История и пути развития оториноларингологии. Значение ЛОР-органов в норме и патологии человеческого организма презентация

Содержание

Определение специальности Оториноларингология, сокращенно ЛОР, является наукой о строении, функции уха, горла и носа, наукой о болезнях этих органов, их профилактики и лечении. Название нашей специальности происходит от латинских слов: otos

Слайд 1Тема лекции: «История и пути развития оториноларингологии. Значение ЛОР органов в

норме и патологии человеческого организма. Значение и место оториноларингологии в ряду других дисциплин. Оренбургская школа оториноларингологов»


Кафедра оториноларингологии
ОрГМУ


Слайд 2Определение специальности
Оториноларингология, сокращенно ЛОР, является наукой о строении, функции уха, горла

и носа, наукой о болезнях этих органов, их профилактики и лечении. Название нашей специальности происходит от латинских слов: otos – ухо, rinos – нос, larynx – гортань, logos – учение.

Слайд 3Разделы оториноларингологии
- ринология;
-аудиология;
-сурдология;
-отоневрология;
-лабиринтология;
-лор онкология;
-фониатрия;
-детская оториноларингология.


Слайд 4Оториноларингология – хирургическая специальность
1. Микрохиругические операции:
мирингопластика, тимпанопластика, стапедопластика,

реконструктивные слухоулучшающие операции, шунтирование эндолимфатического протока, микрохирургия при заболеваниях гортани. глотки, носа.
2. Расширенные радикальные операции на ухе с обнажением средней, задней черепных ямок по поводу отогенного менингита, вскрытие и дренирование отогенных абсцессов головного мозга и мозжечка.
3. Онкологические операции при раке гортани, носа, околоносовых пазух, глотки, уха.
4. Тонзиллэктомия, аденотомия, гайморотомия, фронтотомия, эндоскопическая ринохирургия, подслизистая резекция перегородки носа и др.
5. Косметические операции: устранение лопоухости (отопластика), устранение деформаций наружного носа (ринопластика) и др.
6. Операции при экстренной помощи ургентным ЛОР больным: коникотомия, трахеостомия, системное вскрытие околоносовых пазух, перевязка наружной сонной артерии, вскрытие паратонзиллярного абсцесса и др.

Слайд 5
Стапедопластика


Слайд 6Абсцессы мозга и мозжечка


Слайд 11Анализаторы ЛОР органов
1. Орган слуха (звуковой анализатор).
2. Вестибулярный анализатор.
3. Обонятельный анализатор.
4.

Вкусовой анализатор.

Слайд 12Участие ЛОР органов в осуществлении важных функций организма
1. Дыхательная.
2. Речеобразовательная.
3. Пищепроводная.
4.

Защитная.
5. Статокинетическая.
6. Слуховая.
7. Обонятельная.
8. Вкусовая и др.


Слайд 13Связи оториноларингологии с другими специальностями
-неврология;
-офтальмология;
-терапия;
-хирургия,
-стоматология;
-инфекционные болезни;
-педиатрия;
-анестезиология;
-рентгенология;
-реаниматология;
-клиническая фармакология.


Слайд 14Значение оториноларингологии для практического здравоохранения
1. Распространенность ЛОР заболеваний (до 15% от

общего числа больных).
2. Возможность развития при ЛОР заболеваниях тяжелых, жизненно опасных осложнений.
3. Необходимость оказания скорой помощи (стенозы гортани и др. ).

Слайд 16Значение оториноларингологии для практического здравоохранения
4. Социальная значимость нарушений функций ЛОР органов

при ЛОР заболеваниях(потеря речи, слуха, мучительный шум в ухе, нарушение равновесия и др.).
5. Патогенетическая связь изменений ЛОР органов с патологией других органов и систем.
6. Профилактическое значение оториноларингологии (радикальная операция на среднем ухе – профилактика внутричерепных осложнений ). Диспансеризация ЛОР больных : в первую очередь больных хрон. тонзиллитом, отитом, синуситом, ларингитом.


Слайд 17История развития оториноларингологии
1. Период накопления сведений по оториноларингологии:
Гиппократ ( 5 –

4 века до н.э. ) – анатомия уха, гнойные отиты, носовые кровотечения, ангины; описал методику удаления носовых полипов, вскрытия паратонзиллярного абсцесса;
Корнелий Цельс ( рубеж старой и новой эры) – дает тонкую дифференциальную диагностику заболеваний среднего уха; описал операцию удаления небных миндалин и носовых полипов;
Гален Пергамский ( 131 – 210 г.г. н.э. ) – детально описал головной мозг и черепно-мозговые нервы, изучал голосообразование;
Абу Али ибн Сина (Авицена) (средние века, 980 – 1037г.г.) – в «Каноне о врачебной науке» большой раздел посвящен ЛОР болезням.

Слайд 19История развития оториноларингологии
Новое время: развивалась патологическая анатомия.
Везалий (1514-1564 г.г.) – описал

слуховые косточки;
Евстахий (1510-1574 г.г.) – описал слуховую трубу;
Фаллопий (1523-1562 г.г.) – описал канал лицевого нерва.


Слайд 20XIX век – начало развития оториноларингологии как самостоятельной специальности, что связано

с появлением эндоскопических методов исследования ЛОР органов

-Врач Гофман в 1841 году предложил плоское зеркало для осмотра ЛОР органов
Проф. Антон Трельч (1829-1890) сконструировал вогнутое зеркало с повязкой для крепления на голове


Слайд 21
Профессор пения Мануэль Гарсиа в 1854 году разработал метод непрямой ларингоскопии


Слайд 23Чермак в 1859 году предложил эндоскопический метод – задней риноскопии.


Слайд 26
Исследования Н.И.Пирогова (1810-1881) углубили анатомо-топографические знания ЛОР органов и способствовали развитию

ЛОР хирургии.

Слайд 27
-В 1851 году Корти описал строение улиткового органа.


Слайд 28
-В 1868 году изобретены инструменты для эзофагоскопии, в 1896 году –

для трахеобронхоскопии

Слайд 29
-Бецольд (1847-1908 ) и Эдельман - создатели набора камертонов и авторы

камертонального метода исследования слуха.


Слайд 30
Адам Политцер в 1873 году в Вене организовал первую

специализированную клинику по отиатрии, став основоположником оториноларингологии в Европе.
Создал руководство по ушным заболеваниям.

Слайд 31История развития оториноларингологии в России

Боткин С.П., Захарьин Г.А. – оценили значение

новых эндоскопических методов для медицины, для оториноларингологии и предложили идею создания ЛОР клиники.


Слайд 32 Симановский Николай Петрович (1854 -1922) –основоположник отечественной оториноларингологии. Первый

в России профессор оториноларингологии, создатель первой самостоятельной школы в Петербурге.
В 1893 г. добился обязательного преподавания оториноларингологии для студентов.

Слайд 33История развития отечественной отриноларингологии
Никитин Владимир Николаевич ( 1850-1918) – с 1886

г. –профессор риноларингологии Петербургского института. Автор руководства по болезням носовой полости, труды об аденоидах и болезнях гортани.
Окунев Василий Николаевич (1862-1919) – профессор Петербургского института усовершенствования врачей. Автор метода закрытия перфораций б/перепонки прижиганием краев перфорации трихлоруксусной кислотой.

Слайд 34
Степанов Евгений Михайлович (1855-1923г.г.) – профессор , развивал хирургическое направление

в оториноларингологии: мастоидотомия, операции при отогенных внутричерепных осложнениях.
Работал в Москве.

Слайд 35
Штейн Станислав Федорович (1855-1921г.г.) – профессор, известен своими исследованиями по физиологии

вестибулярного анализатора. Открыл в Москве в 1896 году ЛОР клинику на частные средства пациентки Базановой Ю.И.


Слайд 36История отечественной оториноларингологии
В 1892 году Жирмунский М.С. издал первый отечественный

учебник по оториноларингологии.
В 1922 году оториноларингология была введена в программу преподавания медицинских вузов как обязательная наука. Открылось много новых клиник.

Слайд 37
1-й Московский мединститут. Школа профессора Иванова Александра Федоровича (1867-1935г.г.).Автор операции

на луковице внутренней яремной вены при отогенном сепсисе, операции при хрон. стенозах гортани. Его ученики: А.Г.Лихачев, М.И.Вольфкович, А.Д.Работнов.


Слайд 38
Школа профессора Воячека Владимира Игнатьевича. Изучал физиологию органа слуха, вестибулярного аппарата.

Занимался хирургией уха, рака гортани. Ученики: В.Ф.Ундриц, К.Л.Хилов, Р.А.Засосов.


Слайд 39
Школа профессора Левина Леонида Тихоновича (1869-1944 г.г.).Блестящий хирург, знаток анатомии. Написал

руководство по хирургии уха, которое остается настольной книгой для отохирургов и в настоящее время.


Слайд 40
Школа профессора Свержевского Людвига Иосифовича (1867-1941 г.г.).Автор работ по анатомии пазух

носа, лечению злокачественных опухолей ЛОР органов, абсцессов мозга. Ученики:Ф.С.Бокштейн, Б.С.Преображенский, Г.С. Циммерман.



Слайд 41Развитие детской оториноларингологии
К.А. Раухфус: впервые обратил внимание практических врачей на особенности

заболеваний ЛОР органов у детей; изучал особенности клиники и лечения дифтерии гортани, детально описал подсвязочный ларингит.
В 1864 году по его проекту была построена первая крупная детская больница в Петербурге на 250 коек. В 1925 г. в этой больнице открыли первое в России детское ЛОР отделение на 50 коек.

Слайд 42
Д.М. Рутенбург – зав. кафедрой ЛОР болезней созданного в 1939 г.

Ленинградского Педиатрического института.
Изучал вопросы физиологии и патологии кохлеарного и вестибулярного аппаратов, проблему хронического тонзиллита.

Слайд 43
Школа профессора Шульги Андрея Онуфриевича.
Руководитель 1 докторской и 12 кандидатских

диссертаций.Автор 100 научных работ.

Слайд 44
Кафедра оториноларингологии ОГМИ
Зав. – профессор А.О. Шульга


Слайд 45
Школа профессора Толстова Юрия Петровича.
Руководитель 3 докторских и 6 кандидатских дисертаций.

Автор более100 научных работ.

Слайд 46Кафедра оториноларингологии ОГМИ Зав.-профессор Ю.П. Толстов


Слайд 47д
Заслуженный врач России, профессор
Забиров Рамиль Ахметович
Руководитель 12 кандидатских диссертации. Опубликовал 196

научных работ.

Слайд 48Проблемы современной оториноларингологии
1. Борьба с тугоухостью.
2. Заболевания верхних дыхательных путей.
3. Злокачественные

новообразования ЛОР органов.
4. Ангины, хронический тонзиллит и сопряженные с ними заболевания.
5. Диагностика и лечение аллергических заболеваний ЛОР органов.

Слайд 49БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика