Слайд 1Лекция
Медицина в России
XVIII век
Слайд 2План лекции
Развитие медицины в России 17-18 века.
Развитие высшего медицинского образования.
Основание Петербургской
академии наук.
М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие русской медицины.
Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой.
Мероприятия по борьбе с сибирской язвой.
Борьба с натуральной оспой.
Мероприятия по предупреждению цинги.
Основные особенности медицины в России к началу 19 века
Слайд 3 На рубеже 17-18 столетий Россия встала на путь национального
возрождения и крупных государственных преобразований в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.
Слайд 4ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28
января (8 февраля) 1725], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
Слайд 5 В начале XVIII столетия Петр I провел
ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны:
Сенат был объявлен высшим органом управления, вместо Приказов учреждаются коллегии, вводится регистрация всех родившихся и умерших, создаются регулярная армия и военно-морской флот.
Именно тогда выявился острый недостаток во врачебных кадрах, особенно для русской армии. Поэтому в числе неотложных дел Петром I была проведена реорганизация медицинского дела в стране.
Слайд 6В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя
и госпитальной школы при нем.
Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге.
В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.
Слайд 7В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптек
В 1719 г.
вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, которую возглавил архиатр П.З. Кондоиди, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию.
Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725г., Академии Наук в Санкт-Петербурге.
Слайд 8
В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский
регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях.
В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов.
Слайд 9Развитие общественной медицины
Санитарная статистика
Стали проводиться ревизии населения ("ревизские сказки"), т.е. переписи
населения, учет рождаемости и смертности. В первых 2-х ревизиях учитывалось мужское население, а с третьей стали учитывать и женское население.
Слайд 10
Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых
В 1721 г. был опубликован указ ".. о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья".
Слайд 11Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I.
Будучи
в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях.
В 1717 г. Пётр I приобрел в Голландии анатомическую коллекцию Рюйша, которая положила начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры.
Слайд 12По указу царя (1718) коллекция Кунсткамеры стала расширяться и пополняться трудами
российских ученых.
Слайд 13Организация органов управления здравоохранением
Аптекарский приказ
Основан в 1620 г.
и явился первым государственным медицинским учреждением. В его функции входило: приглашение врачей (отечественных и иноземных), контроль за их работой и её оплатой, подготовка и назначение врачей, снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, руководство аптеками, сбором лекарственного сырья.
Слайд 14Организация органов управления здравоохранением
Вместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена Медицинская
канцелярия - высший орган медицинского управления России. Во главе ее стоял архиатр, в дальнейшем директор, который единолично управлял этими учреждениями.
В 1763 году вместо Медицинской канцелярии учреждена Медицинская коллегия. В состав коллегии входили: президент, 3 доктора медицины, штаб-лекарь, оператор и аптекарь. Медицинской коллегии вменялось в обязанность организация медицинской и лекарственной помощи населению, подготовка врачебных кадров, наблюдение за деятельностью аптек.
В 1803 году Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Медицинский департамент (Министерство внутренних дел)
Слайд 15Высшее медицинское образование в России.
В начале 18 века в России было
не более 250 врачей, из них большинство - иностранцы.
Первым русским врачом, с университетским образованием был П.В. Посников, получивший степень доктора медицины в Падуанском университете в 1696 г.
Слайд 16 Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.), было
решено построить в Москве постоянный военный госпиталь и госпитальную школу при нем. В 1707 году состоялось торжественное открытие госпиталя на 300 коек и одновременно стала функционировать госпитальная школа для подготовки лекарей. Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Николай Бидлоо.
Слайд 17
В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским
языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей.
Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу
Слайд 18Николай Ламбертович Бидлоо
(1670 – 1735 гг.)
Был приглашен в Россию в 1702
г. в качестве лейб-медика Петра I
Основал первую лекарскую школу в Москве и составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.)
Слайд 19При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности:
Главного доктора,
Главного лекаря,
5 лекарей,
10 подлекарей,
Оператора,
Рисовального мастера,
Латиниста
20 лекарских учеников.
Слайд 20Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом. Утром
и вечером он делал обходы в присутствии лекарей и подлекарей, рассказывал о причинах болезни, ее «знаках» (симптомах) и способах лечения.
Главный лекарь - второе ответственное лицо в госпитале. С учениками он два раза в день делал обход хирургических больных, оперировал. Практические занятия проводили «госпитальные лекари». Подлекари несли дежурство по госпиталю.
Слайд 21Основными предметами в госпитальных школах были анатомия, «материя медика» (включающая минералогию,
ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с десмургией и внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов становится обязательным.
Преподавание проводилось у постели больного.
Слайд 22 С 1754 года в госпитальных школах введен новый учебный
план, рассчитанный на 5-7 летний срок обучения.
На первом-втором курсах преподавалась анатомия, фармация и рисование
На третьем курсе - физиология
На четвертом - физиология и патология
На пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и медико-хирургическая практика
На седьмом — медицинская практика (по внутренним болезням).
Слайд 23
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов
на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.
Слайд 24
89 воспитанников русских госпитальных школ в XVIII веке, защитили диссертаций в
заграничных университетах.
Такими были диссертации М. М. Тереховского, М. Шумлянского, Д. С. Самойловича, А. Ф. Шафонского, К. О. Ягельского и др
Слайд 25В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а
в 1798 г. - в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии.
Благодаря стараниям гениального русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова (1711-1768) 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе 3-х факультетов: философского, юридического и медицинского. Первоначально в нем обучалось всего 30 студентов
Слайд 26В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты диссертации
учёную степень - "градус" доктора.
После защиты диссертации "О дыхании" в 1794 г. студенту медицинского факультета Ф.И. Барсук-Моисееву впервые была присвоена учёная степень доктора медицины.
В 1805 году при медицинском факультете были открыты первые три клиники: хирургическая, терапевтическая и акушерская.
Слайд 27Семен Герасимович Зыбелин
(1735—1802)
Был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета
В 1758 г. он закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете при Академии наук, которым руководил М.В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.
Вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято.
Слайд 28Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич
Ломоносов (1711-1765) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель
Слайд 29М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно-греко-латинской академии окончил 8
классов. В числе лучших трех учеников Ломоносов был направлен для продолжения учебы в Германию, где изучил математику, физику, химию, механику, горнорудное дело и получил звание кандидата медицины .
Вернувшись на Родину, он с 1742 года и до конца жизни работал в Академии наук в Санкт-Петербурге.
В ряде произведений Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в погрешностях пищи, изменениях климата.
Слайд 30Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа, которая
в то время только начала зарождаться. М.В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа.
В письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» М.В. Ломоносов выразил глубокую озабоченность и беспокойство по поводу высокой заболеваемости и смертности населения Российской империи. Он, обращал внимание правителей государства на недостаточное количество докторов и аптек, на отсутствие доступных для народа медицинских книг. Его ученики и последователи продолжали добиваться осуществления идей М.В. Ломоносова.
Слайд 31Н.М. Максимович-Амбодик
(1744-1812 гг.)
Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге,
затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. получил степень доктора медицины.
Впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое стало настольной книгой акушеров России.
Это обширное руководство по полноте и оригинальности до середины XIX века считалось лучшим пособие и для врачей и акушерок.
Н.М. Максимович-Амбодик широко применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.
Слайд 32Н.М. Максимович-Амбодик
(1744-1812 гг.)
В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили
в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим пятую часть своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми и их воспитанию Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить их на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию.
При переводе книги о венерических («любострастных») болезнях к 140 страницам авторского текста добавил 60 страниц своих примечаний.
Слайд 33Некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Такими являются работы Д.С.
Самойловича «Нынешние способы лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызения бешеной собакой и от язвления змеей»
Слайд 34Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России
18 века
Организация борьбы с часто возникающими эпидемиями чумы, сибирской язвы, натуральной оспы в 18 веке проводилась как по линии личной инициативы передовых русских ученых-медиков, так и по линии государства.
В целях предупреждения и ликвидации эпидемий проводились общегосударственные мероприятия:
Организовывались карантины и карантинные заставы в местах появления эпидемий;
Сенатом был утвержден специальный «карантинный устав»;
Были открыты «оспенные дома» в Москве и Петербурге и учреждены должности «оспенного доктора»;
Открыты «маленькие лазареты» на судах;
Проводилась дезинфекция вещей.
Слайд 35Мероприятия по борьбе с чумой
Разрабатывались известным русским ученым-эпидемиологом
Д.С. Самойловичем.
Для этой, цели проводились карантины, изоляция больных, окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, рекомендовалось в периоды эпидемий чумы «обмывание тела холодной водой или уксусом, пить по ложке в день жидкого дегтя как здоровым, так и нездоровым людям».
Во время эпидемии чумы на Украине «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».
Слайд 36Победитель Московской чумы 1770-1772 гг граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783гг.)
Обеспечил Москву
продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических мероприятий.
Применил тактику материального поощрения – помещенным в карантин платили 5 рублей холостым и 10 рублей женатым, сообщившим о сокрытии чумного больного – 10 рублей, о хищениях или продажи вещей больного чумой – 20 рублей.
Врачи получали дополнительное жалование – 36 руб в месяц.
Слайд 37Д.С. Самойлович
(1742-1805 гг)
Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы. Он
писал, что чума «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом или водою с солью или чистой водой».
Отверг существовавшее в то время представление, что чума заносится на землю с других планет.
Подчеркивал, что чума не возникает сама по себе, а появляется после заноса больными или завоза заражённых вещей из других стран, поэтому он уделял большое внимание совершенствованию пограничной карантинной службы.
Пытался разработать профилактические прививки против чумы.
Слайд 38Д.С. Самойлович
(1742-1805 гг)
Для научных работ и диссертаций Д. С. Самойлович
предлагал темы, тесно связанные с нуждами народа. Он учил, что медицина служит «для выгоды и блага народных».
Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии.
Слайд 39Мероприятия по борьбе с сибирской язвой
Сибирская язва в средние века
была известна под названием «персидский огонь». Средств борьбы с этой болезнью не было найдено вплоть до начала 19 столетия.
В 1763 году Н. Ножевщиков и А. Эшке - врачи Колывано-Вознесенских заводов (Сибирь) дали краткое описание клинической картины при заболевании человека сибирской язвой.
Слайд 40С.С. Андреевский
Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и животных
Предложил
различные средства лечения этого заболевания. Так, он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, прикладывать три раза в сутки на опухоль до тех пор, пока она не размягчится, затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Кроме этого, он рекомендовал слабительные средства.
В качестве предохранительных мер С.С. Андриевский предлагал воздерживаться от продажи скотины и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных зарывать глубоко в землю.
В 1788 году он произвел опыт самозаражения, наблюдал и записывал все проявления болезни, пока не потерял сознание.
Свои исследования он завершил написанием работы «Сибирская язва».
Слайд 41Борьба с натуральной оспой
Передовые ученые России приступили к внедрению метода
вариоляции лишь в середине 18 века. Инициатором борьбы против оспы был С.Г. Зыбелин.
Россия после Англии стала первой страной, где метод вакцинации Дженнера получил широкое распространение
Слайд 42Борьба с натуральной оспой
Оспу начали прививать в России
с осени 1768 г. Из Англии был выписан доктор Димсдаль и первой его пациенткой стала Екатерина II, вторым Г.Г. Орлов; через неделю после них прививке подвергся наследник Павел Петрович. Прививочный материал был взят у больного А.Д. Маркова. В награду за это больной получил дворянское звание.
Слайд 43Борьба с натуральной оспой
Первая вакцинация против оспы в России по методу
Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов.
Первыми организаторами оспопрививания в Сибири были врачи Семен Шангин и Тимофей Андреев
Слайд 44Мероприятия по предупреждению цинги
Заболевания цингой в России известны со времен образования
Московского государства (16-17 век).
В период освоения природных богатств Сибири академик П.С. Палас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам рождается от недостатка «свежей пищи».
Слайд 45Мероприятия по предупреждению цинги
А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной,
болезни» (1786г.) описал способы лечения и предупреждения цинги.
Он пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.
Слайд 46Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма
К
началу 19 века Россия по территории и численности населения являлась самым крупным государством в Европе. Что касается общественно-политического развития, то в этом отношении она отставала от передовых стран Запада, несмотря на то что в ней начался процесс разложения феодально-крепостнического строя.
Слайд 47Основные особенности медицины в России к началу 19 века
Анатомо-физиологическое направление
становится ведущим;
Зарождается клиническая медицина и появляются первые научные медицинские школы;
Продолжается борьба с антинаучными, метафизическими и умозрительными теориями в медицине;
Учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых;
Дальнейшая дифференциация медицинских знаний;
Расширяется база подготовки врачебных кадров;
Главными научными медицинскими центрами становится медицинский факультет Московского университета и Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге.