурсы и т.д.
Менеджмент мы связываем с понятиями, такими как бизнес, предпринимательство.

Слайд 3МЕНЕДЖМЕНТ
Бизнес − некий вид деятельности, который направлен на получение прибыли посредством

производственной деятельности по изготовлению товаров или оказанию услуг.
Предпринимательство − это частный случай бизнеса − способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска.
Отличие заключается в том, что предпринимательство всегда сопряжено с чем-то новым. Новизна может заключаться как в том, что занимаются новым объектом (товар, услуга), так и с продвижением новых методов управления, что в свою очередь сопряжено с риском.
Таким образом новизна и риск − два отличающих момента предпринимательства.
Сущность менеджмента состоит в том, чтобы умело управлять, опираясь на принципы менеджмента и эффективное выполнение функций менеджмента.

Слайд 4МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Менеджмент как наука возникла в прошлом веке в США

и до настоящего времени не имеет точной формулировки.
Президент Американского ассоциации управления Экли считал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми.
Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.
Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тот, кем управляют.
Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники отделов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

Слайд 5УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Управление здравоохранением – это составная часть социальной медицины и

организации здравоохранения, поскольку «организация» представляет из себя одну из функций «управления», как понятия.

Актуальность овладения научными основами управления обусловлена условиями рыночных отношений, когда каждый специалист должен уметь принимать управленческие решения в пределах своей профессиональной деятельности.

Формирование для системы здравоохранения не только врача, но и управленца качественно нового типа – профессионального менеджера, требует соответствующего понимания истоков управления как такового, его критической оценки, знаний по истории становления и развития отраслевой отечественной системы, знакомства с эволюцией мирового менеджмента и использование его опыта в Украине.

Таким образом, менеджер здравоохранения (менеджер медицины) – это руководитель рыночной ориентации, который отвечает требованиям реформирования отрасли в направлении формирования многоукладной системы здравоохранения.

Слайд 6ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1707 г. – Медицинская канцелярия – централизованный

орган управления медицинским делом, преобразованная в Медицинскую коллегию (1721 г.) – подчинялись все врачи, госпитали, учебные учреждения и аптеки.

1755 г. – Приказы общественной опеки – первые государственные органы управления медицинским делом в городах – подчинялись больницы для гражданского населения, аптеки, приюты для пожилых, детей и психически больных.

1765 г. – руководство приказной медициной возложено на обер-полицмейстера, что лишало врачей каких-либо административных прав. Надзор полиции за медицинским делом в той или иной форме сохранялся до 1917 г.

1797 г. – определенная децентрализация управления – организация губернских врачебных управ, которым делегировались функции оперативного управления медицинской частью (гражданской и военной) в пределах губернии.


Слайд 7ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1802 г. – введение новой , на

европейский образец, формы управления – министерств. Управление передано в Министерство внутренних дел (Экспедиция государственной медицинской управы), что привело к снижению уровня управления.

1805 г. – раздел на гражданскую и военную системы управления медициной.

1812 г. – подчинение врачебных управ непосредственно губернаторам.

1829 г. – Медицинский департамент МВД вместо Экспедиции. Результат проведения всех реорганизаций – постепенное приобретение врачебными управами полицейско-бюрократического характера.

1864 г. – новая форма организации медицинской помощи – земская медицина – система медико-санитарного обслуживания на основе самоуправления, предоставление определенной автономии в управлении при сохранении неограниченной власти правящей верхушки.

Слайд 8ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В условиях земства впервые появляются все необходимые,

с современной точки зрения, элементы системы управления: субъект (земские собрания и управы), объект (сеть лечебных, санитарных и других земских учреждений) и блок научного регулирования (санитарно-статистические бюро, съезды врачей).

1919 г. – Народный комиссариат здравоохранения – отменил старые формы врачебного управления, завершение организационного формирования системы управления по ведомственно-территориальному принципу.

20-е годы – административно-командный стиль – жесткая модель вертикального управления, при которой субъект любого уровня является безапелляционной едино верной инстанцией, объект – бесправный исполнитель указаний «сверху», а блок регулирования системы – в основном накопление директивной информации.

1932 г. – реорганизация окружных отделов здравоохранения в областные, 1933 г. – райздравинспектур в райздравотделы.

Слайд 9ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1946 г. – реорганизация Народного комиссариата здравоохранения

в Министерство с сохранением на местах довоенной структуры органов управления.

50-60-е годы – существенные изменения в управлении сельским здравоохранением: упразднение райздравотделов(1957), передача руководства учреждениями района главному врачу районной больницы, внедрение качественно новой организационной формы – центральных районных больниц (1962), где оказание высококвалифицированной медицинской помощи сочетается с одновременным выполнением управленческих функций, что оправдывает себя по настоящее время.

В настоящее время государственная система управления здравоохранением остается административно-командной, со всеми соответствующими негативными характеристиками: однонаправленная пирамида, поступление команды только «сверху», отсутствие непосредственной обратной связи, а если, такая связь и существует, то только опосредованно и многоступенчато. Является одной из причин кризиса в системе здравоохранения, которую необходимо не только реформировать, а создать вместо нее качественно новую в соответствии с требованиями рынка и достижениями мирового менеджмента.

Слайд 10ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
Эволюционный путь менеджмента, как научно обоснованного процесса управления насчитывает

более 100 лет.

Менеджмент и менеджер, как профессионал-управленец, возникли в недрах рыночной среды и капиталистического способа производства.

В бывшем СССР менеджмент, как наука управления, не признавался и трактовался как наука буржуазного управления.

Менеджмент означает «функцию… и людей, которые ее выполняют, указывает на социальное или служебное положение, обозначая в то же время учебную дисциплину и отрасль научного исследования» (П. Друкер, 1974).

Слайд 11ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
А.В. Попов (1991) и Л.И. Евенко (1992) в это

понятие вкладывают несколько значений:

Самостоятельная отрасль знаний, содействующая выполнению управленческих функций, междисциплинарная отрасль, которую точнее можно было бы назвать «управленческой мыслью».

Умение достигать поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Функция, вид деятельности по управлению людьми в разнообразных организациях или системах (в таком случае наиболее соответствует нашему понятию «управления»).

Определение социального слоя людей, которые выполняют управленческую работу.

Слайд 12ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций

управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:
Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.
Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.
Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Слайд 13ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Целями управления могут быть: новаторские решения проблем, реализация

конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая).
Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Слайд 14ПРОЦЕСС И АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ
Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию,

контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность управленческих решений):
Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
Сбор необходимой информации.
Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений.
Принятие управленческого решения.
Организация исполнения.
Контроль исполнения.
Оценка эффективности и корректировка результатов.

Слайд 15ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное

обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:
отсутствие личных ценностных ориентаций;
отсутствие личной заинтересованности;
недостаточная профессиональная квалификация;
неумение влиять на людей;
неумение самосовершенствоваться;
неумение владеть собой;
рвачество;
отсутствие чувства долга;
необязательность;
неорганизованность;
нечестность;
неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Слайд 16СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте

важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Слайд 17СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один

голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Слайд 18ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Главными характерными особенностями современной мировой

науки управления (менеджмента) являются:

Стремление к замене традиционных методов управления новыми с использованием теории систем и системного подхода.
Разработка и оптимизация на научной основе управленческих решений (системный анализ, моделирование и т.д.).
Переход организационных проблем управления от выстраивания управленческих структур, базирующихся на разделении функций, к образованию програмно-целевых структур, строящихся на интеграции для достижения цели.
Насыщение производства на всех уровнях информационной и счетной техникой для решения широкого круга управленческих и других заданий.

Слайд 19МЕНЕДЖМЕНТ В МЕДИЦИНЕ
Существовавшие в прошлом взгляды о целесообразности менеджмента и менеджеров

в системах, которые не имеют непосредственного отношения к бизнесу, в последние годы в мировой практике пересмотрены.
Большинство теоретиков считает, что для достижения цели и максимальной эффективности при минимальных затратах, любые организационные структуры должны использовать общие принципы и методы менеджмента.
Опыт управления национальными медицинскими службами экономически развитых стран свидетельствует, все вышеуказанное касается и здравоохранения.
Кардинальные изменения в Украине обуславливают формирование национального менеджмента, основной задачей которого является переход от административно-командных отношений к рыночным.

Слайд 20ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
Теория управления изучает закономерности формирования, строения, функционирования, развития

разных систем, перспективность методов и организационные принципы структур.

Управление – это наука о видах деятельности, организационно-технологических и технических мероприятиях руководства отдельными производственными системами и коллективами, направленными на достижение максимально полного эффекта при минимальных затратах времени, человеческого труда и энергии, в основу которых положено изучение и использование законов и принципов, зависимость между причинами и следствиями.

Предмет изучения – организация систем и их составляющих частей, обоснование схем-моделей и процесса управления, т.е. определение сущности и сферы ее использования.

Теория – исследует и определяет закономерности течения процессов и явлений в данной отрасли.

Законы – управленческая деятельность осуществляется по соответствующим законам управления, которыми являются выделенные теорией наиболее существенные, первоочередные по своему значению зависимости и связи.

Слайд 21УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Сложность управления системой здравоохранения обусловлена тем, что:
Процесс происходит в

рамках сложной организационной модели.
Влияет на сложные объекты, которые в свою очередь характеризуются различными явлениями.
Слагается из многочисленных функциональных операций и процедур, которые выполняются структурными подразделениями со сложными управленческими взаимоотношениями.
Процесс управления системой здравоохранения обусловлен также внешними факторами:
Усложнением заданий, возлагаемых на систему.
Прогрессирующим процессом специализации и дифференциации медицинских знаний и функций, требующих их интеграции.
Необходимостью знаний комплексных дисциплин, которые интенсивно развиваются (теории социальной медицины, медицинской статистики, экономики, планирования и др.).
Изменением в структуре заболеваемости населения, обусловленными выходом на первый план хронических соматических заболеваний.
Возрастанием мощности учреждений здравоохранения и усложнением процессов руководства ими и др.

Слайд 22УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Факторы, способствующие эффективному управлению:
Усовершенствование подбора руководящих

кадров.
Научное усовершенствование стиля работы руководителя.
Комплексное усовершенствование процесса управления (квалифицированное и эффективное выполнение функций управления).
Усовершенствование функции и структуры аппарата управления.
Научная организация работы в руководящей и руководимой подсистемах.
Обеспечение творческой активности медицинских коллективов при реализации заданий, поставленных перед здравоохранением в целом и учреждением в частности.

Слайд 23ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ
Реформирование системы здравоохранения в рыночных условиях требует от каждого

врача знаний по объективности оценки собственной деятельности, медицинского учреждения, разработки и обоснования перспективных планов его развития, принятия оптимальных решений, в том числе управленческих.

Управляемая и организованная система – это системно упорядоченное целостное динамическое образование, состоящее из совокупности производственно-необходимых и полноценных компонентов, целенаправленное взаимодействие которых обеспечивает новые интегрированные качества и особенности, которые не были свойственны им отдельно взятым.

В каждой системе существуют, как правило, два вида компонентов: подсистемы и элементы.

Отрасль здравоохранения, как самостоятельная система, одновременно является подсистемой относительно государства и общества. Её подсистемами непосредственно являются медицинская наука и образование, практическое здравоохранение и т.д. В свою очередь каждая подсистема состоит из многочисленных элементов: отдельных медицинских учреждений, подразделений, разделов работы, служб и т.д.

Слайд 24ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
Состоит из трех самостоятельных, но взаимосвязанных между собой частей

или подсистем:
Субъект управления (СУ) – руководящей подсистемы.
Объект управления (ОУ) – руководимой подсистемы.
Блок научного регулирования системы (БНР) – службы информационно-аналитического обеспечения.

Функция управления реализуется путем влияния субъекта (органа управления здравоохранения) на объект управления (подведомственная сеть, отдельное медицинское учреждение и др.).

Блок научного регулирования системы (служба информационно-аналитического обеспечения), например, в областной или центральной районной больнице представлен информационно-аналитическим отделом (центром), организационно-методическим отделом, статкабинетом, группой научной информации и т.д.

Важнейшей особенностью каждой системы, в том числе медицинской помощи, является очень тесная связь между ее элементами, изменение одного вызывает изменение других, а нередко всей системы в целом.

Слайд 25АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Внутренние особенности системы характеризуются аспектами системного подхода:

Системно-компонентным

– определяет компоненты, как составляющие единого целого. В системе здравоохранения к ним относятся поликлиники, стационары, диспансеры и другие типы медицинских учреждений. Ей присущи также специфические компоненты: койка, медикаменты, медицинский работник, медицинская технология, медицинские знания и опыт и т.д.
Системно-функциональным – определяет технологию выполнения функций аппаратом управления, предусматривает разработку для всех подразделений медицинского учреждения специальных положений о порядке работы, обеспечения должностными документами, их постоянное обновление в связи с новыми требованиями и сменой функции.
Системно-структурным – раскрывает способы взаимосвязи между компонентами и их взаимодействие, например, между заведующим отделением стационара и заместителем главного врача по медицинским вопросам относительно организации деятельности и качества лечения.

Слайд 26АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
4. Системно-интегративным – раскрывает механизмы или факторы по

обеспечению сохранения качественной специфики системы, ее удержании в равновесии и стабильности (четко отлаженная работа коллектива, нормальный психологический климат, возможности профессионального роста специалистов и т.д.).
5. Системно-коммуникационным – поддерживает взаимодействие данной системы с другими, например, народным хозяйством, ведомствами, общественными организациями по вопросам здравоохранения, т.е. их внешние связи.
6. Системно-историческим – информирует о прошлом, современном состоянии системы и перспективах дальнейшего развития.


Слайд 27ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ
Цель системы – это желательные для достижения результаты деятельности.
Кроме главной

(генеральной), различают цели более низкого порядка (подцели). Например, главной целью системы здравоохранения является обеспечение здоровья населения и его трудоспособности, целями более низкого уровня могут являться профилактика заболеваний, лечение больных и т.д. Их, в свою очередь, можно разделить на подцели еще более низкого уровня.
Разделение целей на составляющие части имеет вид кроны дерева, что дало основание для введения понятия «дерево целей».

Слайд 28ЦЕЛИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА
Например, главной целью городской поликлиники является обеспечение

обслуживаемого населения медицинской помощью. Её можно разделить на цели первого порядка:
Обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью в поликлинике и на дому.
Организация и проведение профилактических мероприятий среди населения.
Обеспечение нормативного использования ресурсов поликлиники.


Слайд 29ЦЕЛИ ВТОРОГО ПОРЯДКА
Каждую из целей первого порядка

может быть разделена на цели второго порядка. Например, цель 1. Обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью в поликлинике и на дому, может иметь следующие подцели:

Усовершенствование лечебно-профилактической деятельности врачей.
Укрепление участкового принципа обслуживания населения.
Обеспечение качества лечения больных в условиях поликлиники.
Обеспечение преемственности в работе врачей-специалистов поликлиники, стационара и службы скорой медицинской помощи и т.д.

Слайд 30МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Внедрение в систему здравоохранения новых методов хозяйствования с

использованием элементов рыночных отношений создает условия для постепенного формирования собственно медицинского менеджмента, что в свою очередь требует наличия качественно нового специалиста управления – менеджера здравоохранения (медицины).

Менеджер здравоохранения – это профессионал в отрасли управления всеми звеньями системы.

Слайд 31МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К его качественной характеристике относится:

Владение системной

методологией.
Умение принимать разные виды управленческих решений и владеть технологией процесса управления.
Способность обеспечить деятельность системы в условиях оперативного, ситуационного и стратегического управления.
Владение технологией работы с информацией и принципами медицинского маркетинга.
Владение основами комплексного управления персоналом и психологическими методами управления.
Способность решать проблемы в условиях изменения принципов хозяйствования с использованием экономических методов управления.
Знакомство с разными формами рыночных отношений в системе здравоохранения.
Компьютерная грамотность.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика