Слайд 1
БПОУ УР «Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза
Ф.А.
Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»
Мультимедийная презентация
«Новые вакцины-надежды и свершения»
Исполнитель: Ермакова Анастасия Павловна
студентка 102 группы
Руководитель: Мыльникова Наталья Александровна
преподаватель анатомии и физиологии человека
Ижевск-2017
Слайд 2
Актуальность проекта: работа была создана для того, чтобы студенты ИМК получили
дополнительную и познавательную информацию о надобности вакцин, которые не только защитят от инфекции, но и уменьшат опасность заражения.
Цель проекта: Создание мультимедийной презентации « Новые вакцины - надежды и свершения»
Задачи проекта:
1) Анализ информационных источников, отбор информации;
2) Систематизация изученного материала;
3) Создание презентации;
4) Апробация и корректировка презентации;
5) Размещение презентации в социальных сетях с целью углубления и расширения знаний у студентов по теме: «Новые вакцины – надежды и свершения».
Целевая группа проекта:
- преподаватели общепрофессиональных дисциплин.
- интернет - пользователи.
Тип проекта: информационный, так как привлекает внимание аудитории и даёт познавательную информацию о надобности вакцин, которые не только защитят от инфекции, но и уменьшат опасность заражения.
Слайд 3
Вакци́на (от лат. vacca — корова) — медицинский или ветеринарский иммунобиологический препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням Вакцина изготавливается из
ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём.
Вакци́на (от лат. vacca — корова) — медицинский или ветеринарский иммунобиологический препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём.
Слайд 4Проводилось анкетирование среди студентов 102 и 201 групп, в котором приняли
участие 64 респондента
«Как Вы относитесь к
вакцинам?»
3% Отрицательно.
17% Никак, и вообще
предпочитаю их не ставить.
80% Положительно.
«Как часто Вы ставите
прививки?»
10% Не делаю совсем.
30% Каждый год.
60% Очень редко.
Слайд 5«Интересуетесь ли Вы новыми сыворотками и вакцинами?»
9% Да.
15% Мне всё равно.
76%
Нет.
«Вы считаете нужным
ставить вакцины?»
1% Нет.
14% Всё равно.
85% Да.
Слайд 6
«Соглашаетесь ли Вы на
проведение прививки?»
4% Нет.
48% Иногда.
52% Да.
«Ваше мнение
о
прививках, создают ли
они надежную защиту от
инфекции?»
2% Да.
3% Свой варианта ответа.
95% Не полностью
Слайд 7
«Знаете ли Вы о
прививке от рака?»
2% Да.
98% Нет.
«Кому больше Вы
доверяете в
информации?»
0%
СМИ.
100% Медработники.
Слайд 8
«Считаете ли Вы нужным делать дополнительные прививки?»
6% Свой вариант ответа.
10» Да,
считаю нужным.
84% Нет, только обязательные.
«В каком возрасте ставится прививка от рака и кому?»
1% Во взрослом.
2% Только взрослом.
3% Только детям.
90% Детям и взрослым.
Слайд 9
Вакцинация: механизм действия
Первый период (латентный, или «лаг-фаза») продолжается с момента введения
вакцины до появления первых антител в крови. В этот период специальные клетки иммунной системы - макрофаги - захватывают возбудителя, его части или токсины (то есть антигены), расщепляют их и представляют на своей поверхности.
Слайд 10Второй период характеризуется повышением концентрации специфических антител в крови. После введения
некоторых вакцин специфические антитела появляются очень быстро, уровень их в крови стремительно возрастает, что позволяет использовать для экстренной профилактики при контакте с больными. Второй период продолжается от 4 дней до 4 недель.
Слайд 11
Третий период наступает после достижения максимального уровня специфических антител, когда их
количество начинает уменьшаться — вначале быстро, затем медленно. Такое уменьшение наблюдается в течение нескольких лет.
Слайд 12
Виды вакцин
Все вакцины подразделяются на живые и инактивированные. Инактивированные вакцины, делят
на:
Корпускулярные
- представляют собой бактерии или вирусы, инактивированные химическим (формалин, фенол) или физическим (тепло, ультрафиолетовое облучение) воздействием.
Химические
- создаются из антигенных
компонентов, извлеченных из микробной клетки. Выделяют те антигены, которые определяют иммуногенные характеристики микроорганизма.
Рекомбинантные - второе название биосинтетические
- для производства этих вакцин применяют рекомбинантную технологию, встраивая генетический материал микроорганизма в дрожжевые клетки, продуцирующие антиген.
Слайд 13
Живые
-живые вакцины изготовляют
на основе ослабленных штаммов микроорганизма со стойко закрепленной
авирулентностью (безвредностью).
Есть ряд недостатков живых комплексов:
Сложно дозировать и комбинировать.
При иммунодефиците нельзя применять категорически.
Нестабильны.
Эффективность препарата снижается за счет естественно циркулирующего вируса.
При хранении и перевозке нужно соблюдать меры безопасности.
Слайд 14
Инактивированные – или убитые. Их специально выращивают, используя инактивацию
Преимущества:
хорошо поддаются дозировке
и комбинации;
вакцинно-ассоциированные заболевания не возникают;
разрешено их применять даже при иммунодефиците человека.
Недостатки:
огромное количество «балластных» компонентов и других, которые не способны участвовать при создании защиты организма;
может появиться аллергия или токсическое действие.
Слайд 15
Анатоксины
-эти препараты представляют собой бактериальные токсины, обезвреженные воздействием формалина при повышенной
температуре с последующей очисткой и концентрацией.
Эффективность вакцин
Невосприимчивыми становятся:
к туберкулезу - 70-85% привитых детей;
к полиомиелиту - 95% привитых;
к дифтерии - 95% привитых;
к столбняку - 95% привитых;
к коклюшу - 80-90% привитых;
к гепатиту В - 84-98% привитых
(в зависимости от возраста);
к краснухе - 100% привитых;
к кори - 98% привитых;
к эпидемическому паротиту - 90%привитых.
Слайд 16
ВАКЦИНАЦИЯ
Способы:
внутрикожные
подкожные
внутриносовые
энтеральные
накожные
комбинированные
ингаляционные
Побочные реакции и
осложнения на прививки
местные – возникают в месте укола (покраснение, болезненность, уплотнение, отек)%
общие – повышение температуры, нарушения аппетита и сна, сыпь, головная боль, похолодание конечностей и др.
Слайд 17
интраназально - препараты впрыскивают в носовые ходы, а это способствует выработке
не только общего, но и местного иммунитета.
внутрикожно - введение вакцины осуществляется в области наружной поверхности плеча (вакцинация живой вакциной против туберкулеза - БЦЖ).
подкожно - применяется для введения некоторых живых вакцин (коревой, паротитной и др.). Инъекцию делают в подлопаточную область или область наружной поверхности плеча.
Слайд 18
накожно (скарификационная вакцинация) - применяется при иммунизации живыми вакцинами против особо
таких опасных инфекций, как чума, туляремия и др.
внутримышечно – как правило, применяется для введения инактивированных вакцин, так как местная реакция при данном способе иммунизации менее выражена. Детям в возрасте до 3 лет вакцины рекомендуется вводить в переднебоковую часть бедра, детям старше 3 лет, подросткам и взрослым — в область дельтовидной мышцы плеча.
Слайд 19
Вакцинация детей
В каждой стране разработан календарь прививок,
где указывается перечень
необходимых прививок, расписанных
по определённым периодам жизни. В базовом украинском прививочном
календаре учитывается вакцинация детей против следующих инфекций:
- туберкулез (БЦЖ),
- дифтерия,
- полиомиелит,
- корь,
- эпидемический паротит (свинка),
- краснуха,
- столбняк,
- коклюш,
- гепатит В.
Слайд 20
Вакцинация: за и против
При вакцинации ребенка следует учитывать следующие факторы:
Если
у ребенка ослаблен иммунитет - он болеет 10-12 раз в год, организм может неверно отреагировать на вакцинацию.
После прививки у ребенка заметно ухудшается иммунитет, понижается общая сопротивляемость организма.
Если у малыша диагностированы такие хронические заболевания, как гастрит, панкреатит, холецистит, то определенные внутренние органы у него хронически воспалены и могут плохо отреагировать на вакцинацию.
Слайд 21
Очень чувствительны к вакцинации дети, перенесшие родовые травмы, появившиеся на свет
недоношенными.
С осторожностью вакцинация проводится детям, страдающим различными формами аллергии или астмой.
Родителям детей с аллергическими и нервными заболеваниями стоит обсудить с врачом целесообразность прививки против коклюша.
Слайд 22
Категорическими противопоказаниями к вакцинации являются:
неврологические нарушения;
органические поражения ЦНС;
нарушения иммунитета ( при
ВИЧ-инфекции нельзя вообще делать прививки);
реакции на лекарства - нельзя вводить вакцину параллельно с аллергеном;
тяжелые поствакцинальные неврологические осложнения;
анемия, если уровень гемоглобина в крови ниже 80 г/л.
Слайд 23
Подкожные, внутрикожные и накожные считаются самыми болезненными. При вакцинации такими способами
разрушают целостность кожных покровов. Часто такие методы болезненны. Для снижения болезненности применяют безыгольный способ. Под давлением струя вводится в кожные покровы или же вглубь клеток.
Состав
В состав вакцин могут входить - сорбент, консервант, наполнитель, стабилизатор и неспецифические примеси. К последним могут быть отнесены белки субстрата культивирования вирусных вакцин.
Консерванты входят в состав вакцин, производимых во всем мире. Их назначение состоит в обеспечении стерильности препаратов в тех случаях, когда возникают условия для бактериальной контаминации.
Слайд 24
Классификация вакцинных комплексов. Различают в зависимости от числа антигенов, то есть
моно- и поливакцины.
В зависимости от состава видового подразделяются на:
- вирусные
- бактериальные
- риккетсиозные.
Сейчас усиленными темпами
разрабатывают:
синтетические;
антиидиотипические;
рекомбинантные.
АКДС – ДИФТЕРИЯ, КОКЛЮШ, СТОЛБНЯК
Характеристика этой инъекции заключается в том, что она выступает преградой для тяжелых инфекций. В состав препарата входят антигены, которые способны образовать тела, препятствующие проникновению инфекции.
Слайд 25
РАЗНОВИДНОСТИ ВАКЦИНЫ АКДС
АКДС – прививка адсорбированная коклюшная, дифтерийная и столбнячная. Инъекция помогает
предохранить человека от самых опасных заболеваний. Начинают прививать уже в самом маленьком возрасте.
Классификация АКДС следующая:
Цельноклеточная вакцина – применяется для детей, которые не страдают серьезными заболеваниями
Бесклеточная – ослабленная форма. Применяют для малышей, если им не позволительно использовать полную форму. К такой категории относят детей, которые уже болели коклюшем, детям школьного возраста.
Слайд 26Вывод: минусы вакцин - если у ребенка ослаблен иммунитет , то
он болеет 10-12 раз в год, организм может не так, как нужно отреагировать на вакцинацию, возможны, различные аллергические реакции. Поэтому нужно консультации врачей. Плюсы - даёт защиту от вирусов и микроорганизмов, которые преследует нас в течении всей жизни. Анкетирование показало, что студенты доверяют в информировании медработникам, а не СМИ, большинство считают , что вакцинация нужна и она защищает нас, но не полностью. Думаю, что вакцинация нужна и будет актуальна в любое время.