Слайд 1Непрерывное медицинское образование: что нового?
Цели, задачи и перспективы НМО в
РФ.
Результаты первичной аккредитации врачей в Санкт-Петербурге
Булатова Е.М., Шабалов А.М.,
Лисовский О.В.
г. Петрозаводск,
2018
Слайд 2
Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
Профессиональные
некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке … программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий (академик Баранов А.А., проф. Рошаль Л.М.)
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011
Слайд 3
Cтатья 15. Общие требования к организации образовательного процесса (пункт 1.1).
При реализации
образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
11-ФЗ «О внесении изменений в закон об образовании« в Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.02.2012 «Об образовании в РФ» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Слайд 4Аккредитация
Организация системы медицинского образования с 2016 г. – аккредитация (статья 69
Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ).
Аккредитация – «экзамен» врача на соответствие профессиональным стандартам (допуск к профессиональной деятельности)
Слайд 5Этапы перехода к процедуре аккредитации
I этап - с 1 января
2016 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2016 года программы высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета);
II этап - с 1 января 2017 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета);
Слайд 6Этапы перехода к процедуре аккредитации
III этап - с 1 января 2019
года*:
- лица, освоившие после 1 января 2019 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры, уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
- лица, освоившие программы среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС;
лица, освоившие после 1 января 2019 года программы профессиональной переподготовки
IV этап - с 1 января 2021 года: иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах I -III.
*- Приказ Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н
"Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 N 49696.
Слайд 7Переходный период 2016-2021 гг.:
НМО и аккредитация (108+36 кред. или часов)
Слайд 8Переходный период 2016-2021
Если сертификат специалиста с высшим медицинским
образованием заканчивается в период с 2016 года по 2021, то врач имеет право:
1) получить сертификат по существующей системе ("традиционное" повышение квалификации)
После получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал
https://edu.rosminzdrav.ru или
www.sovetnmo.ru
Слайд 9Переходный период 2016-2021
2) До окончания срока сертификата пройти обучение в
рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования
144 ак.часов = 108 ак.часов (в образовательной организации) + 36 ак.час. (мероприятия, предоставляемые медицинскими профессиональными общественными организациями по специальности)
36 ак. ч.= 16 ак. ч. участия в очных или онлайн учебных мероприятиях + 20 ак.часов - самостоятельным изучением электронных учебных модулей)
Слайд 10Вузы и медицинские профессиональные некоммерческие организации (НКО) в 2015-2021 г.
Слайд 11Переходный период 2016-2021
После получения последнего сертификата ( в период 2016-2021 г.)
со следующего года (!!!) врачи должны будут накапливать по 50 кредитов в год по системе непрерывного медицинского образования. Для последующей аккредитации по специальности врач должен "накопить" за 5 лет 250 кредитов.
50 часов: 36 часов в год за счет программ непрерывного образования (на сайте edu.rosminzdrav.ru после регистрации) и 14 часов за счет образовательных мероприятий.
Слайд 12Система сертификации специалиста
Слайд 13Система аккредитации специалиста
Слайд 14Схема индивидуального пятилетнего цикла обучения по специальности
Слайд 15Как принять участие в реализации модели
выбрать программу ДПО в образовательной организации
(доступны на сайте edu.rosminzrdav.ru после регистрации пользователя)
заключить договор с образовательной организацией на прохождение выбранной программы
выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах "Мероприятия" и "Модули" соответственно !! ВНИМАНИЕ !! Учебные мероприятия и электронные учебные модули, не размещенные на сайте www.sovetnmo.ru , не обеспечиваются образовательными кредитами.
Зарегистрироваться на сайте www.sovetnmo.ru в разделе "План обучения" (это Ваш "личный кабинет" на сайте) и вести учет образовательной активности
Слайд 16Обучающая информация по теме на 1 час
Особенности:
персональное изучение
интерактивная форма
контроль знаний
доступ через
Интернет
четкая образовательная цель
четкая целевая аудитория
обязательная аккредитация в координационном центре НМО
Что такое модуль?
Слайд 17ФИНАНСИРОВАНИЕ
Обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в
том числе по программам непрерывного образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ВУЗЫ, Университеты), может проводиться:
за счет средств федерального бюджета,
на договорной основе,
с применением образовательного сертификата за счет средств нормативного страхового запаса территориального фонда ОМС (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 )
Слайд 18Финансирование циклов
11 октября 2016 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был
зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения РФ №575н от 04 августа 2016 года «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» (далее - ФОМС).
Слайд 19Финансирование циклов
За счет средств территориальных ФОМС могут реализовываться
программы:
с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
образовательные программы, реализуемые в сетевой форме
Реализация этих программ должна быть направлена на освоение и приобретение умения и навыков для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год
Слайд 20ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА
Виртуальный образовательный сертификат - электронный документ, предоставляющий
его обладателю право на подготовку по дополнительным профессиональным программами повышения квалификации.
Если Вы прошли сертификацию до 1 января 2016 года, Вы можете в рамках "традиционного" повышения квалификации выбрать необходимый цикл по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации из перечня циклов, реализуемых на договорной основе с применением образовательного сертификата из Личного кабинета специалиста, доступного с сайта http://edu.rosminzdrav.ru
Слайд 21Примерный порядок реализации дополнительных профессиональных программ за счет средств территориальных ФОМС
Слайд 22 Образовательные циклы по НМО
Образовательная организация предоставляет учебную программу
на 36 часов в Центр научно-методического обеспечения перехода на систему непрерывного и фармацевтического образования (ЦНОП) , который осуществляет техническую проверку соответствия подаваемого паспорта программы образцу паспорта.
После чего программа публикуется на сайте edu.rosminzdrav.ru и может быть доступна врачу-участнику НМО после регистрации.
Слайд 23Список дополнительных образовательных
программ повышения квалификации,
реализуемых с применением образовательного
сертификата в ФГБОУ ВО
СПбГПМУ Минздрава России
Слайд 24Список дополнительных образовательных
программ повышения квалификации,
реализуемых с применением образовательного
сертификата в ФГБОУ ВО
СПбГПМУ Минздрава России
Полный перечень программ и даты циклов указаны на сайте edu.rosminzrav.ru в разделе «Пятилетние циклы обучения» во вкладке «Обучение с применением образовательного сертификата»
Слайд 25Регистрация и ведение портфолио в рамках НМО
1. Регистрация на сайте www.sovetnmo.ru
Слайд 26Регистрация и ведение портфолио
2. Введение образовательной активности в разделе «Мероприятия» путем
посещения мероприятий, отображенных на сайте и в разделе «Модули».
После успешного прохождения модуля и введения кода после мероприятия кредитные (зачетные единицы) отображаются автоматически в разделе «ПЛАН»
Слайд 27Индивидуальный план обучения: как это выглядит в интернете
Слайд 28Ведение портфолио в рамках НМО
3. Регистрация на сайте https://edu.rosminzdrav.ru/
Слайд 29Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России http://edu.rosminzdrav.ru
Нужно синхронизировать аккаунты
на порталах http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru
Для учета образовательной активности, которой специалист ведет на сайте www.sovetnmo.ru, отображалась в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru
Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru, в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.
Индивидуальный код подтверждения, полученный по итогам участия в образовательных мероприятиях и за изучение образовательных модулей необходимо активировать в Личном кабинете на сайте www.sovetnmo.ru.
Слайд 30Ведение портфолио в рамках НМО
4. Синхронизация с сайтом sovetnmo.ru. Для этого
нужно войти во вкладку «Личные сведения».
* После синхронизации на портале edu.rosminzdrav.ru в индивидуальном плане будут указываться в разделе «специальность мероприятия» не только основная специальность, но и смежные.
Слайд 31Ведение портфолио в рамках НМО
5. Для выбора программы в рамках НМО
зайти во вкладку «Для допуска с аккредитации и сертификации».
Слайд 32Ведение портфолио в рамках НМО
Добавление цикла
Слайд 33Ведение портфолио в рамках НМО
Подробная инструкция по пользованию порталом можно скачать
по ссылке https://ssmf.edu.rosminzdrav.ru/?perspective=medstaff
Слайд 34ФИО: Кочетков Сергей Юрьевич
Специальность: Терапия
Срок отчётности: 1 января – 20 октября
2012 года Дата формирования отчёта: 20 октября 2012 года
Количество НМО-кредитов: общее – 23,25 зачётное (для аттестации) – 23,25
Отчёт врача (портфолио): как это выглядит в интернете
Слайд 35Итоги первичной аккредитации выпускников 2017 года
Слайд 36Выпускники 2017 года
Факультет «Педиатрия» – 362
Факультет «Лечебное дело» – 51
Факультет
«Стоматология» - 73
Факультет «Медико-профилактическое дело» - 9
Факультет «Медицинская биофизика» – 6
Слайд 37Кто проводил аккредитацию
1. Председатель и эксперты -
назначены приказом МЗ
РФ
По каждой специальности – комиссия (председатель – Булатова Е.М. – педиатрия),
Ответственный секретарь (Шабалов А.М.)
Эксперты (члены общественных организаций, Комитет по здравоохранению, медицинские организации всех форм собственности) – несколько сотен человек
Слайд 38Кто проводил аккредитацию
2. Технические исполнители – администрация – подготовка помещений, включая
видеокамеры, ПК, интернет, оснащение закупка тренажеров;
и сотрудники выпускающих кафедр высших медицинских организаций
Слайд 39Техническое оснащение:
Камеры
по 2 шт. в каждом экзаменационном кабинете,
микрофон и громкоговоритель
в каждый класс
Компьютеры для заполнения чек-листов
Мониторы для наблюдения
Принтеры
Роботы-симуляторы и расходные материалы
Слайд 40Прием заявлений – подают все, кто планирует заниматься медицинской деятельностью (28-29
Слайд 41Выдача паролей для тестирования – онлайн (первый этап)
Пароли были накануне
получены
из КС НМО.
Выдаются при предъявлении
паспорта
Слайд 42Тестирование - онлайн(первый этап)
Сроки сдачи - 3-12 июля
Всего 60 вопросов –
60 минут
Тестирование сдали 99,7%
20 человек сдали со второй,
6 человек – с третьей попытки
(1 студентка не допущена
ко второму этапу)
92,8% сдали с первой попытки
Слайд 43Оценка практических навыков (второй этап) ОСКЭ
5 станций на каждом факультете
Сроки сдачи
– 6-20 июля
Сдали 100% выпускников
(1 студент педиатрического факультета
сдал со второй попытки)
Результаты вносились в электронные
чек-листы на сайт Минздрава on-line
Слайд 44Станция №1 (Педиатрия)
Сердечно-легочная реанимация
Навык
Эффективно проводить СЛР
у взрослого
Оборудование
Манекен взрослого для обучения СЛР
с компьютерной регистрацией
Слайд 45Станция №2 (Педиатрия)
Экстренная медицинская помощь
Оборудование
Манекен ребенка 5 лет с предустановленными
сценариями
Навык
Оказание помощи при анафилактическом шоке
Слайд 46Станция №3 (Педиатрия)
Неотложная медицинская помощь
Навык
Оказание помощи при
бронхообструктивном
синдроме
Оборудование
Манекен ребенка старшего возраста
для обучения уходу с возможностью использования небулайзера
Слайд 47Станция №4 (Педиатрия)
Физикальное обследование ребенка
Навык:
аускультация легких
(Бронхиальная астма,
приступный период)
Оборудование
Манекен с
возможностью имитации аускультативной картины различных заболеваний сердца и легких у детей, фонендоскоп
Слайд 48Станция №5 (Педиатрия)
Профилактический осмотр ребенка
Навык
Оценить состояние ребенка 1 месяца при
проф.осмотре
Оборудование
Манекен ребенка до 1 года
Слайд 49Перечень навыков по специальности «Педиатрия»
1. «Сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)»
2. «Экстренная медицинская помощь»
Оказание
помощи ребенку с анафилактическим шоком
3. «Неотложная медицинская помощь»
Оказание помощи ребенку с бронхообструктивным синдромом
4. «Физикальное обследование ребенка»
Обследование ребенка с бронхиальной астмой
5. «Профилактический осмотр ребенка 1 месяца»
Слайд 50
Станция №1 (Лечебное дело)
Сердечно-легочная реанимация
Навык
Эффективно проводить СЛР
у взрослого
Оборудование
Манекен взрослого для обучения
СЛР с компьютерной регистрацией
Слайд 51Станция №2 (Лечебное дело)
Экстренная медицинская помощь
Навык
Оказание помощи при
инфаркте миокарда
Оборудование
Робот-симулятор с
возможностью регистрации ЭКГ
Слайд 52Станция №3 (Лечебное дело)
Неотложная медицинская помощь
Навык
Выполнение
внутривенной инъекции
раствора глюкозы
Оборудование
Тренажер для
внутривенных инъекций
Слайд 53Станция №4 (Лечебное дело)
Физикальное обследование пациента
Навык
Аускультация сердца
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация с
интерпретацией
результатов)
Оборудование
Тренажер для диагностики
заболеваний сердца
Робот симулятор с предустановленными сценариями
Слайд 54Станция №5 (Лечебное дело)
Диспансеризация
Навык
Обследование здорового
пациента
Оборудование
Тренажер для аускультации легких и сердца
Рука
для измерения АД
Слайд 55Перечень навыков по специальности «Лечебное дело»
1. «Сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)»
2. «Экстренная медицинская
помощь»
Оказание помощи при инфаркте миокарда
3. «Неотложная медицинская помощь»
Внутривенное введение раствора глюкозы
4. «Физикальное обследование пациента»
Обследование пациента с митральным стенозом
5. «Диспансеризация»
Слайд 56Аккредитация по специальности стоматология
«Сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)», «Стоматологический осмотр пациента»,
«Анестезия
в стоматологической практике»,
«Удаление зуба/Пломбирование полости зуба», «Стоматологическое препарирование»
Слайд 57Аккредитация по специальности «Медико-профилактическое дело»
«Сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)»,
«Гигиеническая диагностика»,
3. «Эпидемиологическая диагностика»,
4.
«Санитарно-противоэпидемические мероприятия»,
5. «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора»
Слайд 58Аккредитация по специальности
медицинская биофизика
Исследование и оценка системы внешнего
Дыхания человека
Выполнение спирографии
Слайд 59Аккредитация по специальности
медицинская биофизика
Исследование и оценка функционального состояния
нервной системы
Выполнение электроэнцефалографии
Слайд 60Аккредитация по специальности
медицинская биофизика
Функциональная диагностика заболеваний
сердечно-сосудистой системы
Выполнение электрокардиографии
Слайд 61Аккредитация по специальности
медицинская биофизика
Неотложная медицинская помощь
Оказание помощи при артериальном кровотечении
Слайд 62Действия экспертов
Работа в 2 смены
Наблюдение
Заполнение чек-листов
Слайд 633 этап аккредитации
Ситуационные задачи
Комиссия оценивала клиническое мышление по трем задачам. Каждая
задача состояла из 5 вопросов.
Слайд 64Федеральные клинические рекомендации
по оказанию медицинской помощи детям в РФ
www.pediatr-russia.ru
www.femb.ru
Сайт Минздрава
РФ
Электронный рубрикатор клинических рекомендаций
www.cr.rosminzdrav.ru
Слайд 65«Союз медицинских работников
Санкт-Петербурга и СЗФО»
«Союз педиатров России»
Санкт-Петербургское отделение
Актуальная информация
на
сайте и в социальных сетях:
www.smed.spb.ru
www.pediatriya-spb.ru
vk.com/soyuzmedr; vk.com/pediatriyaspb