Слайд 1Государство и здравоохранение
Слайд 2Государство и здравоохранение
В 1974 году только 39 стран мира – каждая
четвертая – являлись демократиями с избирательными системами. К концу 2002 года это число стремительно возросло до 121 – три из каждых пяти. С быстрой демократизацией пришли свободы и право быть представленным в парламенте, но она не принесла мгновенного улучшения государственных услуг для бедных слоев населения (ВБ, 2004).
Слайд 3Государство и здравоохранение
Вопросы Всемирного Банка
(2004):
1) Почему политики в странах с устойчивой демократией не способствуют более эффективному предоставлению услуг в сфере образования, здравоохранения и инфраструктуры бедным слоям населения, несмотря на то, что они зависят от голосов бедных людей?
Слайд 4Государство и здравоохранение
2) Почему государственные средства систематически расходуются на программы в
области строительства и выплаты заработной платы разбухшему управленческому аппарату, зачастую в ущерб таким услугам, как школьное образование?
Слайд 5Государство и здравоохранение
3) Почему, когда средства на оказание услуг столь необходимых
бедным все же выделены, качество этих услуг оставляет желать лучшего?
4) И, наконец, что могут сделать граждане, особенно бедное население, когда политики не обеспечивают должную эффективность предоставления услуг?
Слайд 6Государство и здравоохранение
Миссия любого государства, согласно определению Всемирного Банка (1997), заключается
в выполнении 5 фундаментальных задач без чего невозможно устойчивое всестороннее развитие общества, ведущее к сокращению бедности:
Слайд 7Государство и здравоохранение
1. Утверждение основ законности,
2.
Поддержание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениям, включая обеспечение макроэкономической стабильности,
Слайд 8Государство и здравоохранение
3. Инвестиции в основы социального обеспечения и в инфраструктуру,
4.
Поддержка незащищенных групп населения,
5. Защита окружающей среды
Слайд 9Государство и здравоохранение
Путь к созданию эффективного
государства рассматривается как двухступенчатый процесс (ВБ, 1997).
Слайд 10Государство и здравоохранение
На первом этапе государство должно сосредоточить усилия на решении
вышеуказанных 5 первоочередных задач и преодолеть ограниченные возможности государства за счет установления партнерских отношений с деловым миром и гражданским обществом.
Слайд 11Государство и здравоохранение
И далее на втором этапе наращивать потенциал, под которым
понимается способность государства эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия
Слайд 12Государство и здравоохранение
Исследования Всемирного Банка (1997) в 69 странах мира показали,
что многие государства плохо справляются со своими основными функциями: они не в состоянии обеспечить законность и правопорядок, защиту собственности граждан и предсказуемость реализации собственных законодательных актов. Такие государства не вызывают доверия у инвесторов, и от этого страдают экономический рост и инвестиции.
Слайд 13Государство и здравоохранение
Последовательная государственная политика может обеспечить справедливое распределение плодов экономического
развития и способствовать сокращению бедности и неравенства, но только когда правительство считает обеспечение социальных основ государства одним из приоритетных направлений своей деятельности (ВБ, 1997).
Слайд 14Государственная программа «Саламатты Казахстан» 2011-2015 гг.
Цель Программы –
улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны
Слайд 15Вопрос для дискуссии
Почему в Казахстане
здравоохранение не рассматривается как сектор, который может внести вклад в экономический рост страны и сокращение бедности?
Слайд 16Государственная программа «Саламатты Казахстан» 2011-2015 гг.
Задачи Программы:
Усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения
Слайд 17Государственная программа «Саламатты Казахстан» 2011-2015 гг.
Задачи Программы:
Совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности
Слайд 18Целевые индикаторы Программы
Увеличение СПЖ населения к 2013 году до 69,5 лет,
к 2015 году – до 70 лет
Снижение материнской смертности к 2013 году до 28,1 и к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми
Снижение младенческой смертности к 2013 году до 14,1 и к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми
Слайд 19Целевые индикаторы Программы
Снижение общей смертности к 2013 году до 8,14 и
к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения
Снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году до 98,1 и к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения
Удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6%
Слайд 20Источники и объемы финансирования Программы
Итого 2011-2015 гг.
– 380 358,9 млн. тенге
Республиканский бюджет – 356 596,8 млн. тенге
Местный бюджет – 2 762,1 млн. тенге
Другие источники – 21 000 млн. тенге
Слайд 21Послание Президента Назарбаева Н.А. 2010 года
« Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье – вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения и в повседневной жизни населения»
Слайд 22Вопрос к цитате Президента РК
В
чем заключается принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье в условиях государственной (бюджетной) модели здравоохранения в Казахстане?
Слайд 23Основные приоритеты Программы
Доступность
Своевременность
Качество
Преемственность
Слайд 24Основные проблемы здравоохранения РК
Высокая общая смертность населения -9,7 (2010)
Младенческая смертность –
18,4 (2009)
Материнская смертность – 36,9 (2009)
Высокая заболеваемость – 105,5 (2009) и смертность от туберкулеза – 12,5 (2009)
Слайд 25Основные показатели системы здравоохранения РК
Расходы на душу населения с 8 740
тенге до 30 373 тенге (2004-2009 гг.)
Обеспеченность койками – 70,2
До 30% необоснованных госпитализаций
До 20% необоснованных вызовов СМП
Число посещений АПУ – 6,6 на 1 жителя
Около 59 000 врачей , однако в селах их в 4 раза меньше, чем в городах
Слайд 26Неравенство в здравоохранении РК
Разброс расходов на ГОБМП в расчете на 1
жителя составлял в 2009 году от 12 964 тенге до 21 289 тенге
Сельское население (более 40% общего населения) не имеет равного доступа к высокотехнологичной инфраструктуре ЛПУ гг. Астаны и Алматы
Слайд 27Неэффективность здравоохранения РК
Финансирование ориентировано на поддержание мощности сети ЛПУ
Финансирование ПМСП недостаточно
ввиду отсутствия стимулирующих выплат (44%), несовершенства НП базы (25%)
Необъективная система тарифообразования, низкая автономия ЛПУ
Отсутствие менеджеров здравоохранения
Слайд 28Неэффективность здравоохранения РК
Табельная оснащенность СМП – 51,69%
Организации ПМСП, СМП, СМЭ и
др. расположены в приспособленных помещениях, а более 400 из них в аварийных зданиях. В то же время наращивается инфраструктура третичного уровня.
«Старение» кадров. Доля молодых – 4%
Слайд 29Неэффективность здравоохранения РК
Отрицательная динамика показателя первичной инвалидности (27,7 - в 2007
г., 28,8 – в 2008 г. и 29,2 – в 2009 г.)
Рост числа ВИЧ-инфицированных женщин (около 25% общей численности ВИЧ-инфицированных)
Неконкурентоспособность и невостребованность отечественной научной продукции
Слайд 30Успехи Госпрограммы 2005-2010
Внедрение Единой национальной системы здравоохранения с целью свободного выбора
врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды для поставщиков медицинских услуг, достижение конечных результатов и оплата медицинских услуг по фактическим затратам
Слайд 31Успехи Госпрограммы 2005-2010
Внедрение бесплатного и льготного лекарственного обеспечения
Типизация и стандартизация сети
ОЗ
Укрепление МТБ ОЗ
Создание системы независимой медицинской экспертизы
Подготовка менеджеров здравоохранения
Слайд 32Успехи Госпрограммы 2005-2010
Внедрение Единой системы дистрибуции лекарств
Внедрение телемедицины
Создание РИА центра с
филиалами
Создание вертикали управления СЭС
Перевод медвузов на ПХВ
Создание в НИИ центров доказательной медицины
Слайд 33Успехи Госпрограммы 2005-2010
Внедрение госрегулирования цен на лекарства – снижение цен на
30%
Увеличение доли потребления отечественных лекарств в несколько раз
Увеличение физической доступности лекарств в селах – реализация лекарств ПМСП в 3000 селах, не имеющих аптечных организаций
Слайд 34Слабые стороны Госпрограммы 2005-2010
Отсутствие солидарной ответственности государства, работодателя и граждан за
охрану здоровья
Сильное различие в качестве медуслуг в регионах и городах республиканского подчинения
Слабо развита система защиты прав пациентов и медицинского работника
Слайд 35Вопрос проф.Мейманалиева Т.
Почему нет упоминания о частном секторе здравоохранения?
Он отсутствует?
Или это
«государство» в государстве?
Возможна ли интеграция частного и государственного секторов здравоохранения в РК или в этом нет необходимости?
Слайд 36Недостижимые или труднодостижимые задачи Программы «Саламатты Казахстан» - 2011-2015
Повышение эффективности межсекторального
и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья
Снижение отрицательного воздействия окружающей и производственной среды на здоровье населения
Слайд 37Недостижимые или труднодостижимые задачи Программы «Саламатты Казахстан» – 2011-2015
Формирование мотивации работодателей
к ЗОЖ работников
Создание и развитие типовых медицинских пунктов при промышленных предприятиях
Изучение влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения
Слайд 38Вопросы проф.Мейманалиева Т.
Существует ли устойчивый механизм не организационного, а финансового обеспечения
межсекторального и межведомственного сотрудничества?
Существует ли законодательный акт для работодателей, исключающий дискриминацию (здоровый – больной, молодой-пожилой работник)?
Слайд 39Вопросы проф.Мейманалиева Т.
Насколько оправдано «возвращение к МСЧ промпредприятий советского периода», принимая
во внимание такие понятия, как закрытость, исключительность, неравенство и фрагментацию для общей системы здравоохранения РК?
Какие структуры государства заинтересованы в развитии медицинской геологии в РК?
Слайд 40Скромные задачи Программы «Саламатты Казахстан» – 2011-2015
Снижение смертности от болезней
системы кровообращения до 374,8 к 2013 году и до 353,9 на 100 тыс. населения к 2015 году (2009 г. – 416,4)
Слайд 41Единая национальная система здравоохранения РК
Показатели результатов:
Снижение уровня потребления стационарной помощи до 1328 койко-дней на 1000 населения к 2013 году и до 1172 койко-дней к 2015 году (2009 г. – 1522,6 койко-дней)
Слайд 42Единая национальная система здравоохранения РК
Показатели результатов:
Увеличение удельного веса частных МО, вошедших в систему единого плательщика, до 14% к 2013 году и до 16% к 2015 году (2009 г. – 0%)
Увеличение населения, получившего высокоспециализированную помощь на уровне региона, до 5000 чел. к 2013 г. и до 6000 чел. к 2015 г. (2009 г. – 814 чел.)
Слайд 43Единая национальная система здравоохранения РК
Пути достижения:
Совершенствование ПМСП путем внедрения частичного фондодержания и дополнительного компонента к тарифу ПМСП
Пересмотр структуры поликлиники – 1) центр семейного здоровья, 2) вспомогательно-диагностическое отделение, 3) консультативно-диагностическое отделение
Слайд 44«Портрет» будущей поликлиники в РК
Центр семейного здоровья – доврачебный прием, смотровой
кабинет (акушерка), процедурная, прививочная, кабинеты: забора мокроты и химизатора, здорового ребенка, профилактики и ЗОЖ, участковых терапевтов, педиатров и ВОП. Новое – социальный работник, психолог, ЦУЗ и молодежный центр здоровья. Финансирование – по тарифу и допкомпонент с учетом конечных результатов
Слайд 45«Портрет» будущей поликлиники в РК
Вспомогательно-диагностическое отделение – регистратура, информационное бюро, кабинет
статистики и анализа, дневной стационар, клинико-биохимическая лаборатория, кабинеты: функциональной диагностики, физиотерапии, ультразвуковой диагностики, рентген и флюорографии, эндоскопии. Финансирование – по количеству оказанных медуслуг
Слайд 46«Портрет» будущей поликлиники в РК
Консультативно-диагностическое отделение – узкие специалисты (хирург, окулист,
ЛОР и другие)
Финансирование – по АП тарификатору на медицинские услуги
Слайд 47Усиление ПМСП в РК
Разработка целевых индикаторов
эффективности ПМСП:
Доля здоровых лиц,
Удельный вес заболеваний, выявленных на ранних стадиях,
Уровень госпитализации,
Уровень обращений к узким специалистам,
Уровень обращений за СМП
Слайд 48Совершенствование системы управления и менеджмента в ОЗ
Стратегия децентрализации функций ОУЗ
Автономия поставщиков
медицинских услуг
Привлечение частных компаний к управлению государственными ОЗ
Развитие частного сектора
Частно-государственное партнерство
Корпоративные ОЗ и службы
Слайд 49Совершенствование системы управления и менеджмента ОЗ
Пересмотр форм учетно-отчетной документации на соответствие
полноты и актуальности информации с исключением дублирования отчетности
Уменьшение бумажного документооборота
Оптимизация системы ввода медицинской информации (внедрение шаблонов, обучение кадров и т.д.)
Слайд 50Совершенствование системы управления и менеджмента в ОЗ
Повышение автономии ОЗ
Перевод ОЗ
на ПХВ
Преемственность (этапность) оказания медпомощи
Повышение роли профессиональных медицинских НПО
Слайд 51Совершенствование финансирования ОЗ
Внедрение частичного фондодержания ПМСП и тарифа с допкомпонентом
Расширение перечня
лекарств в рамках ГОБМП
Совершенствование медико-экономических тарифов
Внедрение в 2015 году со-оплаты медуслуг в ГОБМП
Слайд 52Вопросы проф.Мейманалиева Т.
Повышение солидарной ответственности граждан и дальнейшее развитие медицинского страхования
Каким
образом, если они не существуют в РК?
Слайд 53Безопасность и качество медицинских услуг
Развитие национальной аккредитации ОЗ
Развитие института защиты прав
пациентов
Слайд 54Совершенствование медицинского и фармацевтического образования
Увеличение доли публикаций в международных изданиях до
10% к 2013 году и до 12% к 2015 году (2009 г. – 6%)
Аккредитация всех медицинских вузов к 2015 году
Совершенствование системы непрерывного профессионального образования
Слайд 55Повышение доступности и качества лекарств
Доведение объема закупа лекарств в рамках ГОБМП
через систему единой дистрибуции к 2013 году до 70% и к 2015 году до 80% (2009 г. – 0%)
Увеличение числа объектов, осуществляющих отпуск лекарств в рамках ГОБМП в селах до 3200 объектов к 2013 г. и до 3300 – к 2015 г. (2009 г. – 3000 объектов)