Нейропсихологическая диагностика презентация

Содержание

08.02.16 Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»

Слайд 1















НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
Лекции докт. психол. наук, проф.

Т.Г.Визель




Слайд 208.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»



Слайд 308.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»



Слайд 408.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»



Слайд 508.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»



Слайд 6Александр Романович Лурия - создатель новой научной дисциплины - НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
(16 июля

1902 Казань — 14 августа 1977 Москва)

Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»

- советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук , академик Академии наук СССР.


Слайд 7 СОДЕРЖАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Нейропсихологическая диагностика основана на тестировании

состояния
высших психических функций (ВПФ) человека.
Система тестирования включает шкалы по обследованию локальных
и нелокальных неречевых и речевых ВПФ:
Локальные неречевые ВПФ:
различные виды гнозиса соответственно модальностям
(сенсорным системам)
различные виды праксиса (кинетический, кинестетический)
Нелокальные неречевые ВПФ:
Мышление Память Внимание Эмоции
РЕЧЬ:
- Импрессивная
Уровень гнозиса, праксиса, языка
- Экспрессивная
Уровень гнозиса, праксиса, языка


Слайд 81. Определить структуру дефекта ВПФ
2. Определить топику (локализацию) поражения мозга
3.Уточнить

причинный фактор, препятствующий психо-речевому
развитию ребенка.
Зачем применять нейропсихологическую диагностику, если появились современные методы нейровизуализации поражений мозга (КТ, МРТ, ЯМРТ, ПЭТ и др.)?

1. Недостаточное количество диагностического инструментария и его дороговизна

2. Недостаточность разрешающей способности современной аппаратуры

3. Неспособность «машины» выявить структур дефекта, соотнести причинные факторы и системные расстройства

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
нейропсихологической диагностики


Слайд 9

Вопрос:
ЗАЧЕМ ЗНАНИЕ ОСНОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМО ПРАКТИЧЕСКОМУ СПЕЦИАЛИСТУ — педагогу,

дефектологу, психологу?
Ответ:
ЗА ТЕМ ЖЕ, ЗАЧЕМ ВРАЧУ НУЖНО ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ И ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ
Педагогу: правильно оценивать поведение детей
Дефектологу: понимать внутреннюю картину дефекта
Психологу: понимать мозговые механизмы психики человека и ее расстройств









Слайд 1008.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»

1. Визуальный осмотр
2. Особенности поведения

на приеме
3. Тестирование состояния:
- неречевых функций (мышления, памяти, различных видов гнозиса, праксиса, апракто-гностических функций)
4.Тестирование состояния речи:
- понимания
- говорения (повторного и спонтанного)
- звукопроизношения
- словаря
- связной речи (фразовой и текстовой)


РАЗДЕЛЫ ДИГНОСТИКИ


Слайд 11Диагностика и коррекция — одно неразрывное целое. Коррекционные пробы — функциональная диагностика. Телесно-ориентированный

авторский метод речевого кодирования.

Слайд 12Год выпуска: 2007

Автор: Хомская Е. А.

Жанр: Психология

Формат: PDF


Слайд 13Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.
Издательство: Генезис, 2016
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование:Тесты по исследованию

высших психических функций, 2007

Слайд 15





Мозговой
механизм
Внешние
Стимулы -1
Навыки

















Вн.ст.-3

Проводник

Не решен вопрос:
Каковы различия в последствиях очаговых поражений мозга
у детей и взрослых

Многократное взаимодействие врожденно предуготованной к освоению ВПФ мозговой зоны и внешних стимулов приводит к приобретению НАВЫКОВ. Вместо нескольких зон мозга функционирует одна.







Развитие детей зависит от состояния проводящих путей.
Очаговые поражения мозга у детей НЕ приведут к тяжелым последствиям (пластичность).
Неполноценность проводников осложнит или
сделает невозможным развитие ребенка.

Вн.ст.-2


Слайд 16
Т.Г. Визель. ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАТОГЕНЕЗЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. Ж.

«Асимметрия », №2, 2011 (на примере патогенеза заикания и алалии)
Нейрофизиологическое подтверждение представлений о причинном значении неполноценности межзональных взаимодействий получено в независимом диссертационном исследовании Н.А.Савельевой (ЭЭГ-исследования), Пермь, 2015. Выявлена нарушенная динамика внутриполушарных и межполушарных функциональных связей, а также их интеграции в головном мозге у детей с психическим дизонтогенезом.
Аналогичные результаты ранее получены в результате нейрофизиологических исследований с вызванными потенциалами. Выявлены увеличения латентности потенциала:: G. Polish, 1995,2002,2007; A. Kolker, 2002; O.Dlouha, 2007,2008; В. В. Гнездицкий, 2003 и др..

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЕЖЗОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ КАК ПАТОГЕНЕЗ НАРУШЕНИЙ ВПФ У ДЕТЕЙ


Слайд 17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОНИЯ ПРОВОДНИКОВЫХ СИСТЕМ МОЗГА

1. Новая аппаратура - Нейрон-Спектр-4/ВПМ
21-канальный электроэнцефалограф экспертного

класса с функциями исследования вызванных потенциалов мозга
Применительно к детям исследование затруднительно, много артефактов.


2. ДЭниЕль Амен. Новый метод исследований CПЭКТ . Однофатонная позитронно-эмиссионная томография в комбинации с компьютерной томографией (введение контраста). Измерется мозговое кровообращение и уровень метабилической активности мозга.

3. Анализ микроэлементного состава вещества мозгам
(проф. А.В.Скальный). Безопасный неивазивный метод.
Апробируется, в том числе и на детях.


Слайд 18

Redefining the role of Broca’s area in speech
(Переосмысление роли зоны

Брока для речи)
Adeen Flinkera,1, Anna Korzeniewskab, Avgusta Y. Shestyuka, Piotr J. Franaszczukb,c, Nina F. Dronkersd,e, Robert T. Knighta,f, and Nathan E. Croneb


National Institute for Mental Health, Bethesda, January 26, 2015



Слайд 19Повторение односложных слов в представительном субъекта. (A) Кортикальная активации индексируется мощностью

увеличения высоких частот: сначала она проявляется в слуховой зоне в процессе восприятия слова, затем в области Брока, и, наконец, продолжается до моторной коры (во время произнесения слова). Видно, что произнесение слова блокируется обработкой слухового стимула (синий). Зона Брока (зеленый), и моторная кора (красный) электроды.

Слайд 20 Пространственное распределение времени активации показано для названий всех предметов. Электроды,

отмеченные синим цветом (А), показывают пик в деятельности до начала артикуляции (100 мс), тогда как
электроды, отмеченные красным цветом показывают пик активности во время артикуляции (Б). Пик активности заперт до начала стимула (ось Х) и заперт в речи начало (ось У) отображается для электродов в трех анатомических местах: СТГ (Cyan), зона Брока (зеленый), и моторной коры (оранжевый). Активность в обоих зонах по размеру и времени распространяется до зоны Брока и с кульминацией прецентральной извилине.

Слайд 21

Внешние стимулы -1

Вн.ст-2
РАСПАД


НАВЫКИ

Вн. ст.-3

Зона
локализации механизма
функции

Навыки распадаются на те составляющие, благодаря
объединению (интеграции) которых они приобретались, и вновь становятся актуальными проводящие пути

РАСПАД


Слайд 22Если бы авторы сенсации обследовали детей или взрослых, изучающих иностранный язык,


то зона Broca не молчала бы

Артикулемы, в которые перешифрованы фонемы

Фонемы, составляющие не упроченное слов





Активация зон коры мозга и связь между ними (проводники) необходимы для освоения нового не только детьми, но и взрослыми.

Болезни Альцгеймера и Паркинсона начинаются с патологии белого вещ-ва, затем дегенерации достигают серого
Диагностика белого вещества и причины поражения ???


Проводники


Слайд 2308.02.16
Проф. Т.Г. Визель, курс лекций «Основы нейропсихологии»
Основные

задачи блиц- диагностики детей

1. Совпадает ли физическое и психическое и речевое развитие детей не совпадает с возрастными нормативами. Если нет, то насколько.

2. Неполноценность, каких именно межзональных связей препятствуют нормативному развитию ребенка?


Слайд 24Незрелость лобных долей мозга,
Неполноценность его регуляторной
функции
Несформированность личности - «Я»
Грубое

отставание в психо-речевом
Развитии. Инфантилизм. Истерия.

Слайд 25 РИТМИЧЕСКАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ МОЗГА И РЕЧИ ДИАГНОСТИКА 4-х РИТМИЧЕСКИХ МЕТРОВ ПЛЯСОВАЯ (ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР) КОЛЫБЕЛЬНАЯ

(ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР) МАРШ (ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР) ВАЛЬС (ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР)

Слайд 26

Глубокая лимбическая система, расположенная в центральных областях мозга, выполняет связующие функции

и отвечает за наше настроение. Связь этой системы с другими областями мозга во многом определяет нашу «человечность». Однако когда в ней возникают какие-либо нарушения, это приводит к подавленности и негативизму.
Базальные ганглии, крупные образования в недрах мозга, отвечают за состояние нашего организма при минимуме активности. Когда эта область мозга работает в чрезмерно напряженном режиме, это может привести к возникновению тревожности, панических страхов, пугливости и стремлению избегать любых конфликтов. Повышенная тревожность — совсем не шутка, поэтому предложу вам несколько способов, как утихомирить эту область мозга. При сниженной активности базальных ганглий человек страдает от неспособности концентрировать внимание.
и.Префронтальная кора, расположенная в самой передней части мозга, — наш контролер. Эта область отвечает за способность сосредоточиваться, планировать, управлять импульсами и принимать решения — удачные и неудачные. При сниженной функции префронтальной коры возникают трудности с самоконтролем, а также значительные проблемы с сохранением концентрации внимания, способностью сосредоточиться, с организованностью и доведением дела до конца. Узнав, как правильно активизировать работу этой области мозга, можно повысить свой внутренний самоконтроль.


ДЭНИЕЛЬ АМЕН
«Измените свой мозг - изменится и жизнь!»,


Слайд 27Поясная система — это участок, расположенный продольно по средней части фронтальных

долей мозга - «коробкой скоростей». Он отвечает за переключение внимания с одной мысли на другую и за смену настроений. При гиперактивности этой части мозга возникает фиксация на мысли или типе поведения — навязчивое поведение.
Височные доли головного мозга, расположенные в височных областях и в области глазниц, отвечают за память, распознавание языков, узнавание лиц и контроль над эмоциями. Когда в этой области возникают нарушения, особенно в левой теменной доле, человек становится вспыльчивым, склонным к быстрой смене настроений, у него возникают проблемы с запоминанием и обучением. Правильная «настройка» этой области мозга поможет вам, может быть впервые в жизни, ощутить наконец внутренний покой и умиротворение.
Важно помнить, что ни одна из этих систем не существует изолированно. Они соединены между собой миллионами сложных связей. Всякий раз, когда поражается одна система, скорее всего, в процесс окажутся вовлечены и другие. Кроме того, быть может, найдутся другие исследователи мозга, которые классифицируют эти системы иначе, не так, как я описываю их в этой книге, скажем, относя поясную систему и глубокие области височных долей к лимбической системе. Я описываю систему,

Слайд 28НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
— РАСКРЫТИЕ ТАЙН МОЗГА!
УСПЕХОВ ВСЕМ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика