Интегрированное ведение болезней детского возраста презентация

Содержание

Статистика 1960 год – умерло 12,7 млн. детей 2010 год - умерло 9,2 млн. детей в возрасте до 5 лет (на 60% меньше). За последние 20 лет уровень детской смертности

Слайд 1Интегрированное Ведение Болезней Детского Возраста (ИВБДВ)


Слайд 2Статистика
1960 год – умерло 12,7 млн. детей
2010 год - умерло 9,2

млн. детей в возрасте до 5 лет (на 60% меньше).
За последние 20 лет уровень детской смертности снизился на 27%.
В индустриально развитых странах умирает шестеро из каждой тысячи.
В Сьерра-Леоне до пяти лет не доживают 270 малышей из каждой тысячи родившихся.

Слайд 3Кол-во умерших детей на 1000 родившихся в странах бывшего СССР (2010

г.)

Азербайджан 88
Таджикистан 68
Туркменистан 51
Узбекистан 43
Киргизия 41
Грузия 32
Казахстан 25
Армения 24

Украина 24
Молдавия 19
Россия 18
Белоруссия 13
Латвия 9
Литва 8
Эстония 7


Слайд 4Основные причины младенческой смертности в мире
Пневмония
Малярия
Диарея
СПИД
Голод - каждый третий

ребенок

Слайд 5Структура младенческой смертности в Казахстане
Состояния, возникающие в перина-
тальном

периоде - 49,6 %
врожденные аномалии - 21,5%
болезни органов дыхания - 12,9%
несчастные случаи, отравления, травмы - 4,6%,
инфекционные и паразитарные
заболевания - 4,9%,
прочие причины - 6,5%.

Слайд 6Причины младенческой смертности в Казахстане
Низкий уровень жизни населения особенно в сельской

местности (40% всего населения).
Отсутствие квалифицированных медицинских кадров.
Недобросовестное отношение к своим обязанностям, халатность медицинского персонала.

Слайд 7 Обеспечение качества медицинского обслуживания больных детей является серьезной и сложной

задачей. Для решения этой задачи ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали стратегию Интегрированного Ведения Болезней Детского Возраста (ИВБДВ).
Основной упор ИВБДВ - оказание лечебной помощи.

Слайд 8Процесс ИВБДВ может использоваться врачами, медсестрами и другими профессиональными медицинскими работниками,

которые осматривают больных детей в медицинских учреждениях первого уровня - ПСМП.
Приводятся указания о том, как следует обследовать ребенка по основным признакам опасности, распространенным заболеваниям, нарушению питания и анемии, а также искать другие возможные проблемы.

Слайд 9Элементы процесса ИВБДВ
Оценка состояния ребенка, проверка на наличие признаков опасности.
Определение

дальнейшей тактики ведения больного ребёнка:
- срочного лечения перед направлением в стационар и направление ребенка в стационар;
- специфического медицинского лечения или консультирования;
- простого консультирования по вопросам лечения на дому.

Слайд 10Основные компоненты стратегии ИВБДВ
Улучшение навыков медицинского персонала по ведению больных с

помощью предоставления им руководств ИВБДВ
Улучшение системы здравоохранения, необходимое для эффективного ведения болезней детского возраста.
Улучшение ухода за ребёнком в семье.

Слайд 11
Для того, чтобы выбрать правильную схему ведения заболевания, вы должны знать

возраст ребенка.
Если возраст ребенка от 2-х месяцев до 5-ти лет, оцените и классифицируйте ребенка в соответствии с этапами схемы ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ.
Если возраст ребенка до 2-х месяцев, оцените и классифицируйте младенца в соответствии с этапами схемы МЛАДЕНЕЦ.

Слайд 12
Одной из важных причин для опроса матери о проблемах ребенка является

необходимость установления хорошего контакта с матерью.
Хороший контакт помогает успокоить и убедить мать, что она и ее ребенок получат хорошее медицинское обслуживание.
Таким образом, необходимо установить хороший контакт с матерью с начала осмотра.

Слайд 13Используйте навыки правильного общения:
Слушайте внимательно, что вам рассказывает мать. Это покажет

ей, что вы относитесь серьезно к ее опасениям.
Используйте слова, понятные для матери. Если она не понимает вопросов, которые вы ей задаете, она не может предоставить вам данные, необходимые для правильной оценки и классификации ребенка.
Дайте матери время для ответа на вопросы. Например, ей может потребоваться время, чтобы подумать, присутствует ли признак, о котором вы спрашиваете.
Задавайте дополнительные вопросы, если мать не уверена в своем ответе.

Слайд 14Узнайте, это первичный или последующий визит по данной проблеме.
Если это первый

осмотр ребенка по данному случаю заболевания или проблемы, тогда это первичный визит.
Если ребенок был осмотрен несколько дней назад по тому же заболеванию, тогда это последующий визит.

Слайд 15
Последующий визит имеет другое назначение, чем первичный визит.
Во время последующего визита

медицинский работник выясняет, помогло ли ребенку лечение, которое он назначил во время первичного визита.
Если через несколько дней состояние ребенка не улучшается или ухудшается, медицинский работник направляет ребенка в стационар или назначает другое лечение.

Слайд 16
Мать приводит своего больного ребенка в амбулаторию для лечения определенной проблемы

или симптома.
Если вы оцениваете ребенка только по поводу данной конкретной проблемы или симптому, вы можете не заметить другие признаки заболевания.
У ребенка может быть пневмония, диарея, лихорадочное заболевание, фарингит, корь или нарушение питания.
Эти заболевания, если оставлены без лечения, могут стать причиной смерти или инвалидности детей младшего возраста.

Слайд 17Общие признаки опасности

СПРОСИТЕ:
? Может ли ребенок пить или сосать грудь?
? Есть ли у ребенка рвота после любой пищи или питья?
? Были ли у ребенка судороги?
ОСМОТРИТЕ:
? Осмотрите, заторможен ли ребенок или без сознания

Слайд 18Признак "не может пить или сосать грудь"
Если мать говорит, что

ребенок не может пить или сосать грудь, попросите ее описать, что происходит, когда она предлагает ребенку что-нибудь попить. Может ли ребенок набрать жидкость в рот и проглотить ее? Если вы не уверены в ответе матери, попросите ее предложить ребенку попить чистой воды или грудного молока. Посмотрите, проглатывает ли ребенок воду или грудное молоко.
Находящемуся на грудном вскармливании ребенку может быть трудно сосать грудь, если у него заложен нос. Прочистите нос. Если ребенок может сосать грудь после того, как ему прочистили нос, у него нет признака "не может пить или сосать грудь".

Слайд 19Признак "рвота после любой пищи или питья".
У ребенка, который не может

совсем ничего задержать в желудке, есть признак "рвота после любой пищи или питья". Все что проглатывается – выходит назад. Если у ребенка есть рвота, но в организме остается небольшое количество жидкости, то у такого ребенка нет данного общего признака опасности.
Когда вы задаете этот вопрос, используйте понятные матери слова. Предоставьте ей время обдумать свой ответ. Если мать не уверена в том, есть ли у ребенка рвота после любой пищи или питья, помогите матери уточнить ее ответ.
Спросите мать, как часто у ребенка бывает рвота.
Спросите, есть ли у ребенка рвота каждый раз, когда он проглатывает пищу или жидкость.
Если вы не уверены в ответах матери, попросите ее предложить ребенку жидкость. Проверьте, есть ли у ребенка рвота.

Слайд 20Признак «судороги»
При судорогах у ребенка подергиваются руки и ноги вследствие непроизвольного

сокращения мышц. Ребенок может потерять сознание или не реагировать на речь.
Спросите мать, были ли у ребенка судороги на протяжении данного заболевания.
Используйте понятные матери слова. Например, мать может называть судороги "припадками" или "спазмами", а также словами "синел, задыхался.

Слайд 21ПРОВЕРЬТЕ, ЗАТОРМОЖЕН РЕБЕНОК ИЛИ БЕЗ СОЗНАНИЯ
Заторможенный ребенок не бодрствует и не

реагирует на внешние раздражители.
Ребенок сонлив и не проявляет внимания к тому, что происходит вокруг него.
Ребенок не смотрит на свою мать или не смотрит вам в лицо, когда вы говорите.
Ребенок может бессмысленно уставиться в одну точку и не реагировать на происходящее вокруг него.
Ребенка в бессознательном состоянии невозможно разбудить. Такой ребенок не реагирует на прикосновение, встряхивание или голосовое обращение.
Спросите мать, кажется ли ребенок необычно сонливым или она не может его разбудить.
Проверьте, просыпается ли ребенок, когда с ним разговаривает мать, когда она трясет его или когда вы хлопаете в ладоши.

Слайд 22Ребенок с любым общим признаком опасности требует НЕМЕДЛЕННОГО внимания; закончите обследование

и догоспитальное лечение, чтобы не задерживать госпитализацию. Обеспечьте, чтобы ребенок с любым признаком опасности был направлен в стационар после получения догоспитального лечения

Слайд 23Основные симптомы, которые требуют внимания
кашель и затрудненное дыхание
диарея
лихорадка
проблемы с ухом
проблемы c горлом.


Слайд 24У ребенка с кашлем или затрудненным дыханием оценивается:
Как долго у ребенка

кашель или затрудненное дыхание
Учащенное дыхание
Втяжение грудной клетки
Стридор в покое
Астмоидное дыхание

Слайд 25ВЫЯСНЯЕМ, ЕСТЬ ЛИ КАШЕЛЬ ИЛИ ЗАТРУДНЕННОЕ ДЫХАНИЕ?

ЕСЛИ «ДА»
ОСМОТРИТЕ, ПОСЛУШАЙТЕ, ОЩУТИТЕ:
Сосчитайте число дыханий в одну минуту.
Осмотрите, есть ли втяжение грудной клетки.
Осмотрите и послушайте, есть ли стридор
Осмотрите и послушайте, есть ли астмоидное дыхание
СПРОСИТЕ:
Как долго?

Слайд 26У большинства детей с кашлем или затрудненным дыханием есть только легкая

инфекция. Например, у ребенка с ОРЗ может быть кашель потому, что выделения из носа стекают по задней стенке глотки. Или у ребенка может быть вирусная инфекция бронхов. Такие дети не являются тяжелыми больными. Они не нуждаются в лечении с помощью антибиотиков. Их можно лечить на дому.

Слайд 27Необходимо выявить небольшой процент очень тяжело больных детей с кашлем или

затрудненным дыханием, нуждающихся в лечении с помощью антибиотиков.
Следует выявить два основных клинических признака:
учащенное дыхание
втяжение грудной клетки.

Слайд 28Затрудненное дыхание
Матери описывают это состояние различными способами. Они могут сказать,

что ребенок дышит «быстро», «шумно» или «прерывисто».
Если мать отвечает НЕТ, проверьте и примите решение, считаете ли вы, что у ребенка есть кашель или затрудненное дыхание.

Слайд 29ПОДСЧИТАЙТЕ ЧИСЛО ДЫХАНИЙ В ОДНУ МИНУТУ
При осмотре и подсчете дыханий ребенок

должен быть спокоен и вести себя тихо. Если ребенок испуган, плачет или раздражен, вы не сможете точно сосчитать число дыханий ребенка в минуту.
Попросите мать успокоить ребенка. Если ребенок спит, не будите его.

Слайд 30Оценка результатов


Слайд 31ВТЯЖЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Ищите у ребенка втяжение грудной клетки при ВДОХЕ.
Следите

за нижней частью грудной клетки.
У ребенка есть втяжение грудной клетки, если нижняя часть её ВТЯГИВАЕТСЯ, когда ребенок ВДЫХАЕТ.
Втяжение грудной клетки происходит из-за того, что ребенок делает значительно большие усилия для дыхания, чем обычно.
При нормальном дыхании вся грудная клетка и живот ДВИЖУТСЯ НАРУЖУ, когда ребенок ВДЫХАЕТ.

Слайд 32Важно отличать
Если, когда ребенок вдыхает, у него втягиваются только мягкие ткани

между ребрами (межреберные втяжения или межреберные ретракции), у такого ребенка нет втяжения грудной клетки.
Если вы наблюдаете втяжение грудной клетки только тогда, когда ребенок плачет или ест, у такого ребенка нет втяжения грудной клетки.

Слайд 33ПОСЛУШАЙТЕ ЕСТЬ ЛИ СТРИДОР
Стридор – это жесткий звук, издаваемый легкими, когда

ребенок ВДЫХАЕТ.
Стридор наблюдается при воспалении гортани, трахеи или надгортанника (круп).
Отёк слизистой оболочки препятствует проникновению воздуха в легкие. Это может представлять опасность для жизни ребенка при закупорке дыхательных путей вследствие воспаления.
Ребенок, у которого стридор в покое, находится в опасном состоянии.

Слайд 34Для того чтобы выявить и прослушать стридор, необходимо посмотреть, когда ребенок

ВДЫХАЕТ.
Затем послушать, есть ли стридор.
Приблизьте ухо ко рту ребенка, так как стридор бывает трудно услышать.
Иногда вы можете услышать влажный звук, если у ребенка заложен нос. Прочистите ребенку нос и послушайте снова. У не очень тяжело больного ребенка может быть стридор только тогда, когда он плачет или возбуждён.
Проверьте, есть ли у ребенка стридор в спокойном состоянии.
При обследовании вы можете услышать астмоидный звук, когда ребенок ВЫДЫХАЕТ. Это не стридор



Слайд 36У ребенка с втяжением грудной клетки обычно есть тяжелая пневмония. Или

же у такого ребенка может быть другая тяжелая острая инфекция нижних отделов дыхательных путей (коклюш, бронхиолит или обструктивный бронхит).
Ребенок с втяжением грудной клетки подвержен более высокой степени риска смертельного исхода вследствие пневмонии, чем ребенок с учащенным дыханием и без втяжения грудной клетки.

Слайд 37Диарея
При диарее стул содержит больше воды, чем обычно.
Диарея часто называется

жидким или водянистым стулом.
Она часто встречается у детей, особенно в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Диарея чаще встречается у младенцев в возрасте младше 6 месяцев, которые получают коровье молоко или молочные смеси.
Частый нормальный стул не является диареей.
Нормальное число дефекаций в день зависит от рациона питания и возраста ребенка.
Диарея определяется как жидкий или водянистый стул три или более раз в течение 24 часов.

Слайд 38СПРОСИТЕ: ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ДИАРЕЯ?
ОСМОТРИТЕ,

ПОСЛУШАЙТЕ, ОЩУТИТЕ:
Посмотрите на общее состояние.
Ребенок: заторможен или без сознания?
Беспокоен или болезненно раздражим?
Ищите, есть ли запавшие глаза
Предложите ребенку жидкость.
Не может пить или пьет плохо?
Пьет с жадностью, жажда?
Проверьте реакцию кожной складки на животе.
Складка расправляется: Очень медленно (более 2 секунд?) Медленно? Немедленно?

Слайд 39Виды диареи
Большинство видов диареи, вызывающих обезвоживание, являются жидкими или водянистыми.

Если эпизод диареи длится менее 14 дней – это острая диарея. Острая водянистая диарея вызывает обезвоживание и способствует возникновению нарушения питания. Смертельный исход у ребенка с острой диареей, обычно, является следствием обезвоживания.
Если диарея продолжатся 14 дней или более – это затяжная диарея. Затяжная диарея часто вызывает возникновение проблем с питанием, которые усиливают риск смертельного исхода у детей с диареей.
Диарея с кровью, с примесями слизи в стуле -дизентерия.

Слайд 40Оценка состояния ребенка с диареей
? СПРОСИТЕ: ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ДИАРЕЯ?
?

СПРОСИТЕ: КАК ДОЛГО?
? СПРОСИТЕ: ЕСТЬ ЛИ КРОВЬ В СТУЛЕ?
? ПОСМОТРИТЕ НА ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА
? ИЩИТЕ ЗАПАВШИЕ ГЛАЗА
? ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЕНКУ ЖИДКОСТЬ
? ПРОВЕРЬТЕ РЕАКЦИЮ КОЖНОЙ СКЛАДКИ



Слайд 41ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

По общим признакам опасности вы проверили, является ли

ребенок сонливым или без сознания. Если ребенок сонлив или без сознания, это означает, что у него есть общий признак опасности.
У ребенка есть признак беспокоен и болезненно раздражим, если ребенок беспокойный и раздражимый постоянно или тогда, когда к нему прикасаются или тревожат.
Если ребенок спокоен при кормлении грудью, но снова становится беспокойным и раздражимым после прекращения кормления грудью, это значит, что у него есть признак «беспокоен и болезненно раздражим».
Многие дети расстроены только потому, что они находятся в медицинском учреждении. Таких детей можно успокоить. У них нет признака «беспокоен и болезненно раздражим».



Слайд 42ПРИЗНАК «ЗАПАВШИЕ ГЛАЗА»
У обезвоженного ребенка глаза могут выглядеть запавшими. Решите, считаете

ли вы, что глаза у ребенка выглядят запавшими. Спросите мать, считает ли она, что глаза ее ребенка выглядят необычно. Ее мнение поможет вам подтвердить, что глаза у ребенка запавшие.
У ребенка с тяжелым нарушением питания и с видимым истощением глаза могут всегда выглядеть запавшими, даже если у ребенка нет обезвоживания.
Признак «запавшие глаза» является менее надежным у больного с видимым истощением, но его всё же используют для классификации степени обезвоживания ребенка.

Слайд 43

Попросите мать предложить ребенку немного воды из чашки или ложки. Наблюдайте

за тем, как ребенок пьет.
Ребенок не может пить, если он не может набирать жидкость в рот и проглатывать ее.
Например, ребенок не может пить потому, что он сонлив, в бессознательном состоянии или ребенок не может сосать грудь или глотать.
Ребенок пьет плохо, если он ослаблен и не может пить без посторонней помощи. Он может глотать только если налить жидкость ему в рот.
У ребенка есть признак «пьет с жадностью, жажда», если очевидно, что ребенок хочет пить.
Понаблюдайте, тянется ли ребенок к чашке или ложке, когда вы предлагаете ему воду. Когда воду забирают, проверьте расстроен ли ребенок потому, что ему еще хочется пить.


Слайд 44ПРОВЕРЬТЕ РЕАКЦИЮ КОЖНОЙ СКЛАДКИ
Найдите точку на животе ребенка посередине между пупком

и боком живота.
Надежно захватите все слои кожи и подкожную ткань между большим и указательным пальцами.
Расположите руку таким образом, чтобы кожная складка шла параллельно телу ребенка, а не перпендикулярно.
Держите складку в течение одной секунды и затем разожмите пальцы. Когда вы разжимаете пальцы, наблюдайте за тем, как расправляется кожная складка:
- очень медленно (более 2 секунд)
- медленно (кожная складка остается в течение даже очень короткого времени)
- немедленно

Слайд 45Как классифицировать диарею


Слайд 46ТАКТИКА ПРИ ТЯЖЕЛОМ ОБЕЗВОЖИВАНИИ
Оральная регидратация по схеме для тяжелого обезвоживания

(План В)
Если у ребенка другая тяжелая классификация:
- Направьте СРОЧНО в стационар, по дороге мать должна давать ОРС частыми глотками.
Посоветуйте матери продолжать кормление грудью.

Слайд 47ТАКТИКА ПРИ УМЕРЕННОМ ОБЕЗВОЖИВАНИИ
? Оральная регидратация, при умеренном обезвоживании (План Б).
?

Если у ребенка другое тяжелое заболевание:
Направьте СРОЧНО в стационар, по дороге мать должна давать ОРС частыми глотками.
Посоветуйте матери продолжать кормление грудью.

Слайд 48ТАКТИКА ПРИ ДИАРЕЕ БЕЗ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ
? Дайте жидкости – лечение диареи на

дому (План А)
? Объясните матери, когда вернуться немедленно
? Последующий визит через 5 дней, если нет улучшения.

Слайд 49ЛИХОРАДКА
Для ВСЕХ больных детей спросите мать о проблемах, имеющихся у ребенка,

проверьте, есть ли общие признаки опасности, спросите о кашле или затрудненном дыхании, диарее и затем,
СПРОСИТЕ: ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ЛИХОРАДКА?

Слайд 51Как оценить ребенка с лихорадкой


Слайд 52ТАКТИКА ПРИ ЛИХОРАДКЕ
ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ФЕБРИЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Дайте первую

дозу подходящего антибиотика.
Направьте СРОЧНО в стационар.
Дайте одну дозу парацетамола в амбулатории при высокой лихорадке (38.5º С или выше).
ЗАТЯЖНАЯЛИХОРАДКА
Дайте одну дозу парацетамола в амбулатории при высокой лихорадке (38,5º С или выше)
Направьте в поликлинику для обследования.
ВОЗМОЖНАЯ БАКТЕРИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Дайте одну дозу парацетамола в амбулатории при высокой лихордке (38,5 º С или выше)
Лечите согласно руководствам ИВБДВ
НЕОСЛОЖНЕННАЯ ЛИХОРАДКА
Дайте одну дозу парацетамола в амбулатории при высокой лихордке (38,5 º С или выше)
Объясните матери, когда вернуться немедленно
Последующий визит через 2 дня, если есть лихорадка


Слайд 53БОЛЬ В ГОРЛЕ
Боль в горле (фарингит) - наиболее частый симптом ОРЗ.


Заболевание глотки, в основном, имеет вирусное происхождение, проходит через несколько дней и не требует дополнительного лечения. Ребенку необходимо лишь успокаивающее боль средство для горла.
Фарингит излечивается без применения антибиотиков, за исключением стрептококкового фарингита и абсцесса глотки.
При стрептококковом фарингите назначают Бициллин-1, так как стрептококковый фарингит может быть причиной ревматической атаки с поражением суставов и сердца.
Абсцесс глотки – очень тяжелое заболевание, которое может привести к смертельному исходу, поэтому ребенок должен быть срочно направлен в стационар.

Слайд 54ОЦЕНКА БОЛИ В ГОРЛЕ
Ребенок, у которого боль в горле,

оценивается по двум признакам:
Есть ли белый налет в горле
Есть ли увеличенные шейные лимфатические узлы

Слайд 55КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛИ В ГОРЛЕ
Существуют три классификации боли в горле:
АБЦЕСС

ГЛОТКИ
СТРЕПТОКОККОВЫЙ ФАРИНГИТ
НЕСТРЕПТОКОККОВЫЙ ФАРИНГИТ


Слайд 56АБСЦЕСС ГЛОТКИ
Если ребенок не может пить совсем, то его относят

к категории детей с АБСЦЕССОМ ГЛОТКИ. Абсцесс глотки мешает ребенку глотать.
Лечение:
Срочно направьте ребенка в стационар для лечения и, в случае необходимости, для вскрытия абсцесса.

Слайд 57
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика