Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью презентация

Содержание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей Полиморфный клинический синдром (широкий спектр возможных проявлений), главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность,

Слайд 1СДВГ краткий обзор


Слайд 2Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
Полиморфный клинический синдром (широкий спектр

возможных проявлений), главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность.

Слайд 3Диагностические критерии СДВГ/ гиперкинетических расстройств по МКБ-10 (1999) (F90 –

гиперкинетические расстройства)

-Раннее начало (в течение первых пяти лет жизни)
-чрезмерно активное слаборегулируемое поведение (основной симптом)
-выраженная невнимательность
-частота выраженности у мальчиков в несколько раз выше, чем у девочек
-затруднения в обучении чтению


Слайд 4Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания DSM-IV(American Psychiatric Association, 2000)
Для

установления диагноза необходимо пользоваться следующими критериями (А+Б+В+Г+Д):

Слайд 5А. Наличие симптомов нарушения внимания или гиперактивности – импульсивности (или обоих)

по меньшей мере на протяжении 6 месяцев, выражены несоответственно возрасту и приводят к серьезным нарушениям функционирования

Слайд 6(А1). Нарушения внимания - должны присутствовать по меньшей мере шесть из

следующих симптомов: а) часто не в состоянии сосредоточиться на деталях или делает ошибки по невнимательности при выполнении школьных заданий или при другой деятельности; b) часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или игре; c) часто возникают проблемы с организацией деятельности и выполнения заданий; d) часто неохотно приступает к деятельности, которая требует продолжительного сосредоточения внимания или избегает ее;

Слайд 7e) часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий или

другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, инструменты, игрушки); f) легко отвлекается на посторонние раздражители; g) часто не слушает, когда к нему обращаются; h) часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или же в надлежащем объеме поручения, домашние задания или другую работу (но не из протеста, упрямства или неспособности понять указание/ задание); i) забывчив в повседневной деятельности.

Слайд 8(А2). Гиперактивность – импульсивность - должны присутствовать по меньшей мере шесть

из следующих симптомов: а) не может усидеть на месте, постоянно двигается; b) часто покидает свое место в ситуациях, где нужно сидеть (например, на уроке); c) много бегает и «все переворачивает» там, где этого делать не следует (у подростков и взрослых эквивалентом может быть ощущение внутреннего напряжения и постоянная потребность двигаться); d) не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать; e) Действует словно «заведенный» – как игрушка с включенным «моторчиком»; f) слишком много говорит;

Слайд 9Импульсивность : g) часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца; h) нетерпелив,

часто не может дождаться своей очереди; i) часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/ разговор.

Слайд 10Б. Симптомы расстройства (по крайней мере некоторые) присутствовали в возрасте до

7 лет. В. Симптомы должны проявляться по меньшей мере в двух разных средах (школа, дом, игровая площадка и т. п.) Г. Расстройство приводит к значительным проблемам в социальной, учебной и профессиональной (для взрослых) сферах. Д. Эти симптомы не обусловлены другим психическим или соматическим заболеванием.

Слайд 11Возможные механизмы возникновения дефицита внимания
Генетика: нарушение обмена дофамина в лобных долях

(Gainetdinov R, 2010)
Генетика: нарушение обмена норадреналина в головном мозге (Kim B, Kim J, 2010)
Снижение числа ассоциативных связей (Curatolo P, 2010)


60%


Слайд 12Причины возникновения дефицита внимания
Наследственность
Повреждения мозга (внутриутробные или при рождении)
Питание, вирусная

инфекция, курение, алкоголь или стресс матери во время беременности
Курение окружающих (матери)
Разногласия в семье и развод,
Отсутствие кормления грудью
Диета (слишком много неусваиваемого сахара или добавок),
Смена гормонального фона (созревание)

Слайд 13Возможные механизмы возникновения дефицита внимания
Комбинация генов, отвечающих за обмен допамина в

мозгу, такова, что
увеличивается количество допаминовых переносчиков в полосатом ядре striatum , которое принимает участие в процессах планирования
увеличивается уровень продуктов разрушения допамина (хомованиловой кислоты)
Нарушение обмена норадреналина в головном мозге
Снижение циркуляции крови во фронтальной области, полосатом ядре и бледном шаре
Нарушения обмена кальция Askenazi S, Henik A. Attentional networks in developmental dyscalculia. Behav Brain Funct. 2010 Jan 7;6:2.


Слайд 14Поведение
Психотерапия
Педагогика
слабый результат
Тело
Фармакология
нестойкий эффект, побочное действие, обратный эффект



регуляция


Слайд 15Патологическая доминанта (?)
(Amen D.,
SPECT)
Неуправляемое поведение

Препараты, улучшающие кровообращение
Неуправляемое поведение
УСИЛИВАЕТСЯ


Слайд 16ЭЭГ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ


Слайд 21СДВГ
Мышечное напряжение
ЭЭГ-показатели
(тета, бета, альфа)
Дыхание
Когнитивные
функции
Поведение
Влияние среды
Self/regulation


Слайд 22Нейрофизиологические нарушения при синдроме дефицита внимания

Снижение тормозного контроля, (Heilman K.M.

et al., 1991; Filipek P.A. et al., 1997; Сastellanos F.X. et al., 2002)
Снижение активации
«сенсорный голод»

Слайд 23СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
Преобладание θ над β
Увеличена когерентность θ
Отсутствует способность к визуализации
Увеличена амплитуда

высокочастотного бета-ритма или тонус мышц скальпа
Снижена резонансная способность
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ
Снижение глубины реакция активации в ответ на открывание глаз (только у СДВ)
Укорочение реакции активации
Сужение ширины альфа-диапазона
увеличение тоническое напряжение мышц скальпа

ЭЭГ признаки синдрома дефицита внимания


Слайд 24ЧТО ТАКОЕ ТЕТА-волны?
Те низкочастотные волны, амплитуда которых не снижается при открывании

глаз!

Слайд 25

дельта
тета
δ
δ
α
α
θ
θ
β
β
SMR
бета, гамма
альфа


Слайд 26
Преобладание θ над β
Увеличена когерентность θ
Увеличена амплитуда высокочастотного бета-ритма (или

тонус мышц скальпа?)
Отсутствует способность к визуализации
Снижена резонансная способность

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭЭГ признаки синдрома дефицита внимания


Слайд 271. Преобладание θ над β
Снижена амплитуда бета

Увеличена амплитуда тета


Слайд 281. Преобладание θ над β
Соотношение мощности в тета и бета диапазонах
СДВГ
норма


Слайд 29Чрезмерная когерентность тета – волн во фронто-центральной коре как свидетельство патологии



(Lubar et al., 1996, Barry R.J. et al., 2002).

F

C

θ

СДВГ

2. Увеличение когерентность θ


Слайд 303. Увеличение β-2
Увеличение мощности бета- 2 волн


Слайд 31Спектр мощности ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования
Спектр мощности ЭЭГ в состоянии

спокойного бодрствования при воздействии вспышками света с частотой 5 Гц (норма, реакция есть)


4.Снижена или отсутствует реакция «усвоения ритма»


Слайд 32Закрытые глаза +воображение открытых глаз
Открытые глаза
Закрытые глаза
5.Отсутствует способность к визуализации
норма
СДВГ


Слайд 33Неспецифические признаки СДВГ
Снижена глубина и длительность реакции активации
Сужен альфа-диапазон
Снижена амплитуда альфа-ритма


Слайд 34Неспецифические признаки СДВГ
Отсутствие активации
Дефицит внимания
Норма


Слайд 35*
Дефицит внимания
Гиперактивность

Норма
Глубина
активации
Неспецифические признаки СДВГ
Снижена глубина реакции активации
Сужен альфа-диапазон


Слайд 36Индивидуальные характеристики альфа-активности


Слайд 37Таким образом, чтобы преодолеть вышеперечисленные признаки нарушений требуется:
Снизить Тета-амплитуду
Повысить амплитуду

низкочастотного бета
Увеличить глубину и длительность активации
Снизить тоническое напряжение мышц лба


Слайд 38Коррекция СДВГ с помощью нейробиоуправления


Слайд 40(Jahnsen and Llinas, 1984; Sherman, 2001; Sherman and Guillery, 2006).


Фоновые колебания
Без

контроля

Колебания под
контролем

Возникновение колебаний в таламической клетке


Слайд 41Коррекция СДВГ с помощью нейробиоуправления
Снижение тета-амплитуды
Повышением амплитуды низкочастотного бета с одновременным

снижением амплитуды тета-ритма
Увеличением глубины и длительности активации
Снижением тонического напряжения мышц лба


Слайд 42Наиболее часто встречающиеся проблемы при проведении ЭЭГ диагностики и тренинге биоуправления:
Определение

индивидуальных частотных диапазонов
Артефакты
Проблема длительности тренинга

Слайд 43

Наиболее часто для преодоления синдрома дефицита внимания используют тренинг снижения тета/бета

(схему Lubar, Monastra)

Снижение 4-8 Гц

Увеличение 14-18 Гц


Слайд 44Изменение альфа-активности в результате тренинга:
Увеличение амплитуды
Увеличение глубины реакции активации
Расширение альфа-диапазона

Дефицит
внимания
Гиперактивность
до
после


Слайд 45ПОЧЕМУ ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ?


Слайд 46Исходные характеристики ЭЭГ
Частота альфа-пика 7,9 Гц
ШДА = 2,5 Гц
6,4

- 8,9


Испытуемый С.

θ/β = 5,3


Слайд 47СЕАНС НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СТАНДАРТНЫХ ЧАСТОТНЫХ ДИАПАЗОНОВ ЭЭГ
θ/β
Бессоница
Возбужденность
агрессивность


Снижение 4-8 Гц
Увеличение 14-18

Гц

θ/β = 5,7

θ/β = 7,1


Слайд 48СЕАНС НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧАСТОТНЫХ ДИАПАЗОНОВ ЭЭГ


Снижение 3-5 Гц
Увеличение 10-15

Гц

θ/β

θ/β = 3,3

θ/β = 5,7


Слайд 49Одинаково ли влияние биоуправления на признаки альфа активности у детей с

СДВГ по сравнению со здоровыми?

Увеличение уровня альфа – активности ЭЭГ - признак увеличения самоконтроля


Слайд 50%
%
Влияние одинакового игрового биоуправления на признаки альфа активности у детей с

СДВГ по сравнению с здоровыми

СДВ(Г)

Здоровые

Эффективность тренинга биоуправления для больных детей значительно выше, чем для здоровых


Слайд 51Как снизить вероятность артефактов при ЭЭГ диагностике и коррекции СДВГ?
Артефакт –

электрический сигнал, обусловленный не электрической активностью мозга, наблюдаемый при регистрации ЭЭГ.

Слайд 52Артефакты, связанные с помехами из электрической сети


Слайд 53Сырая ЭЭГ, зашумленная электрическими артефактами
Спектральная мощность
Электрическая компонента и её гармоники
амплитуда 50

Гц диапазона :

Слайд 54Как удалить артефакты связанные с помехами из электрической сети?
Снизить сопротивление поверхности

кожи
Отключить ноутбук от сети

Слайд 55Артефакты связанные с тоническим напряжением мышц скальпа


Слайд 56Мышечное напряжение(ЭМГ)

Активность мозга ЭЭГ

электрический потенциал частоты 16-75 Гц на

поверхности скальпа говорит об ЭМГ:

Слайд 57Миографические артефакты
Интегральная ЭМГ
Сырая ЭЭГ
Динамика ритмов ЭЭГ

Напряжение мышц скальпа вызывает искажение сигнала

ЭЭГ. В динамике сессии мы видим одновременное повышение всех ритмов ЭЭГ.

Слайд 58ЭЭГ и ЭМГ волны частоты 16-40 Гц когерентны
Чаще всего появляются в

диапазонах частот от 0.5 до 8 Гц а также от 13 до 50 Гц

10

Вероятность
ЭМГ артефактов

40

Гц


Слайд 59Как избежать артефактов связанных с тоническим напряжением мышц скальпа?
Помещать электроды в

области скальпа с наименьшим напряжением мышц скальпа
Обязательно одновременно с регистрацией ЭЭГ регистрировать ЭМГ
Использовать для анализа ЭЭГ диапазон с наименьшей вероятностью ЭМГ артефактов
Исключать из анализа ЭЭГ фрагменты, в которых увеличена амплитуда ЭМГ сигнала


Слайд 60Артефакты, связанные с движением глаз


Слайд 61Артефакты, вызванные движениями глаз (окулограмма)


Электрическая активность, вызванная движениями глаз, по частоте

совпадает с тета-активностью. В динамике сессии мы видим пики в тета-диапазоне.

Слайд 62
Сырой сигнал ЭЭГ, записанный в отведении Fz-A2.




Всплески электрической активности, вызванные

движениями глаз, программа расценивает как пики активности в
тета-диапазоне.




Слайд 63Как избежать артефактов связанных с движением глаз?
Помещать электроды в области скальпа,

удаленные от глазодвигательных мышц
Обязательно одновременно с регистрацией ЭЭГ регистрировать ЭМГ
Использовать для анализа ЭЭГ диапазон с наименьшей вероятностью ЭМГ артефактов
Исключать из анализа ЭЭГ фрагменты, в которых увеличена амплитуда низкочастотного сигнала


Слайд 64Артефакты, вызванные движением проводов

Сырая ЭЭГ
Динамика ритмов ЭЭГ


Слайд 65Для эффективного тренинга биоуправления необходимо:
Преодолеть артефакты
Одновременно регистрировать ЭМГ
Установить индивидуальные диапазоны
Проводить тета-понижающее

биоуправление при открытых глазах.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика