Слайд 1Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии. Проблема стигматизации.
Бакир Асель
012-013-02 гр
Слайд 2План :
Предмет и задачи психиатрии
Разделы психиатрии
Основные этапы развития и основные направления
в психиатрии
Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж. Эскиролъ, В.Гризингер)
Основные направления в психиатрии
Проблема стигматизации
Слайд 3Предмет и задачи психиатрии
Психиатрия (psyche-душа, iatreia-лечение) – часть медицинской науки и
практического здравоохранения, изучающая причины, клинические проявления, диагностические основы психических расстройств.
Основной предмет изучения психиатрии – патология психической деятельности – психические болезни. Психическая болезнь – заболевание, характеризующееся преимущественным расстройством психики (психика-свойство материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности). Это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, обусловленными воздействием биологических, социальных, психологических и других факторов.
Слайд 5Разделы психиатрии
1) Большое влияние на развитие, клинику, и прогноз психических расстройств
оказывает возрастной фактор, поэтому в психиатрии выделяют такие разделы, как: 1.детская, 2.подростковая психиатрия и 3.геронтопсихиатрия (психиатрия позднего возраста)
2)Наиболее важными социальными функциями психиатрии является экспертиза при психической патологии. Самостоятельное значение имеют такие разделы психиатрической экспертизы как: 1. трудовая, 2. военная, 3. судебная.
3)Влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, а также значение социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии, определяет выделение такого раздела психиатрии, как социальная психиатрия. Отдельными направлениями социальной психиатрии являются: 1.этнокультуральная психиатрия (сравнительное изучение психических расстройств в различных нациях и культурах); 2.индустриальная психиатрия (изучает психическое здоровье работающего населения).
Слайд 6Разделами психиатрии, но имеющие статус самостоятельной дисциплины являются:
4) Наркология - диагностика,
лечение и профилактика алкоголизма, наркоманий и токсикомании («аддиктология» - от англ. addiction — пристрастие)
5) Сексопатология и 6) Суицидология (изучение причин и разработка мер по предупреждению самоубийств и суицидального поведения, предшествующего им).
Смежными с психиатрией, но особыми научными дисциплинами являются психотерапия, медицинская психология и психофармакология
Психиатрия, как медицинская дисциплина – тесно связана с внутренней (соматической) медициной. Любая соматическая болезнь, являясь стресовым фактором, оказывает влияние на личность больного, а реакция личности и стресс оказывают модулирующее влияние на клинику и течение основного заболевания.
Слайд 8Основные этапы развития и основные направления в психиатрии
Выделяются следующие этапы развития
психиатрии (по Ю.Каннабиху).
1. Донаучный период – с древнейших времен до появления античной медицины. Происходит бессистемное накопление наблюдений, которые фиксируются в образной форме, в мифологии. Человек наделял окружающие предметы и явления душой – анимизм. Смерть и сон – первобытным человеком идентифицировались. Считалось, что во сне душа выходит из тела, бродит, видит разные события, участвует в них – это человек видит во сне. Если душа отлучалась и не возвращалась – человек умирал.
Душевные болезни истолковываются в аспекте примитивно-теологического мировоззрения. Заболевание связывалось со злонамеренным негативным влиянием других людей или высших сил (злые боги, дьявол, бесы). Лечение осуществлялось с помощью магических приемов врачами-колдунами, позже магически-религиозными обрядами, т.е. своеобразным психологическим воздействием (примитивная психотерапия). Примитивная медицина была в большей степени ориентирована на психику человека, т.е. являлась психиатрией (Ф.Александер с соавт., 1995). В этот период душевные и телесные болезни не различались, как не разделялась медицина, магия и религия. Основой здоровья считалось единение души и тела, а возникновение болезни связывалось с тем, что душа или её часть покидала тело. Различные верования помещали душу в различные органы – сердце, почки, печень. Возвращения души считалось первым и основным принципом лечения. Второй важный принцип магической медицины – симпатическая магия – представление о связи между разными объектами (в том числе телами двух людей) и возможности положительного воздействия одного на другое. Считалось, что врачующий человек может оказать непосредственное лечебное воздействие на пациента, притворяясь умирающим, агонизирующим, а затем выздоравливающим.
Анималистически-магическая медицина существовала до появления эллинской медицины, опираясь на интуитивное постижение психологических законов, определяющих поведения человека.
Слайд 92. Древняя греко-римская медицина (от 7 века до нашей эры до 3
века нашей эры). Душевные болезни рассматриваются как естественные явления, требующие естественных мер. Магически-религиозное понимание болезней сменяется метафизическим и, частично, научно-реалистическим. Преобладающим становится соматоцентризм, исходя из которого Гиппократ понимал истерию как болезнь матки, а депрессию (меланхолию) – как застой желчи. Больной воспринимался как единое целое, без противопоставления психики и сомы, но роль психики и сомы в возникновении различных заболеваний рассматривались дифференцированно. Согласно представлениям Платона и Аристотеля от души идет как доброе, так и злое, что может оказывать влияние на человека, в целом. Душа должна лечиться особыми целебными разговорами. Следовательно, в греческой философии преобладало представление о влиянии души на тело и наоборот. Так, Ксенофонту приписывается фраза: «В здоровом теле – здоровый дух».
В этот период, в медицине выделяется соперничество двух школ (направлений):
1)Книдская – развивала учение о патологии на основе учения Платона об универсалиях. Следуя Платону, стремилась к познанию универсалий в медицине и направляла усилия на классификацию и наименование болезней (учение о болезнях).
2)с острова Кос (Косская) – была создана Гиппократом под влиянием учения Аристотеля. Стремилась к тщательному исследованию разнообразных проявлений болезни у отдельных людей. Большее значение придавалось прогнозу, чем диагнозу (учение о больном).
Слайд 103. Средние века – регресс человеческой мысли, мистика и схоластика. Происходит
возвращение практической медицины к анимистическому, религиозно-мистическому подходам. Преобладали демонические представления о душевных болезнях.
4.Эпоха возрождения – расцвет научной мысли.
В 17 веке, Ф.Платтер предлагает первую систематику психических болезней (23 вида болезней в 4 классах). Праобразом общей психопатологии становится классификация К.Линнея «Роды болезней» (3 вида психической патологии – 1.болезни рассудка, 2.воображения и 3.аффектов и влечений).
Французский врач Филипп Пинель (1745–1826) возглавил движение за ограничение мер стеснения психически больных - первым сняв с душевнобольных цепи, а в области терапии предложил «моральное лечение» душевнобольных. В своем основном труде «Медико-философский трактат о помешательстве» (1809), он предпринял попытку анализа и систематики симптомов, а также разработал классификацию психических болезней, выделив 4 типа безумия: 1)меланхолию, 2)манию, 3)деменцию, 4)идиотию,
По мнению Ю.Каннабиха, его научная и общественная деятельность в ХУ111 в. – 60-е годы Х1Х в., определила целую «эпоху Пинеля». В этот период происходит развитие госпитализации психически больных, существенно улучшены условия содержания, но в процессе лечения, однако, допускается (в интересах больного) физическое насилие в виде смирительной рубашки и кожаных ремней.
Слайд 125. Вторая половина 1Х века – 1890 г. В этот период
происходит интенсивное развитие клинического направления в психиатрии. Осуществляется систематизация клинических наблюдений, развивается симптоматологическая психиатрия, идет описание симптомокомплексов. Развивая гуманистическую традицию в психиатрии, английский врач Конолли – стремился к полному отказу от механического ограничения больных..
Слайд 13Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж. Эскиролъ, В.Гризингер
Французская школа.
Жан Этьен Эскироль
(1772-1840) был любимым учеником Пинеля. Первым стал преподавать курс психиатрии в 1817 году. В своем основном научном труде «Des maladies mentales» (1837) дал классическое описание галлюцинаций и «мономании» (в современном контексте – паранойяльное бредообразование), отметил роль эмоций в развитии психических расстройств. Жан-Пьер Фальре (Falret J.P., 1854) – выделил «циркулярное помешательство» (folie circularize). Байярже (Baillarger M., 1854) – подробно описал галлюцинации («полные» и психические), независимо от Фальре выделяет «помешательство - о двух формах». В 1890 г. Жак-Жозеф-Валантен Маньян (Valentin Magnan) (1835 – 1916), дает последовательное описание клиники хронического параноидного помешательства.
Слайд 14Немецкая школа.
Вильгельм Гризингер (1817–1868), создатель первого фундаментального руководства по психиатрии «Pathology
and Therapy of Mental Diseases» (1845). Основное значение в развитии психических расстройств Гризингер придавал патологическим изменениям в ЦНС. В 1880 г. Карл Людвиг Кальбаум (Karl Ludwig Kahlbaum) (1828 – 1899), немецкий врач-психиатр, выделяет кататонический симптомокомплекс. В 1881 г. его ученик, бельгийский психиатр, Эвальд Геккер описывает гебефрению.
6. Нозологический этап.
Первые попытки выделения отдельных психических расстройств принадлежат Жан-Пьеру Фальре – «циркулярное помешательство» (folie circularize), далее Антуан Бейль (1826) описал психиатрическую симптоматологию «общего пареза» – сифилитического поражения ЦНС – прогрессивного паралича. В 1887 году С.С.Корсаков, выделил как отдельную форму, установил этиологический фактор и патогенез, дал подробное описание клинической картины «алкогольного полиневритического психоза», впоследствии названного - болезнью Корсакова.
Последнее десятилетие Х1Х века – собственно нозологический этап развития психиатрии.
Слайд 16Основные направления в психиатрии
Нозологическое направление (от греч. nosos – болезнь) Основоположником нозологического
направления является немецкий психиатр Эмиль Крепелин, который первым представил почти все психические расстройства в виде отдельных болезней (некоторые психические болезни были выделены в качестве самостоятельных до систематики Крепелина: циркулярное помешательство, описанное французским психиатром Жан–Пьером Фальрё (впоследствии названное маниакально-депрессивным психозом), алкогольный полиневритический психоз, выделенный С.С. Кореаковым, прогрессивный паралич – одна из форм сифилитического порaжения мозга, описанная французским психиатром Антуаном Бейлем).
Ведущим методом нозологического направления служит тщательное описание клинической картины и течения психических расстройств, за что представители других направлений называют данное направление «дискриптивной» (т.е. описательной) психиатрией Крепелина.
Слайд 17Синдромологическое направление господствовало в психиатрии в XIX веке и в настоящее время
наиболее последовательно сохраняется во французской психиатрии. Диагнозами служат названия синдромов (депрессия, делирий, хронический бред, кататония, спутанность и т.д.) независимо от вызвавших их причин. В начале ХХ века это направление уступило место нозологическому. Однако с появлением в 50-х годах психотропных средств, каждое из которых эффективно при определенных синдромах, синдромологическое направление вновь стало приобретать сторонников. Обычно его определяют как составную часть в эклектического направления.
Слайд 18Эклектическое направлеиие (его представители чаще называют данное налравление «прагматическим», или «атеоретическим») к
концу ХХ века стало наиболее распространенным в мировой психиатрии. Его отражают Международная классификация психических болезней (9-й и 10-й пересмотры) и особенно современная американская классификация психических расстройств DSM–IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Систематика строится так, чтобы по возможности отразить суждения представителей разных направлений и многих психиатрических школ. Если причина психического расстройства в общем известна (алкоголизм, наркомании, старческое слабоумие и др.), то оно выделяется по нозологическому принципу. Если же причины неясны, а характерные органические изменения в мозге не установлены, то систематика приближается к синдромологической (выделнются расстройства бредовые, аффективные и др.) или к психоаналитическому направлению (например, диссоциативное расстройство).
Слайд 19Психоаналитическое направление основывается на учении всемирно известного австрийского психиатра, невролога и психолога
Зигмунда Фрейда. Согласно этому учению, психика человека состоит из сознания («Я», или «Эго»), подсознательной сферы («Оно», или «Ид») и «сверхсознания» («сверх-Я», или «суперЭго»). В подсознательном сосредоточены инстинкты и влечения, особое значение придается сексуальности (либидо). Между «Я» и «Оно» находится «цензура» – преграда, не лропускающая из подсознательного в сознание инстинкты и влечения, и тем самым властвующая над поведением. Во время сна цензура ослабевает, и тогда силы бессознательного прорываются в сознание в форме сновидения, обычно в символическом виде. Но и в бодрствующем состоянии бессознательное постоянно дает о себе знать в виде оговорок, описок, неожиданных ассоциаций и др. «Супер-Эго» – область запретов: морали, нравственности, совести, чувства вины и ответственности, оно отражает интересы всего человечества в целом.
Пснихоаналитическое направление обычно оставляет в стороне психические расстройства при органических поражениях головного мозга. Оно сосредоточено главным образом на неврозах, а также на расстройствах личности, депрессиях и других «функциональных» психических расстройствах. В качестве универсального метода лечения применяется психоанализ – длительные многомесячные курсы психотерапевтических сеансов, задача которых извлечь из подсознательного спрятанные в нем, подавленные комплексы переживаний прошлого, особенно детства, которые предположительно «питают» психические нарушения.
Слайд 21«Антипсихиатрия» – общественное течение, особенно распространившееся в Европе в 60–70-х годах, в
котором принимали участие отдельные психиатры. Кроме органических поражений ЦНС, отрицается существование каких-либо психических болезней. Последние рассматриваются как «особая форма существования», «иная жизнь». Эти болезни якобы были «выдуманы» психиатрами и используются обществом для изоляции неугодных ему людей. Таким взглядам способствовало широкое применение психотропных средств, благодаря чему психические расстройства стали протекать в более стертых и часто незаметных для обывателя формах. Это же позволило избежать прежнего длительного стационирования. В итоге многие психиатрические больницы были закрыты, а психически больные пополнили число бездомных бродяг. Постепенно «антипсихиатрия» стала пользоваться все меньшей популярностью. Но ей на смену пришло новое общественное течение, направленное на борьбу со злоупотреблением психиатрией в политических целях. В ряде стран, в том числе и в нашей, подобные случаи имели место. В фашистской Германии они приняли размах массового террора: больных неизлечимыми психическими заболеваниями, даже тяжелыми психопатиями, униичтожали как неполноценных.
Однако при обвинениях в злоупотреблении психиатрией, особенно со стороны неспециалистов, часто не учитываются два важных обстоятельства: возможность диагностических ошибок, совершаемых непреднамеренно и чаще из-за низкой квалификации врачей, и возможность стойких полноценных ремиссий, граничащих с выздоровлением. В последнем случае больныe могут отрицать бывшее ранее психическое расстройство, заявляя, что они якобы его симулировали с какой-либо целью или были неправильно поняты.
Слайд 22Проблема стигматизации
Стигматизация − это в психологии навешивание на больного клейма "психбольной".
Ведь многие века люди с психическими расстройствами подвергались изоляции, гонениям, уничтожению. Страх оказаться в такой ситуации сегодня остался на генетическом уровне. Стигматизация – это на сегодняшний день очень важный вопрос в сфере психических заболеваний. Что это? Расстройствами психики страдает каждый четвертый-пятый житель планеты. А каждый второй человек имеет вероятность заболеть этими недугами. Депрессия находится на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. К 2002 году депрессивные состояния могут лидировать в списке болезней. Рассудок − это самое драгоценное, что может потерять человек, поэтому нужно пересматривать взгляды на психически больных людей.
Слайд 23Причины возникновения стигматизации Негативное представление о психических заболеваниях. Таким больным приписывают
агрессивность, неуравновешенность, непредсказуемость, опасность, способность совершить преступление. Вера в мифы и следование негативным культурным традициям. Нарушение психики воспринимается, как наказание свыше. Недостаточная информированность общества об особенностях психических расстройств. Негативная подача информации о таких больных и их семьях в средствах массовой информации. Сложился стереотип о том, что люди с больной психикой слабые, не справляющиеся со своим желаниями и капризами. Страх больных на уровне подсознания, подкрепленный стереотипами и традициями. Принудительное лечение в советские времена и ошибки при определении диагноза. Устаревшие методы лечения и медикаменты. Отсутствие достойных условий в психиатрических лечебницах. Плохое финансирование клиник, отсутствие общественной и государственной поддержки. Стигматизация психических больных – это социальная проблема Стигматизация в психиатрии − отделение личности от других людей по наличию психиатрического диагноза. Это явление можно проследить в отношении врачей к своим больным. Очень часто возникает самостигматизация больных. Все это ведет к дискриминации: к таким индивидам начинают предвзято относиться, лишают их прав, помощи. Стигматизация психических больных − это очень серьезная проблема. Таким людям трудно устроиться на работу, их не хотят принимать в те или иные социальные группы, возникают трудности со вступлением в брак.
Слайд 25Стигматизация психических заболеваний − препятствие на пути к нормальному социально-психологическому функционированию
человека. Это постоянная негативная ситуация, которая возникает в разных сферах жизни пациента, навязывание ему роли изгоя. В психологии пока только ставят диагноз, а вот борьбе с таким состоянием уделяется мало внимания. Как проявляется? Стигматизация может появляться со стороны членов семьи, соседей, медицинского персонала, окружающих. Профессионалы могут неуважительно, формально, с демонстративной снисходительностью относиться к больным, обращаться к пациенту на "ты", невзирая на возраст. Близкие такого человека начинают чрезмерно контролировать
Слайд 26Можно выделить три этапа самостигматизации в семье: Сначала все стараются скрывать
факт заболевания родственника путем ограничения социальных контактов страдающего. Если больной начинает вести себя необычно, члены семьи не могут скрывать информацию о его проблеме. Наступает критический момент для адаптации в домашних условиях. Последний этап − это окончательная изоляция всей семьи, противопоставление себя другим, принятие роли «изгоя». Эмоции, испытываемые психически нездоровым человеком Сильное чувство страха. Больному кажется, что у него недостаточно сведений о происходящем с ним. Непреодолимое чувство стыда. Пациент чувствует себя не таким, как все. Беспомощность. Все, что раньше ему давалось легко, теперь получается с трудом: приходится напрягать память, возникает рассеянность, замедляется реакция. Обделенность и отчаяние. Вследствие всего этого люди с психическими расстройствами сами уходят от общения, опережая общество. Пациенты начинают избегать врачей, не знают, кому довериться, где искать помощи
Слайд 27Степени отношения окружающих Снисходительно относится общество к людям, которые высказывают абсурдные
и бредовые идеи. Большую стигматизацию проявляют к членам семьи психически нездорового человека. На следующей ступеньке находятся индивиды с нестандартным поведением, речью, внешностью. Стигма усиливается к социально изолированным больным. Общество сторонится людей, которые лечились в психиатрической больнице. Психические заболевания и реакция на них Эпилепсия. К пациентам с этим заболеванием относятся доброжелательно, сочувствуют и понимают. Депрессия и невроз. К таким недугам у общества не достаточно серьезное отношение. Многие недооценивают настоящее состояние депрессивных людей и не считают их больными. Слабоумие. К нему относятся толерантно и снисходительно. Шизофрения. Большинство к этому заболеванию относится отрицательно. Старческое слабоумие. Пожилых людей чаще всего уважают, но ограничивают их действия
Слайд 29Никто не застрахован от психического расстройства Еще стоит раз напомнить, что
стигматизация − это навешивание ярлыков типа "ненормальный", "бешенный". Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова "Палата номер 6", а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: "Записки сумасшедшего", "Записки из сумасшедшего дома". Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.
Слайд 30Как проводить дестигматизацию
Вести разъяснительную работу через средства массовой информации. Тщательно готовить
медицинских специалистов. Они должны знать и помнить, что их профессиональный долг − дестигматизация психически больных. Не допускать неверного распространения информации о такой патологии.
Акцент нужно делать на личность больного, а не на саму болезнь. Общество должно знать, что психически больной человек также имеет чувства, потребности, комплекс этических и моральных норм. Не допускать при разговоре с больными жаргонных элементов типа: "глюк", "дурдом", "психушка". Специалисты не должны разглашать сведения, которые нарушают конфиденциальность информации о конкретном пациенте.
Самым современным способом информирования сегодня является Интернет. Следует помнить, что стигматизация − это клеймо. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы люди с таким диагнозом чувствовали себя в обществе максимально комфортно.