Физиология целенаправленного поведения и организации произвольных движений презентация

Содержание

Двигательная активность человека отличается большим разнообразием, но вся сводится к трем основным формам: - обеспечению позы и равновесия, - передвижению в пространстве,

Слайд 1Кафедра специальной психологии КГПУ
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ и организации произвольных движений


Слайд 2Двигательная активность человека отличается большим разнообразием, но вся сводится к трем

основным формам:
- обеспечению позы и равновесия,
- передвижению в пространстве,
- произвольным движениям.
Основой для произвольных (сознательно регулируемых) движений служит кинестетическая афферентация и целенаправленное управление.

Слайд 3Изъятие лобной коры приводит к двигательному беспокойству и отсутствию целесообразности поведения

при сохранности запаса знаний, в том числе профессиональных.
При обширных двухсторонних поражениях лобных долей мозга больные не только не могут самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и в тяжелых случаях не могут действовать в соответствии с внешней инструкцией.
Поведение приобретает пассивный характер вплоть до неподвижности и полного отсутствия интереса к окружающему.

Слайд 4Виды целенаправленного действия
Контактное: влияние уже началось, цель действия – продлить или

ослабить его действие;
Дистантное:
- направленное на овладение
полезным объектом;
- направленное на избегание
опасности;
- устранение факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба).

Слайд 5Произвольность регуляции высших психических функций

Все высшие психические функции (ПФ)

произвольны по способу своего осуществления.
Произвольность ► возможность сознательного управления.
Она предполагает наличие программы, выработанной самостоятельно или заданной в виде инструкции, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности (сличение реального результата с предварительно сформированным его образом).
Произвольность управления (ПФ) предполагает наличие мотива, в котором могут быть сформулированы предпосылки и цели психической деятельности.
С произвольным контролем высших психических функций связан третий блок.

Слайд 6Анатомические компоненты третьего функционального блока мозга


Слайд 7С учетом качества и роли афферентных сигналов существует несколько уровней построения

движения, подразумевающих включенность в этот процесс различных морфо-функциональных слоев ЦНС — спинного и продолговатого мозга, подкорковых центров и коры.

Слайд 8Субкортикальные уровни
Уровень А — (руброспинальный) самый низкий и филогенетически самый древний,

включающий в себя спинной мозг и группу ядер продолговатого мозга.
Обеспечивает тонус мышц, силовые, скоростные и другие характеристики сокращений мышц, то есть те аспекты функционирования, которые связаны с сегментарным аппаратом спинного мозга и фоновыми изменениями его возбудимости.

Слайд 9Субкортикальные уровни
Уровень В— (таламо- паллидарный) — согласованных действий мышц-антагонистов, включающий зрительные

бугры в качестве афферентных центров и бледные тела в качестве эффекторных.
Этот уровень определяет всю внутреннюю структуру пластики, сочетание отдельных слагаемых двигательных комплексов в сложные соединения.
Здесь обеспечиваются мышечные синергии во времени, то есть правильные чередования отдельных комплексов движений в общем ритме.
Общий итог работы этого уровня → врожденные особенности моторики → ловкость, грациозность, пластика (например, при исполнении вольной гимнастики), проявляется в индивидуальных особенностях движений, в том числе в мимике и пантомимике.

Слайд 10Кортикальные уровни
Уровень С — пространственного поля (пирамидно-стриальный). Функционирует с учетом всей

информации о внешнем пространстве, получаемой через дистантные рецепторы (включая зрительный и слуховой), и имеет выраженный целевой характер, обращенный во внешний мир.
К этому уровню относятся все переместительные движения — ходьба, лазанье, прыжки, акробатические движения, упражнения на гимнастических снарядах, баллистические движения при метании, игра на бильярде, стрельба из винтовки и т. д.

Слайд 11Кортикальные уровни
Уровень Д - теменно-премоторный или уровень предметных действий, которые не

являются врожденными, а формируются и совершенствуются в процессе накопления опыта (одна и та же цель может быть достигнута разными способами). Это монопольно человеческий, корковый уровень.
Примерами действий на этом уровне являются все бытовые движения, работа гравера, хирурга, манипуляции жонглера, фехтовальщика, управление автомобилем и т.п.
Уровень Е— уровень реализации интеллектуальных двигательных актов →речевых движений, письма, символических движений, кодированной речи (жестов глухонемых, азбуки Морзе), хореографических движений и т. п.

Слайд 12Поведение:
Целостная активность человека, направленная на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных

потребностей.
Какое содержание вкладывается в понятие потребность? → Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Слайд 13ПОВЕДЕНИЕ:
1) адаптивная, приспособительная
реакция организма
2) то, что

животное или человек
делает
3) координированная мышечная
деятельность


Слайд 14Виды поведения
по характеру :
- оборонительное,

защитное,
- половое,
- пищедобывательное
по этапам:
– подготовительное,
- завершающее.

Слайд 15Типы поведения


Слайд 16Существуют разные подходы к классификации потребностей ►
Их обычно делят на

биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь.
Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики, в частности, возникают все последующие. Это обстоятельство и обусловливает, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

Слайд 17
Биологические потребности являются инициаторами поведения в интересах сохранения вида.
К ним

относят→ половые, родительские, оборонительные, территориальные, гомеостатические (потребность в пище, воде, отправление естественных потребностей, сон и т. п.), исследовательские (в том числе ориентировочные), стадные и аналогичные им. Без удовлетворения этих потребностей возникает реальная угроза исчезновения вида.
Физиологические потребности отражают существование индивида на протяжении его реальной жизни. По существу, это те же биологические потребности, но с учетом индивидуального опыта и конкретных условий.
К их числу относятся сформированные в процессе онтогенеза стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизации — привычки («Привычка — вторая натура»). Иногда эти привычки достигают уровня физической зависимости и превращаются в зло для человека (алкоголизм, наркомания).

Слайд 18
Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и

полноценности человека.
Это религиозные, эстетические, учебно-познавательные, профессиональные, привычки на уровне психической зависимости, альтруизм-агрессивность и т. п.
Социальные потребности связаны с интересами общества. В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. Можно указать на патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские, мораль, нравственность и др.

Слайд 19
Человек в каждый конкретный момент может испытывать потребности различных видов, но

при этом посредством поведенческого акта удовлетворяется только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них.
Мотивация (от лат, movere — приводить в движение, толкать, синонимы — побуждения, драйв) представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, или осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Выстраивается четкая последовательность явлений: потребность ► мотивация ► внешняя активность ►удовлетворение потребности, что в целом представляет поведенческий акт.

Слайд 20
Наиболее обоснованной концепцией механизма поведенческого акта является концепция К. В. Судакова,

сформированная на основе представлений А. А. Ухтомского о доминанте и П. К. Анохина о функциональной системе.
В основе всякого поведенческого акта (в том числе психологического и социального) лежат глубинные биологические процессы.
Изменение параметров внутренней среды (Росм, РН, температура и др.) является первоосновой, пусковым механизмом, возбуждающим активность мотивационных центров гипоталамуса, способствующим формированию специфического мотивационного возбуждения, которое, захватывая структуры лимбической системы, обусловливает формирование адекватных реакций со стороны внутренних органов (вегетативные реакции), а также отрицательного эмоционального фона в связи с неудовлетворенной потребностью.

Слайд 21На силу и дальнейшую динамику мотивационного возбуждения очень значимое влияние оказывает

наличие или отсутствие релизера (от англ, release — освобождение, облегчение), т. е. внешнего фактора, облегчающего развитие мотивации на фоне той или иной потребности (буфет на фоне пищевой потребности) или угнетающего его (например, неприятная информация на фоне пищевой потребности).
Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемую цель деятельности, программа реализации которой формируется в ассоциативной коре, а ее конкретное претворение в жизнь начинается с моторной коры, благодаря деятельности которой приводятся в действие соответствующие двигательные акты, направленные на непосредственное удовлетворение потребности (поиск пищи, захват ее и ее употребление).

Слайд 22
Эта деятельность является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения, который не

только обеспечивает формирование положительных эмоций е связи с удовлетворением потребности (или антидрайв), но и фиксирует в памяти способ достижения цели, что значительно облегчает задачу в последующей жизни.

Слайд 25Центральные механизмы формирования ФСЦП


Слайд 26ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ









АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЭФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

ПРИНЯТИЕ


РЕШЕНИЯ
КАК ДЕЛАТЬ?


ЭФФЕКТОРНЫЙ ИНТЕГРАЛ

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕ ЙСТВИЯ

Им -1

Им -2

Им -3

Им -4

РЕЗУЛЬТАТ

Р Е Ц Е П Т О Р Ы

ПАМЯТЬ


ОБСТАНОВКА


ПУСКОВОЙ СИГНАЛ


МОТИВАЦИЯ


Слайд 27
Подобная схема может рассматриваться как универсальная для объяснения поведенческой активности в

связи не только с биологическими, но и социальными потребностями.
При этом инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды, а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной коре в связи с поступающей туда информацией на базе второй сигнальной системы.
Не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность, по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п.
Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние обозначают как депривация (от англ, deprivation — лишение, утрата).

Слайд 28Участие мозговых структур в организации ЦП
Гипоталамус → пейсмекер мотивации;
Лимбические структуры мозга

→ активный перебор информации для прогноза достижения цели, эмоциональное обеспечение;
Кора больших полушарий:
- лобные доли →целенаправленное поведение и контролируют ход выполнения программы действия;
- височные, теменные зоны → мобилизация ранее накопленного опыта для формирования программы действия.

Слайд 29Элементы целенаправленного поведения
ЦП - поведение, направленное на удовлетворение мотивации;
ЦД – совокупность

способов для достижения цели этап и элемент ЦП;
ЦА – (целенаправленный акт) - минимальный квант поведения, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели.

Слайд 30По Судакову:


ЖИЗНЬ = ∑ ЦП = ∑ ЦД + ∑ ЦА



Слайд 31
В жизни могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной

потребности носит антисоциальный характер, противоречит общепринятым нормам морали и нравственности, приносит вред другим людям, а иногда и самому себе.
Возникающую в этих условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio — отклонение), или отклоняющееся, поведение.

Слайд 32
Причины девиантного поведения разнообразны. Среди них выделяются следующие:
1.

Врожденные или приобретенные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческого акта.
2. Выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватные или нецелесообразные, в том числе как умышленно, осознанно, так и случайно, без умысла.
3. Неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами.
4. Длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера.
5, Чрезвычайная сила релизера.

Слайд 33
С точки зрения психофизиологической организации резкой границы между нормальным и девиантным

поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических позиций.
С учетом степени вменяемости определяется его оценка — то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли только адекватное лечение (психокоррекция).

Слайд 34
Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:
1)

смягчение депривации (в рамках допустимого);
2) устранение релизеров, связанных с депривированной потребностью;
3) формирование, иной мотивации, по механизму доминанты вытесняющей и заменяющей неудовлетворенную потребность;
4) отрицательное подкрепление → в той или иной форме наказание за проступки, связанные с девиантным поведением,

Слайд 35
Спасибо за внимание!

Вопросы?


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика