Качество медицинской помощи, вопросы экспертизы презентация

Содержание

Определения КАЧЕСТВА до 2012 года КАЧЕСТВО – ЧТО ЭТО? Совокупность свойств и характеристик предметов, услуг, помощи и др., которые удовлетворяют установленные или предполагаемые потребности человека (общества). Степень соответствия медицинской помощи

Слайд 1Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

Профессор, д.м.н. Голубева А.П.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ВОПРОСЫ
ЭКСПЕРТИЗЫ






Слайд 2Определения КАЧЕСТВА до 2012 года
КАЧЕСТВО – ЧТО ЭТО?
Совокупность свойств и

характеристик предметов, услуг, помощи и др., которые удовлетворяют установленные или предполагаемые потребности человека (общества).
Степень соответствия медицинской помощи установленным требованиям.



Слайд 3

Процесс взаимодействия врача и пациента, обусловленный способностью:
-выполнять медработниками медицинские технологии;
-снижать риск

прогрессирования или возникновения нового заболевания;
-рационально использовать ресурсы;
-удовлетворять пациентов

Слайд 4После принятия ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»
Качество медицинской

помощи –
совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата


Слайд 5Сравнение характеристик КМП


Слайд 6 Статья 10. Доступность МП обеспечивается:
1) организацией оказания МП по принципу приближенности к месту жительства,

месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников, уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим ФЗ;
4) применением порядков оказания МП и стандартов;
5) предоставлением МО в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП гарантированного объема;
6) 6) установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению МО государственной и муниципальной системы здр-ния и иных объектов инфраструктуры исходя из потребностей населения;



Слайд 7Первая проблема
Предложенное в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» понятие

«КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» определяет характеристики, зависящие в большей степени от системы здравоохранения, а не от всех участников управления КМП.
Нет единого понимания «КМП» у МО, СК и СМО и у пациентов.


Слайд 8Из-за крайне несовершенной законодательной и нормативно-правовой основы КМП
не закреплены единые понятия:

«медицинская ошибка, врачебная ошибка, дефекты лечебно-диагностического процесса, медицинская услуга различных МО, др.
Не подготовлен закон о ДМС, в котором отражены вопросы КМП, а новый закон об ОМС неполно раскрывает эти аспекты.

Слайд 9Вторая проблема
Отсутствие ясной системы взглядов (концепции) на приоритеты в планировании мероприятий

по улучшению КМП в условиях многочисленных реформ в здравоохранении и в других сферах жизнедеятельности общества.

Национальные проекты, модернизация,
Усиление контроля за КМП

Слайд 10 Третья проблема. Наличие гипертрофированного контроля. УСИЛЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,

НИЗКАЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Отсутствие взаимодействия между контролерами и его эффективности

1. В ФЗ №323 « Об основах охраны здоровья граждан РФ»
2.ФЗ №326 «Об ОМС»
3.В ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»
4. ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей»
5. ФЗ « О защите прав потребителей»


Слайд 11 В ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья……» Статья 87. Контроль качества

и безопасности медицинской деятельности


Формы контроля:
1) государственный контроль -путем проведения проверок:
-соблюдения МО и ФО прав граждан в сфере охраны здоровья;
осуществления лицензирования медицинской деятельности
- соблюдения порядков оказания медпомощи и стандартов КМП;
2) ведомственный контроль - осуществляется подведомственными органами и организациями (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др).
3) внутренний контроль.


Слайд 12ФЗ РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном

медицинском страховании в РФ»

Статья 40.
Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
«осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы КМП».


Слайд 13Экспертиза КМП
- выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе

оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи



Слайд 14
ДМС
Не устанавливаются плановые большие объемы экспертиз.
Чаще используется мнение и опыт экспертов

и соответствие МП договорам. Высокая оплата труда экспертов.

ОМС
Большой объем – 0,5% от количества страховых случаев. Низкий тариф оплаты экспертиз
Отсутствие или несовершенство стандартов приводит к субъективности результатов ЭКМП.


Слайд 15 Четвертая проблема. Несовершенство подготовки и недостаточное использование стандартов и клинических рекомендаций.
Стандарт

МП включает в себя:
комплекс оказываемых в определенной последовательности медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления при конкретном заболевании или состоянии в зависимости от вида оказываемой МП, условий и формы оказания такой помощи, а также от вида МО.


Слайд 16
Виды МП:
1.первичная медико-санитарная
2.специализированная
3.скорая
4.паллиативная
Условия:
-вне медицинской организации
-амбулаторно
- в дневном стационаре
- стационарно
Формы:
- экстренная
- неотложная
-

плановая


Слайд 17 
- перечень лекарственных препаратов с указанием количества и частоты их применения;
- перечень медицинских

изделий;
- перечень компонентов крови с указанием количества и частоты их применения;
- перечень видов лечебного питания, с указанием количества и частоты их применения;
- иные положения

Слайд 18Сложность процедуры составления требований к МП (стандартов)
Должны быть привлечены эксперты (проф.,

опытные практики, гл. специалисты);
подтверждение соответствия перечня и объемов лечебно-диагностических процедур стандарта материально-технической базе МО, финансированию (т.е. выполнимость стандартов)
(нужно в 3 раза увеличить финансирование);
необходимость систематического пересмотра стандартов не реже 1 раза в 2 года


Слайд 19Статья 37. Порядки оказания МП и стандарты МП включают:
1) этапы оказания медпомощи;
2) правила организации деятельности

МО (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения МО, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы МО, ее структурных подразделений;
5) иные положения.


Слайд 20Пятая проблема. Трудности представления стратегии кадровой политики.

1. Обеспеченность врачебными и

средними медицинскими кадрами?
(50% м/с и от 22% до 28% врачей не приступают к работе после обучения)
2. Изменение подготовки врачей различных специальностей:
ранее – аттестация, специализация, сертификация;
с 2017 года будет: аттестация, специализация (ординатура, аспирантура, докторантура),
аккредитация

Слайд 21АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
- процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее

медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению МД по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания МП и со стандартами.
- осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ, а также ДПО программ не реже одного раза в пять лет.


Слайд 22
Лица, имеющие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти

лет, могут быть допущены к осуществлению МД в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по ДПО программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и дальнейшего прохождения аккредитации.
 


Слайд 23НЕТ полной ЯСНОСТИ (нет правовых документов)
1. Кто будет проводить аккредитацию?
(состав, длительность

и др.)
2. Каковы механизмы проверки готовности медработника к деятельности?
(экзамен, практические умения и навыки)
3. Не решена проблема стандартизации, как проверять соответствие готовности?
(к выполнению медуслуг, всех видов и функций медработника и др.)
4. Др. вопросы.


Слайд 24 Шестая проблема. Нет нормативных документов, регламентирующих применение методов оценки КМП
статистический

метод
метод экспертных оценок
медико-экономический контроль, экспертиза
опросный (анкетный) метод
комплексный, в т.ч. с применением стандартов или информационных технологий


Слайд 25Применение методов
Статистический: для обобщения информации (по результату КМП и деятельности) во

времени и пространстве.
Экспертизы: позволяет оценить КМП одного или групп пациентов на любом этапе и законченному случаю; дорогостоящий и требует выполнения ряда условий.
Медико-экономический контроль и экспертиза: применяется структурами ОМС.
Социологический: для изучения удовлетворенности пациентов и проблем управления КМП.


Слайд 26Седьмая проблема. Сложность применения оценок КМП (для стимулирования деятельности, планирования).
Комплекс статистических

показателей, ориентированных на результат:
1. Летальность в МО, послеоперационная летальность.
2. % расхождения диагнозов
3. Частота послеоперационных осложнений
4. Охват диспансерным наблюдением беременных, полнота, кратность посещений и др.
По данным экспертиз проводятся расчеты показателей дефектов и их мониторинг.
По социологическим опросам (удовлетворенность) и жалобы

Слайд 27 Восьмая проблема Из-за многочисленных проблем реформирования здравоохранения, отсутствия конкуренции между врачами и

МО недостаточно проводится политика непрерывного улучшения КМП.


Проблемы структурно-ресурсного обеспечения не решены.
Проблемы выполнения технологий
Результативность


Слайд 28Большая заинтересованность МО в ДМС
Стремление к лучшему оснащению, хорошей организации, к

повышению квалификации кадров – к конкурентности и управлению КМП.
Цены выше в ДМС, чем фиксированные тарифы в ОМС.



Слайд 29Девятая проблема. Необходимость изменений в организации и проведении экспертной деятельности всех

структур, заинтересованных в КМП

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502 Н «Об утверждении порядка создания и деятельности ВК медицинской организации»
Приказ ФФОМС №230 от 1 12.2010 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС».


Слайд 30Увеличение объемов работы ВК, перегруженность членов ВК при наличии низкой эффективности

результатов.

Необоснованность выборок проверок ОМС и неэффективность рекомендаций по улучшению КМП.


Слайд 31Внутренний контроль КМП –более эффективный, для этого необходимо:
Устанавливать соответствие требованиям (стандартов,

должностных обязанностей, алгоритмов, технологий, порядков).
Определять знания их персоналом и ответственность.
Утвердить критерии оценки контроля
Создать мониторирование показателей
Оценивать и анализировать сводную информацию.


Слайд 32Десятая проблема: Несовершенство организационно-методической клинико-экспертной работы.
Трудности заполнения учетной документации и подготовки

отчетов без компьютеризации КЭР. Несовершенство программного обеспечения.
Сложность проведения качественных экспертиз в условиях большой нагрузки зам. гл. врача по КЭР, мед части и заведующих отделениями.
На нагрузку влияют: состав и показатели здоровья обслуживаемого населения (по возрасту, инвалидность и др.); мощность МО, наличие специализированных центров на базе МО; проблемы организации труда.

Системой ОМС даны рекомендации по отбору экспертных случаев без учета объемов деятельности и мощности МО.
Высокий уровень субъективизма при экспертизах.



Слайд 33Каждый эксперт имеет свою модель (стандарт) качественного обслуживания
Оценка заключается в сопоставлении

фактического медобслуживания со своей моделью. Начинается с анализа информации в отдельных документах и заканчивается обобщением данных:
- выявленных дефектов в работе; поиском причин дефектов;
- поиском виновных исполнителей;
- применением штрафных санкций.

Современные методы экспертной оценки ( Дельфи) – не вошли в практику из-за сложностей в организации.


Слайд 34Метод экспертных оценок
Применяется для сопоставления фактических событий требуемым (стандартным, нормативным) –

1-3 экспертами.
ПРОБЛЕМЫ
Необходимость снижения субъективизма экспертов.
В большинстве субъектов КЭР зависит от административно-политических установок и особенностей системы здравоохранения, а также наличия лидеров.




Слайд 35Спасибо за внимание !!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика