Слайд 1 Общая характеристика СДВГ. Психологические причины возникновения СДВГ.
Подготовила Колесникова Юлия
Группа
14НПП1
Слайд 2Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое
расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: невнимательностью, гипеактивностью и импульсивностью
Слайд 3Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная
активность, несоответствующая выполняемому заданию, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности. В 70% случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит к возникновению различных психологических проблем от формирования комплекса неполноцен-ности и социальной дезадаптации до развития психопатической личности. Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов. Частота антисоциального поведения у подростков с СДВГ колеблется от 10 до 50 %.
Слайд 4Невнимательность у детей с СДВГ проявляется снижением концентрации внимания, что является
причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в ходе выполнения заданий, требующих длительной концентрации внимания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они отвлекаются на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Дети с СДВГ склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, теряют свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Слайд 5Гиперативность. Под гиперактивностью у детей понимается избыточная двигательная (моторная) активность. Такие
дети все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители жалуются: «Кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Они беспокойны, совершают посторонние движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости («ерзают» на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). В отличие от обычных энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер и обычно трудно управляема взрослыми и сверстниками. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями
Слайд 6Импульсивность - недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Импульсивность
постоянно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушав их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам, не умеет проигрывать. Школьные задания ребенок с СДВГ выполняет неряшливо (несмотря на усилия все сделать правильно), излишне настойчив в своих интересах, не взирая на требования взрослого.
Слайд 7В большинстве случаев клинические проявления возникают в возрасте до 5-6 лет,
а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостыо, они еще в младенчестве гиперподвижны, часто выбираются за пределы, отведенные им для безопасных игр, что вызывает риск травматизации. В дальнейшем они становятся крайне непослушными, их поведение с трудом контролируется родителями.
Слайд 8В качестве неблагоприятных пренатальных и перинатальных внешних факторов, способных повлиять на
развитие СДВГ, указывают:
- осложнения беременности (токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, попытки прервать беременность или угроза выкидыша, травмы в области живота, переношенная беременность и др.);
- гипоксия плода и асфиксия новорожденных (длительное кислородное голодание мозга во время беременности или острое кислородное голодание во время родов);
- токсическое воздействие на ребенка (тяжелых металлов, ин-токсикантов, употребление матерью алкоголя, некоторых лекарственных средств, оказывающих токсическое действие, курение);
- воздействие на плод инфекционных агентов: вирусов, бактерий;
- осложненные роды (быстрые или длительные, родовая травма);
- недоношенность, морфофункциональная незрелость плода, задержка внутриутробного развития;
- несовместимость по резус-фактору.
Риск развития синдрома повышается, если возраст матери во время беременности моложе 19 или старше 30 лет, а отца - старше 39 лет.