Слайд 1СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
И ОБЩИМ УХОДОМ ЗА ДЕТЬМИ
Физическое развитие
детей
д.м.н. Легонькова Т.И.
Слайд 2План
Определение ФР
Основные законы роста детей
Факторы, определяющие рост детей
Изменение антропометрических показателей в
процессе роста и развития детей.
Формулы для расчета М, Р тела детей
Методика оценки ФР
Понятие об индексах ФР
Семиотика наиболее частых отклонений ФР
Слайд 3
«Сравнительная простота и доступность методов исследования физического развития детей,
значительная информативность полученных данных
придают показателям ФР
значение объективного критерия состояния здоровья и индивидуального развития организма»
Воронцов И.М.
Слайд 4Физическое развитие ребенка является одним из основных показателей состояния здоровья.
Слайд 6Физическое развитие (ФР)
Совокупность морфологических и функциональных свойств организма,
характеризующих процессы
роста и созревания организма.
Слайд 7
Под физическим развитием понимают размеры и форму тела,
соответствие их возрастной норме.
Слайд 8В биологическом понимании ФР –
это рост и формирование организма,
включая
темпы, стадии и
критические периоды его созревания,
с учетом генетических программ,
индивидуальной изменчивости и
связи с факторами внешней и внутренней среды.
Слайд 9ФР обусловлено наследственностью и влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Слайд 10
Из факторов внешней среды на ФР влияют:
питание,
режим,
воспитание (психологический климат),
физические нагрузки (правило
скелетных мышц Аршавского),
умственная активность,
урбанизация,
экология,
интенсивность обучения,
состояние здоровья (соматические заболевания),
фактор светового дня
Слайд 11Внутренние факторы
также оказывают влияние на в/у рост и ФР.
Это
Генотип (генетические)-хромосомный
аппарат,
возраст родителей (неблагоприятный<18 и>25л)
Конституциональные особенности родителей
промежутки между беременностями
срок беременности (ГВ)
порядковый номер беременности
нейроэндокринная система- гормональные
иммунокомпетентные системы и другие факторы.
Слайд 12Гормональные факторы роста (медиаторы роста)
СТГ (соматотропный гормон):
стимуляция роста: скелета, ув.
массы органов и тк., влияние на б,ж, у. обмены
Соматомедин ( в печени)–
синтез хряща, размножение кл., рецепторы костной тк., линейный рост
Тироксин (гормон щит. железы)
На созревание костей
Их минерализация
Слайд 13ТТГ (тиреотропный гормон)
Диф-ка костной тк.
Мозг кора больш. Полушарий
Способность к абстрактному мышлению
Паратгормон
(ПР) – синтез СТГ,
Дифференцировка кост. тк. (закрывают зоны роста)
Инсулин (гормон поджелудочн.ж)
стимулирует рост организма,
Минергисты СТГ и ТГ
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФР ПРИ РОЖДЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГВ
(Г. М.
Дементьева, Е. В. Короткая, 1980)
Слайд 15 Рост и созревание детей характеризуются следующими закономерностями
Слайд 16Законы роста
Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Закон неравномерности скорости роста
–гетерохронии
Закон кранио-каудального градиента роста
Закон полового диморфизма (половой специфичности)
Закон органной специфичности
Закон асимметрии роста
Закон суточного и сезонного чередования направлений роста
Наличие критических периодов стимуляции
Слайд 17Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Чем старше ребенок, тем медленнее
он растет
скорость роста max во в/у периоде –с 8 по 25 нед, ↓ с 34нед
Интенсивные темпы роста на 1-м году жизни
1-й год жизни- «период бурного роста»
1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см
Если бы такие темпы сохранялись, то М ребенка = М Земли,
Р ребенка= 18 метрам
В последующем v роста носит волнообразный характер
Слайд 18Закон неравномерности v роста
Есть периоды, когда ребенок растет быстро, а есть-
когда медленно
Торможение скорость роста (v ) хорошо прослеживается в первые 2-3 г жизни ребенка
v роста носит волнообразный характер, а не линейную зависимость от возраста
1-й «скачок роста» отмечается –у м.- 4 -5,5 лет
д.- 6 лет
2-й «скачок роста» у м.- 13 -15 лет
д.- 10-11-12 лет - «половое созревание
Далее рост замедляется
Рост прекращается у м.- к 18-20 годам
у д.- к 17-18 годам (раньше к 25г)
Слайд 19Закон кранио-каудального градиента роста
(алллометрия роста)
Части тела растут со v пропорциональной ст.
их удаленности от гол. мозга
Во в/у периоде быстрее растут части тела, расположенные ближе к голове и сама голова
После рождения более интенсивно растут части тела, расположенные дистально
Н-р, пальцы растут быстрее
Слайд 20Закон органной специфичности (гетерохронии)
Каждая тк. или орган имеют свой календарь роста
– развитие происходит неравномерно
Т.к.интенсивность деления клеток разных тк. и их дифференцировка не совпадают во времени
Быстрый рост на 1-м году жизни ЦНС- гол. и спинной мозг, глаза, внутреннеее ухо…
Лимфатическая тк.- не развивается на 1-м году жизни, а развивается в 1-12 лет и т.д.
Слайд 21Закон полового диморфизма
V роста и предел роста зависят от пола ребенка
м.
– до полового созревания имеют более ↑ антропометрические показатели
д.- в период полового созревания превосходят м.
в 14-15 лет м. вновь опережают д.
Слайд 22Закон асимметрии роста
Те части тела, которые раньше и больше используются в
работе, быстрее растут
Н-р, правая рука больше левой
Одна нога на ½ размера > другой..
Слайд 23Закон чередования направлений роста
Фазы «вытягивания» чередуются с фазами «округления»
Период округления- 1-3-4-года
(«колобки»)
Период вытяжения в длину – 8-10 лет и т.д.
Кости- смена роста в длину и толщину
Весной и летом- все идет в рост, ув. длина тела
Осенью и зимой- нарастает М тела
Т.е. суточное и сезонное чередование направлений роста
Слайд 24 Закон наличия критических периодов стимуляции
в семье Никитиных дети заканчивали школу на
1-2 года раньше сверстников
5 лет- иностранные языки
Слайд 25Показателями ФР являются
антропометрические данные (длина и масса тела, окружность головы и
грудной клетки),
темпы их изменения в процессе роста,
гармоничность развития,
соотношение календарного и биологического возрастов,
конституциональные особенности.
Слайд 26 Наряду с антропометрическими показателями, могут рассматриваться также и другие показатели
(например,
кожно-жировые складки,
окружности бедра, голени, плеча и т. п.).
Однако для сопоставления с N и заключении о ФР перечисленных показателей достаточно.
Слайд 28Методы оценки ФР. 4 группы:
Антропометрические
(сомато-метрические)- все, что можно измерить
и взвесить
Длинники: длина тела, конечностей..
Масса тела
Окружности: окр.головы, гр.кл, плеча, бедра.. и т.д.
Сомато-скопические
(все, что можно определить осмотром, пальпацией)
Оценка формы головы, гр.клетки, позвоночника, ног, стоп, осанки, ..
Толщина ПЖКлетчатки, развитие мускулатуры
Зубная формула
Развитие вторичных половых признаков
Тип телосложения
Слайд 29III. Физиометрические (функциональные)
Показатели, которые определяются с помощью приборов
ЖЕЛ- спирограф, пикфлоуметр
–МПВ
Мышечная сила рук – динамометр, становая сила
Оценка АД –ТОНОМЕТР
Функциональные пробы – Штанге, Генча, Шалкова..
Биологические («биологический возраст»)
«костный возраст»– сроки прорезывания зубов
стадии формирования вторичных половых признаков
появление т. окостениения
Слайд 30Методики оценки ФР
Центильные таблицы
Оценка пропорциональности размеров тела- индексы
Сигмальные отклонения
Шкалы регрессии
Слайд 31Определение возраста ребенка к моменту обследования (календарный возраст)
Для оценки ФР ребенка
необходимо установить его точный возраст и отнести к соответствующей возрастной гр.
В н. в. общепринятой считается следующая группировка по возрасту.
С момента рождения и до 15 дней развитие ребенка оценивается по средним показателям для новорожденных.
До 1 года возраст определяется следующими периодами:
Слайд 32Определение возраста ребенка на 1-ом году жизни
Слайд 33Определение возраста ребенка
на 2-м году жизни
Слайд 34Определение возраста ребенка на 3-м году жизни
Слайд 35Определение возраста ребенка с 7 до 10 лет
Слайд 36Оценка показателей физического развития.
по центильным таблицам длины тела, массы тела
и гармоничности развития. За основу оценки физического развития берется длина тела ребенка с последующим определением соотношения массы к росту, которое позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка.
Слайд 37Гармоничность развития
По результатам центильных оценок длины, массы тела и окружности груди
дается заключение о гармоничности развития.
если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, т.е.= 0-1 можно говорить о гармоничном развитии,
если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным,
а если разность превышает 3 и более - резко дисгармоничное развитие.
Таких детей необходимо обследовать, так как у них часто имеются нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.
Слайд 38Антропометрические измерения с оценкой ФР
У детей 1-го года жизни
проводятся
1 раз в месяц,
на 2-м году - 1 раз в 3 мес (в квартал),
на 3-м году - 1 раз в 6 мес (в полугодие),
с 4-го года - 1 раз в год.
Слайд 39ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Слайд 40Длина тела-
это основной показатель ФР
Слайд 41Длина тела (рост)
это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических
размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Слайд 42Длина тела
является наиболее постоянным, устойчивым показателем ФР.
Масса тела более вариабельна
и в большей мере подвержены влиянию факторов среды.
Слайд 43Длина тела
Интенсивность её увеличения и окончательный рост генетически детерминированы на 90
– 95%.
Масса тела находится под менее жестким наследственным контролем (коэффициент детерминации около 75%).
Слайд 44Необходимо дифференцировать понятие рост и развитие
Рост - это количественное увеличение
биомассы тела;
Развитие - это качественные и количественные преобразования в организме, обеспечивающие изменение его функций.
Слайд 45Длина тела
Наиболее чувствительный период в реализации генетической программы ФР – возраст
от 4 до 12 лет.
Слайд 46ДЛИНА ТЕЛА
Новорожденный 46-56см
Мальчики 50,7см
Девочки 50,2
Прибавки роста
До 1 года 1 квартал 9
см (по 3 см в мес)
2 квартал 7,5 см (по 2,5 см)
3 квартал 4-6 см (по 1,5-2 см)
4 квартал 3 см (по 1 см)
1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см
Слайд 47ДЛИНА ТЕЛА
Рост в 1 год 75 см
Рост в 4 года –
100 см
<4 лет Рост = 100-8(4-n)
>4 лет Рост = 100+6(n-4)
Рост в 8 лет – 130 см
<8 лет Рост = 130-7(8-n)
>8 лет Рост = 130+5(n-8)
Слайд 48Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том,
что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела.
Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (около 48 кг).
Слайд 49Скачки роста
В тех случаях, когда в различных тканях организма одновременно
наблюдаются ростовые процессы, говорят о “скачках роста”.
Это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.
Слайд 50Скачки роста
Наиболее ярко выражены
на 1-м году жизни
ребенка -«период бурного роста»
В 5-6 ЛЕТ - «ПОЛУРОСТОВОЙ СКАЧОК»
В 13-15 лет - «пубертатный скачок» роста
Слайд 51Скачки роста
на 1-м году жизни ребенка («период бурного роста»):
РОСТ увеличивается
в 1,5 раза
вырастает на 25 см,
М тела увеличивается в 3 раза ,
рост – преимущественно за счет удлинения туловища.
мозг и сердце увеличиваются в 2 раза
Слайд 52В 5-6 лет «период бурного роста»:
в результате которого ребенок достигает примерно
70% Дл. тела взрослого
рост – преимущественно за счет удлинения конечностей.
Слайд 53В 13-15 лет
«пубертатный скачок» роста
как за счет удлинения туловища,
так
и за счет удлинения конечностей
Слайд 54Измерение длины тела
У детей первых 2-х лет
проводится в положении
лежа
с помощью
горизонтального ростомера.
Ребенка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его голова прикасалась к неподвижной планке ростомера.
Ноги ребенка расправляют и придвигают к пяткам подвижную планку ростомера.
По боковой сантиметровой шкале оценивают длину тела.
Слайд 55Рост ребенка старшего возраста (старше 2-х — 3-х лет)
измеряют с
помощью вертикального (станковым) ростомера.
Слайд 57Массу тела
детей до 2-3-х лет жизни
определяют на специальных детских
чашечных, "лоточковых«, горизонтальных весах с max допустимой нагрузкой до 10-25 кг в положении ребенка лежа или сидя.
Для определения массы тела ребенка при взвешивании необходимо вычесть вес одежды и пеленки, которая укладывается на весы.
Слайд 58Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов,
поместив ноги на их узкой части.
С 2-3-х летнего возраста измерение М тела производится на обычных медицинских весах.
Перед взвешиванием весы следует точно отрегулировать.
Взвешивать детей рекомендуется максимально раздетыми.
Слайд 59ОЦЕНКА М тела ДЕТЕЙ ПО ФОРМУЛАМ
В практической работе
педиатра часто возникает необходимость в быстрой и хотя бы приблизительной оценке соответствия массы тела и др. антропометрических показателей нормальным допустимым значениям.
Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы.
Слайд 60
Масса тела
1-е полугодие жизни (до 6 месяцев)
Масса
тела = Масса при рождении+800*n
2-е полугодие жизни (после 6 месяцев)
Масса тела=М при рождении+800*6+400(n-6)
Слайд 61Прибавка массы тела по месяцам
1-й мес – 600г
2-й мес – 800г
3-й
мес – 800г
4-й мес – 750г
5-й мес – 700г
6-й мес – 650г
7-й мес – 600г
8-й мес – 550г
9-й мес – 550г
10-й мес- 500г
11-й мес- 450г
12-й мес- 400г
Каждый последующий месяц на 50г. меньше предыдущего
Слайд 63Масса тела
В 1 год масса тела 10,5 кг
В 5 лет –
19 кг
В 10 лет – 30 кг
< 5 лет Масса тела = 19-2(5-n)
>5 лет Масса тела = 19+3(n-5)
<10 лет Масса тела = 10,5+2n
>10 лет Масса тела = 30+4(n-10)
Формула Воронцова
Масса тела = 3n +посл. цифры возраста
12-15 лет Масса тела = 5n-20
Слайд 64Окружность головы
измеряют сантиметровой лентой, которая накладывается
сзади по затылочным буграм (на
затылочную точку),
спереди проходит по надбровным дугам.
Слайд 65Окружность головы (ОГ)
ОГ при рождении 34-36 см
ОГ в 6 мес
43 см
<6 мес ОГ = 43 -1,5 (6-n)
>6 мес ОГ = 43+0,5 (n-6)
ОГ в 1 год = 46 см
ОГ в 5 лет = 50 см
<5 лет ОГ = 50-1(5-n)
>5 лет ОГ = 50+0,6(n-5)
Слайд 66Окружность грудной клетки
При измерении сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне сосков,
сзади на уровне углов лопаток.
При этом руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное.
Слайд 68Для оценки ФР
используются таблицы параметрического и непараметрического типа.
В таблицах параметрического
типа представлены средние величины массы тела, роста и сигмальные отклонения от них.
Слайд 69В настоящее время чаще используются таблицы непараметрического типа – центильные
которые
являются более объективными и точными, чем параметрические.
Слайд 70Имеются центильные таблицы, зависимости массы тела, роста, окр.головы и гр. клетки
от возраста,
а также соотношений роста и массы
Слайд 71РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (см) ПО ВОЗРАСТУ (мальчики)
Слайд 72ТАБЛИЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ М тела (кг) ПО ДЛИНЕ ТЕЛА (дев)
Слайд 73В центильных таблицах выделен ряд зон, соответствующих частоте данного показателя у
определенного процента детей.
Слайд 74Так, в зоне от 25 до 75% центилей (коридор №4) располагаются
средние показатели ФР, которые встречаются у 50% детей.
Слайд 75В зонах от 25 до 10% прецентилей (коридор №3) находятся величины,
свидетельствующие о ниже среднем ФР (у 15% детей)
и от 75 до 90% (коридор №5) вышесреднем ФР (у 15% детей)
Слайд 76В зонах от 10 до 3% перцентилей (коридор №2)
располагаются
показатели низкого ФР (у 7% детей)
и от 90 до 97% центилей
(коридор №6) располагаются показатели высокого (у 7% детей) ФР.
Слайд 77Величины, находящиеся в более крайних положениях (коридоры №1 и 7), очень
низкое и очень высокое физическое развитие, встречаются соответственно у 3% детей и могут быть обусловлены патологическим состоянием, поэтому у детей с такими показателями необходимо провести детальные антропометрические измерения и включить их в группу, требующую длительного медицинского контроля.
Слайд 81КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
А. При нормальной длине тела (25-75 центиль):
1.Нормосомия, нормальная масса
тела (25-75 центиль);
2.Пахисомия – избыточная масса тела (75-97 центиль);
3.Лептосомия – дефицит массы тела (25-3 центиль).
Б. При избыточной длине тела (75-97 центиль):
1.Гиперсомия – избцточная, но соответствующая данной длине масса тела (75 – 97 центиль);
2.Макросомия – нормальная масса тела (25-75 центиль);
3.Макролептосомия – дефицит массы тела (25 –3 центиль).
В. При недостаточной длине тела (25-3 центиль):
1.Микросомия – избыточная, но соответствующая данной длине масса тела (75-97 центиль);
2.Микропахисомия – избыточная масса (75-97 центиль).
За пределами 3 и 97 центилей находятся «зоны патологии».
Слайд 82Гармоничность развития
Определение гармоничности развития ребенка проводится на основании учета номеров коридоров,
в которых располагаются рост, масса тела, окружности груди в зависимости от возраста ребенка. В случае, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным, а если - 3 и более, то развитие резко дисгармоничное.
Слайд 83Выявления детей с признаками дисгармоничности ФР
требуется повышенное внимание
к анамнезу жизни,
условиям жизни,
объему учебной и
физической нагрузки и т. п.
Слайд 84ОСНОВНЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
Слайд 86СТ
По мнению ряда авторов, разноплановые свойства конституции наиболее интегрально обобщает соматотип
.
Слайд 87Согласно общепринятой в педиатрии схеме выделяют 3 (соматотипа):
микросоматический,
мезосоматический и
макросоматический.
Отнесение к одному из этих соматотипов проводится согласно сумме номеров коридоров одномерных центильных шкал, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки для данного возраста. При сумме баллов до 10, ребенка относят к микросоматическому типу, при сумме от 10 до 16 - к мезосоматическому, от 16 до 21 - к макросоматическому.
Слайд 88Более объективным
методом оценки
конституциональных
особенностей ребенка
является соматотипирование по схеме
Р.Н. Дорохова (1984 г.).
Соматотипирование включает оценку габаритного, компонентного и пропорционального уровней варьирования.
Слайд 89Габаритный уровень варьирования (ГУВ)
является основным в оценке соматотипа.
Для оценки ГУВ
измеряются Д и М тела.
Выделяются три основных соматотипа (МиС-, МеС- и МаС типы) и два переходных соматотипа (МиМеС и МеМаС). Распределение по СТ проводится согласно треугольникам соматотипирования.
Слайд 91Компоненты массы тела
При описании физического развития антропологи часто
используют понятие “компоненты массы тела”. При этом имеются в виду три важнейшие составляющие, из которых сложено тело человека: кости, мышцы и жировая ткань. Ясно, что эти компоненты не исчерпывают всего разнообразия тканей организма, но данная концепция исходит из того, что остальные ткани имеют меньше количественных межиндивидуальных различий.
Слайд 92Компонентный уровень варьирования оценивается по выраженности жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и
костной массы (КМ).
Слайд 93Часто встречающиеся отклонения в физическом развитии
Отставание и опережение в физическом развитии
Слайд 94Следует иметь в виду, что только в случае существенного отклонения от
стандартов можно говорить о нарушениях в темпах роста и физического развития. В этом смысле в равной степени должны вызывать озабоченность как низкий, так и высокий уровень физического развития, хотя причины, их вызывающие, обычно существенно разнятся. Кроме того, при оценке уровня физического развития конкретного ребенка следует учитывать также физическое развитие (длину и массу тела) его родителей.
Слайд 95Отклонения от нормативов физического развития
Выраженные отклонения от нормативов физического развития,
как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии бывает иногда даже менее опасным, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений.
Слайд 96Основные формы нарушения роста
Генетическая патология у 80-85% детей
нарушения роста
Хронические заболевания у 70% детей
нарушения роста
Высокорослость (гигантизм)
>97% перцентиля
Слайд 97Конституциональный (семейный) высокий рост
От высокорослых родителей >180 см
При рождении >75% перцентиля
У
этих детей пропорциональное телосложение
Слайд 98Гипофизарный гигантизм
(аденома гипофиза)
Встречается в любом возрасте,
чаще в школьном
Характеризуются
нескладностью
телосложения
↑ утомляемостью,
↓ сопротивляемостью к болезням
На R-гр. черепа:
↑ размеры турецкого седла,
деструкция его стенок
Дети 11 лет:
здоровый и гигант
Слайд 99Гипофизарный нанизм
(недостаток гормона роста)
Дети 12 лет: здоровый и больной
Слайд 100Низкий уровень ФР
может быть следствием
недостаточности питания или каких-то
его компонентов (вит., незаменимых АМК, МЭ и т. п.),
чрезмерной физической нагрузки,
следствием хр. хаболеваний.
Слайд 101Низкий уровень ФР
служит основанием
для детального мед. обследования ребенка
Исключение патологии
эндокринного аппарата,
сердца и сосудов,
почек и
печени.
Слайд 102Под дисгармоничностью ФР
понимают несоответствие М тела его Р,
а также обхватных
размеров продольным,
проявление женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой гр. клетке) у мальчиков и
мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная маскулинизация) – у девочек.
Слайд 103Дисгармоничность ФР
может возникнуть в результате ранней спортивной специализации
Н-р, у девочек,
занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста.
К развитию дисгармоничности могут вести травмы, полученные в детском возрасте, особенно если поврежден позвоночник.
Это м.оказывать «-» влияние на процессы роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни,
даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены.
Слайд 104Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме
Слайд 105Акселерация
«Акселерация развития» - это
ускорение ростовых процессов,
более раннее созревание организма,
достижение к
периоду зрелости больших размеров тела
Слайд 106Акселерация (ретардация)
Ускорение(замедление) процессов роста и развития, обнаруживаемое при сравнении людей более
поздних и ранних поколений
Слайд 107Акселерация проявлялась !
Увеличением длины и массы тела новорожденных
Р- на
1-2 см
М – на 150-500 г (за 30-40 лет)
2. Большим ростом годовалых детей – на 4-5см,
М – на 1-2кг больше, чем 50 лет назад.
3. Более раннем прорезыванием зубов, сменой молочных зубов на постоянные
4. Более ранним появлением ядер окостенения
5. Ранним половым развитием
Слайд 108В последние 30 лет много обсуждались процессы акселерации, которые отмечались в
развитых странах мира.
Слайд 109Основные теории акселерации
Социально-бытовые условия
Физико-химические теории
Генетические
Сочетанные влияния
Слайд 110Основные теории акселерации
Социально-бытовые условия
(улучшение качества жизни)
алиментарные
Нутритивные
↑ информации-
увеличение информационного потока стимулирует ростовые процессы и развитие организма.
Физико-химические теории
гелиогенная
радиоволновая
магнитная
Космическая радиация
↑ концентрации углекислого газа
Слайд 1113. Генетические
Циклические биологические изменения
Гетерозис
4. Сочетанные влияния
Слайд 112Последствия акселерации
акселерация, происходящая последние 50 лет, имела не только положительные, но
и отрицательные стороны
Слайд 113Последствия акселерации
Ранняя половая зрелость (привела к ранним половым контактам и сформировало
большие социо-культурные, медицинские и педагогические проблемы)
Сокращение периода детства
Ув. детородного возраста у женщин
«омоложение» спортивных достижений
«омолаживание» заболеваний –гипертонич.болезни, сах. диабета,инфаркта….
Слайд 114Делерация
С конца 80-х годов появились сообщения о стабилизации процессов акселерации
и замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже о его делерации.
Слайд 115Делерация сопровождается
Уменьшением антропометрических показателей
Количество низкорослых детей достигло 8%
Стабилизацией ростовых процессов
Приросты
показателей Р и М тела - несущественны
снижением функциональных возможностей
снижением мышечной силы
за последние 20 лет у школьников сила сжатия кисти уменьшилась на 18%
жизненная емкость легких - на 15%
Замедлением омоложения возраста наступления mensis
Слайд 116Причины стабилизации акселерации (возникновения делерации)
Одной из важных задач педиатрии является правильное
понимание всего комплекса морфофункциональных изменений, происходящих в процессе биологического и социального развития ребенка.
Слайд 117Нерациональное и недостаточное питание детей (недостаток вит. И МЭ),
широкая распространенности в
территориях РФ недостатка йода (эндемического зоба)…, Zn
Употребление генетически модифицированных продуктов питания….
Причины не установлены
Слайд 118Трофологический синдром
Грозным симптомом нашего времени становится трофологический синдром, характеризующийся
дисгармоничным ФР,
снижением функциональных резервов,
задержкой полового развития.
Слайд 119Биологический возраст
оценивается:
зубная зрелость ( по числу прорезавшихся постоянных зубов),
скелетная зрелость (
по степени окостенения костей запястья и кисти на R-гр. правой конечности),
половая зрелость ( учет половой формулы).