Слайд 1МЕДИЦИНСКИЙ
ДИСКУРС
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ»
Выполнила: студентка 104 группы
Горбунова О.Д.
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры гуманитарных наук
Шуваева В.А.
Самара 2017
Слайд 2
МЕДИЦИНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ШИРОКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СФЕР НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ
ОБМЕН ЗНАНИЯМИ И УСПЕШНОЕ ОБЩЕНИЕ ТРЕБУЮТ ОТ СПЕЦИАЛИСТОВ ОСОБОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЯЗЫКУ, КУЛЬТУРЕ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВУ. В СВЯЗИ С ЭТИМ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НАБЛЮДАЕТСЯ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС К АНГЛИЙСКОМУ ПОДЪЯЗЫКУ МЕДИЦИНЫ В РАМКАХ УСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА И, В ОСОБЕННОСТИ, К ЕГО ФОНЕТИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ.
Введение.
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАСШИРЕНИЕМ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ,
АКТУАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ИНТЕНСИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, ЧТО, НЕИЗМЕННО ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
Слайд 4
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ДИСКУРС.
ПРЕДМЕТОМ – МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – ДАТЬ АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ
И ТАКТИК МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА И СПОСОБОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Слайд 5
ЗАДАЧИ:
РАСКРЫТЬ ПОНЯТИЕ «ДИСКУРС»
ОПИСАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС»
РАССМОТРЕТЬ ТИПОЛОГИЮ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ
ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ
СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА
Слайд 61. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИСКУРС»
ДИСКУРС – СЛОВО, КОТОРОЕ ПРИШЛО К НАМ В
СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА.
ДИСКУРС – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И РЕЧЬ, ПОГРУЖЕННАЯ В ЖИЗНЬ. ДИСКУРС ТРАКТУЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ ТАКЖЕ КАК СЛОЖНОЕ ЕДИНСТВО ЯЗЫКОВОЙ ПРАКТИКИ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.
Слайд 7ДИСКУРС – ЭТО ЛЮБОЙ ТЕКСТ (УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ,
РЕАЛЬНЫЙ И ИСКУССТВЕННО СКОНСТРУИРОВАННЫЙ) ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ И МНОГОЗНАЧНОСТИ, С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО, РЕАЛЬНОГО И «ДОСТРАИВАЕМОГО», КОНСТРУИРУЕМОГО. ЕГО ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ, КРОМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО КОММУНИЦИРУЕМОГО, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС ЗНАНИЙ О МИРЕ, СОЦИУМЕ, КОММУНИКАНТАХ, КОММУНИКАТИВНЫХ КОДАХ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.
Слайд 8
2. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС»
ЯВЛЯЯСЬ ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ДИСКУРСА, МЕДИЦИНСКИЙ
ДИСКУРС ЛЕЖИТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН - ЛИНГВИСТИКИ В ШИРОКОМ ЕЕ ПОНИМАНИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ, СОЦИОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ, ЭТИКИ, ПСИХОЛОГИИ. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ИМЕЕТ ЧАСТОТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Слайд 9ПРИЗНАКАМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ ОБЪЕКТИВНО ВЫДЕЛИТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ, ЯВЛЯЮТСЯ:
-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ;
-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБЩЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО В СИТУАЦИИ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА, ОБХОДА, КОНСУЛЬТАЦИИ;
-НАЛИЧИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ (СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА, ИНСТРУМЕНТЫ, ЛИЧНАЯ ПЕЧАТЬ, ДОКУМЕНТАЦИЯ);
-СТАТУСНО-РОЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ.
Слайд 103. СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА.
ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ПОЗВОЛИЛО СДЕЛАТЬ
ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ОБЩЕНИЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗЛИЧАЕТСЯ ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ. ЭТИ РАЗЛИЧИЯ ВЫЗВАНЫ УСЛОВИЯМИ (ПРИЕМ В ПОЛИКЛИНИКЕ, КОНСУЛЬТАЦИЯ, ОБХОД В СТАЦИОНАРЕ И Т.Д.) И ЗАДАЧАМИ (КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ДИАГНОСТИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И Т.Д.) КОММУНИКАЦИИ. СПЕЦИАЛИСТЫ КОМПЕТЕНТНЫ В СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЛАСТЯХ: ТЕРАПЕВТ ОБСЛЕДУЕТ ПАЦИЕНТА И РЕКОМЕНДУЕТ НЕОБХОДИМОЕ, ОБСЛЕДОВАНИЕ/ЛЕЧЕНИЕ, СТОМАТОЛОГ ОСМАТРИВАЕТ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЛЕЧЕНИЕ, ХИРУРГ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОЛЬЗУЕТСЯ УЖЕ СОБРАННЫМИ СВЕДЕНИЯМИ ОБ АНАМНЕЗЕ БОЛЕЗНИ И СРАЗУ ПРИСТУПАЕТ К ХИРУРГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ.
Слайд 11РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА СВЯЗАНЫ С ОБЩИМ ЗАМЫСЛОМ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, БЕССПОРНО, В ОКАЗАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ЗАБОЛЕВШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, Т.Е. В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАЗНАЧЕНИИ НЕОБХОДИМОГО КУРСА ЛЕЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ В РЕКОМЕНДАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ. ПОЭТОМУ
ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА: ДИАГНОСТИРУЮЩУЮ, ЛЕЧАЩУЮ, РЕКОМЕНДУЮЩУЮ.
Слайд 12НА ВЫБОР ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЧЕВЫХ ТАКТИК ВЛИЯЮТ:
ТИП ЛИЧНОСТИ ВРАЧА,
ТИПЫ ПАЦИЕНТОВ,
ОПРЕДЕЛЁННЫЕ
ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ,
СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ПРОХОДИТ ОБЩЕНИЕ ВРАЧА,
РЕГЛАМЕНТ, ОТВЕДЁННЫЙ НА ПРИЕМ ПАЦИЕНТА.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЧЕМ ЖЁСТЧЕ СЦЕНАРИЙ, ТЕМ СТЕРЕОТИПНЕЕ КАРКАС ДИАЛОГА, ТЕМ СТРОЖЕ КОНТРОЛЬ ЗА ТАКТИКАМИ, ТЕМ МЕНЕЕ ОНИ ВАРИАТИВНЫ.
Слайд 13ТАКТИКА ЗАПРОСА КОНКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТАКТИКА ДИАГНОСТИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО
ОСМОТРА ЯВЛЯЕТСЯ.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТАКТИКИ - ВЫЯВИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ «ПРОБЛЕМНЫЕ УЧАСТКИ». ДАННАЯ ТАКТИКА РЕАЛИЗУЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТИПИЗИРОВАННОСТЬЮ. ЗАДАВАЯ СТАНДАРТНЫЕ КЛИШИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ, ВРАЧ СТАРАЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ КОНКРЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА. ЦЕПОЧКА ВОПРОСОВ СО СТОРОНЫ ВРАЧА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫСТРОЕННЫЙ РАССКАЗ ПАЦИЕНТА С АКЦЕНТОМ НА УКАЗАННЫХ МОМЕНТАХ.
Слайд 14
С ПЕРВЫХ МИНУТ РАЗГОВОРА ДЛЯ ВРАЧА ВАЖНО РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ ПАЦИЕНТА,
ВЫЗВАТЬ ДОВЕРИЕ. В АРСЕНАЛЕ ВРАЧА ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ПАЦИЕНТОМ. ХАРАКТЕРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ТАКТИКИ СБЛИЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ВРАЧОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ (ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДАЖЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТОЙ ТАКТИКИ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ВСЕГО ХОДА ДИАЛОГА С ПАЦИЕНТОМ.
Слайд 15
ТАКТИКА УБЕЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВРАЧОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ, НО
И ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ, ТО ЕСТЬ ОНА ОТНОСИТСЯ К НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ТАКТИКАМ. ХАРАКТЕРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЭТОЙ ТАКТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ АРГУМЕНТАТИВНАЯ ЧАСТЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЕ (ТАКТИКУ) БОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ.
Слайд 16
ДИАЛОГИ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ПОКАЗАЛИ, ЧТО ПАЦИЕНТ
НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ ДАТЬ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС. В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ВРАЧ, КАК ПРАВИЛО, ЗАДАЕТ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС-«ПОДСКАЗКУ», ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ПАЦИЕНТУ ОТВЕТИТЬ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЙ ЕГО ВОПРОС.
Слайд 17В ПОДОБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ НАБЛЮДАЕТСЯ СМЕНА ДИАГНОСТИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ НА РЕКОМЕНДУЮЩУЮ.
ТАКЖЕ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКТИКА:
АРГУМЕНТАЦИИ И УБЕЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫХ И ДЛЯ ДИАГНОСТИРУЮЩЕЙ, И ДЛЯ ЛЕЧАЩЕЙ, И ДЛЯ РЕКОМЕНДУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЙ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВРАЧУ СФОРМИРОВАТЬ ЛИНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТА ПОСЛЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА.
ТАКТИКА РАЗЪЯСНЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ - В ПРОЦЕССЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВАЖНО ОБЪЯСНИТЬ ПАЦИЕНТУ, ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ И КАК ЭТО БУДЕТ ПРОХОДИТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО НИ СТРАХА, НИ БОЛИ, А БЫЛ ДОСТИГНУТ МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ .
Слайд 18
ТАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХОДА МЫСЛЕЙ ПАЦИЕНТА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАБИЛИЗАТОРА. ЗАФИКСИРОВАНО ОБЩЕНИЕ
С ПАЦИЕНТОМ, РЕЗКО ОТРИЦАТЕЛЬНО ОЦЕНИВАЮЩИМ ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ОПЫТЫ ОБЩЕНИЯ С ВРАЧАМИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ ПАЦИЕНТА, БЕЗУСЛОВНО, ПОВРЕДИТ ОБЩЕНИЮ, КОММУНИКАЦИЯ МОЖЕТ НЕ СОСТОЯТЬСЯ, ЕСЛИ ВРАЧ НЕ НАЙДЕТ НУЖНЫХ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ВРАЧ ПРИМЕНЯЕТ РЯД ТАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ -«ДИСТАНЦИРОВАТЬ НЕГАТИВ».
Слайд 19ВО ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫНЕСЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ДИАГНОЗА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКТИКА ПРЕЗЕНТАЦИИ. ДАННУЮ ТАКТИКУ
МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК МЯГКИЙ НЕНАВЯЗЧИВЫЙ СОВЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ЗНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ. КОСВЕННАЯ ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ СОВЕТА НЕ ОТНОСИТ ЕГО К ЧИСЛУ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. ТАКТИКА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ.
Слайд 20
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ТАКТИКИ МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫ В
РАЗНЫХ СТРАТЕГИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА, ЧТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ РАЗНЫМИ ЦЕЛЯМИ ОБЩЕНИЯ. КАЖДАЯ ТАКТИКА РЕАЛИЗУЕТСЯ ВЕРБАЛЬНЫМИ И НЕВЕРБАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВЫРАЖАЕТСЯ КОМПЛЕКСОМ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ. В РЕАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ЧАСТО НАБЛЮДАЕТСЯ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ТАКТИК, ЧТО УСИЛИВАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАЦИЕНТА.
ВЫВОД: