Аутизм – болезнь XXI века презентация

Содержание

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…. «ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ АУТИЗМ» (1911) : утрата контакта с реальностью в различной степени; недостаток инициативы, отсутствие определенной цели, невнимание ко многим факторам действительности, рассеянность, внезапные идеи и причуды; нарушенные интенсивность

Слайд 1АУТИЗМ – БОЛЕЗНЬ XXI ВЕКА?
Осмина Елена Викторовна
доктор психологических наук,
профессор кафедры «Социология,

психология и культурология»
Ижевского государственного технического университета
имени М.Т. Калашникова
© Е.В. Осмина, 2016



Слайд 2КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ….
«ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ АУТИЗМ» (1911) :
утрата контакта с реальностью в различной

степени;
недостаток инициативы, отсутствие определенной цели, невнимание ко многим факторам действительности, рассеянность, внезапные идеи и причуды;
нарушенные интенсивность и объем внимания;
волевое непостоянство, не исключающее энергичность и настойчивость в достижении отдельных целей;
частые случаи капризного упрямства

Мышление, которое определяется не реальностью, а желаниями и аффектами


Слайд 3КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ….
 Kanner, Leo. Autistic disturbances of affective contact.

Nervous Child. 1943;2:217–250.


Asperger, Hans. Autistic Psychopathy of Childhood. Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankheiten. 1944; 117: 76-136


Слайд 4ВРОЖДЕННАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ОБЫЧНОГО КОНТАКТА…. (Лео Каннер )
Все – из

высокоинтеллектуальных семей (признаки семейной обсессивности; мало теплых матерей и отцов)
Хорошая тонкая моторика, чистое звукопроизношение, нормальная ЭЭГ, физическое развитие – б/о, великолепная механическая память.
Нарушение коммуникативной функции речи.
Специфика речевого развития: затянувшийся период «называния» (существительные, прилагательные, числительные). Формирующаяся фраза – простое попугайничанье. Трудности с местоимениями, эхолалии (в т.ч. отсроченные)
Спонтанная активность значительно ограничена. Поведение управляется тревожно-обсессивным стремлением поддержания тождества.
Отношения с изображениями людей значительно лучше отношений с людьми.
Хороший когнитивный потенциал (оценить сложно, но доски Сегена собирают). Умное выражение лица.



Слайд 5ВРОЖДЕННАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ОБЫЧНОГО КОНТАКТА….

Аутизм – шизофрения:
крайний аутизм
навязчивости
стереотипии
эхолалии



Динамика развития
При аутизме

- крайнее одиночество с самого начала жизни. Главный признак – нет позы готовности при взятии на руки и приспособления к позу взрослого (при sch есть период обычного развития).
Способность устанавливать и поддерживать отношения с объектами, не угрожающих одиночеству и тождеству.
К 9-11 годам отмечается сглаживание многих симптомов, (при шизофрении - нарастание дефекта до разрушения личности)



Слайд 6«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ» Ганса Аспергера
…существенные черты характера, прежде всего душевный склад, открываются только

тому, кто руководит ребенком, кто предъявляет к нему требования быть дисциплинированным и демонстрировать определенные успехи, только тому, кто сам является частью того живого единства, которое возникает между ребенком и его наставником, единства взаимного реагирования в бесконечном количестве осознанных и еще в большей степени неосознанных отношений…..


Если научиться обращать внимание на характерные проявления аутичной личности, то мы не так уж редко обнаружим это психопатическое нарушение в том числе и у детей, особенно в его легком проявлении.

Г. Аспергер





Слайд 7«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ» Ганса Аспергера
Триада симптомов:
нарушение контакта с внешним миром с его

характерными проявлениями во взгляде, голосе, мимике, жестикуляции и моторике;
проблемы с дисциплиной, злобные выходки, педантичность, стереотипии, автоматизмы, характерные для личности в целом;
недостаточная способность усваивать механические знания и навыки на фоне более высоких результатах спонтанной деятельности.


1981:
Lorna Wing (Англия) предложила термины «синдром Аспергера» и «аутический спектр»


Постоянство: уже начиная со второго года жизни основные признаки несомненны и сохраняются в течение всей жизни.


Слайд 8«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: физический облик и феномены самовыражения
Быстро утрачивают младенческую мягкость, хорошо проработанные

и часто утонченные черты лица.
Нет прямого и заинтересованного взгляда («периферийное зрение»).
Мимика и жестикуляция довольно бедны. Пустое и расслабленное лицо. Потерянный взгляд. Множество двигательных стереотипий.
Речь аутистов кажется неестественной, как карикатура, доведенная до издевательства. Речь не обращена к собеседнику, все говорится будто бы в пустоту, аналогично тому, как их взгляд не направлен на собеседника, а скользит мимо него.




Раннее мышление сформировало лицо…

Г.Аспергер



Слайд 9«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: аутистический интеллект
Способность к спонтанной продукции и оригинальности, способность учиться значительно

снижена.
Самобытность языковых формулировок
Нарушение активного внимания
Способность видеть предметы и процессы в окружающем мире с новой точки зрения.
Зрелость художественного восприятия
Особая саморефлексия и умение точно судить о других людях
У детей-аутистов функции собственного тела сами вторгаются в сознание, во многих случаях имеются их нарушения (особенно – сна и процесса приема пищи)
Усиленная личная дистанция, нарушение чувственной реакции у аутистов является хорошей предпосылкой постижения мира при помощи понятий.



Слайд 10«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: поведение в обществе
В семье «акты агрессии» : особая изощренность.

Желание сделать нечто плохое – отсутствует у них очень редко.
Реакции негативистские (основа - бытовая несостоятельность) по форме близки к агрессии.
Занятие маленьких детей-аутистов – стереотипные действия, обычные двигательные стереотипии, ритмичное покачивание, однообразная игра.
В школе: проблемы с учебой, проистекающие из особенностей поведения аутистов; поведенческие проблемы; асоциальное поведение в обществе одноклассников



Основное нарушение:
сужение взаимоотношений с окружающим миром


Слайд 11«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: влечения и чувства
Основной признак – явная дисгармония . Сочетание чрезмерной

чувствительности и
полной бесчувственности.

В большинстве случаев сексуальное поведение обнаруживает себя уже в раннем возрасте – в форме рано начинающейся, интенсивной, упорно сохраняющейся мастурбации, которая не поддается попыткам лечения
отсутствует представление о личной дистанции
отношение к вещам сужено до коллекционирования
отсутствие чувства юмора




Дефект восприятия другого человека


Слайд 12«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: наследственность
В каждом случае (200 детей за 10 лет) были

обнаружены родственные психопатические черты.
Отцы -интеллектуалы. Многие занимают высокое социальное положение
Половые различия: психопат-аутист – это крайний случай мужской интеллектуальности, мужского характера.
Дети-аутисты в соотношении, далеко превосходящем среднестатистическое, зачастую являются единственными детьми в семье. Выражением аутизма в характере родителей является то, что они захотели дать жизнь только одному ребенку. Отсутствие или ослабленное желание иметь детей является характерной чертой, присущей большинству личностей аутистического склада



Слайд 13«АУТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ»: социальная ценность
1) Причины профессиональной успешности:
уверенность и пробивная способность


(как часть спонтанной «активности» аутистов)
суженность интересов

Именно в случае аутистов мы видим – с гораздо большей отчетливостью, чем в случае «нормальных» людей, – что с ранней юности они кажутся предназначенными для определенной профессии, что профессия эта судьбоносно вытекает из их склонностей. ….можно прийти к заключению, что никто кроме аутистов на подобное не способен (Г.Аспергер)


















В подавляющем большинстве случаев они профессионально успешны. Часто занимают высокие посты, добиваются выдающихся успехов. Следствием чего является хорошая социальная адаптация.


Слайд 14ПОСТКАННЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (с 80-х гг. ХХ столетия)
С 1994 – это особый

вид врожденных расстройств у детей.
Признание первичности нарушений развития

Первазивные нарушения – состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникативности, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения


Слайд 15Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)
I. Детский аутизм эндогенного генеза
1.1

Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма)
1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес
1.3 Детский аутизм (процессуальный):
а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)
1.4 Синдром Аспергера (конституциональный)
II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы
III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)
IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)
V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм
VI. Аутизм неясного генеза



Слайд 16РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ (по В.М.Башиной, 1999)


Слайд 17ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ роста частоты встречаемости аутизма


Слайд 18ПРИЗНАКИ ПЕРВАЗИВНОГО РАССТРОЙСТВА
Определяющие признаки:

Аномалии и задержки развития в возрасте до 3-х

лет
Психопатологические изменения в трех сферах (социальное взаимодействие, общение, поведение)




Неспецифические проблемы:

Фобии
Расстройства сна и приема пищи
Вспышки раздражения
Аутоагрессия




Слайд 19ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ (до 1 года)
Отсутствие позы готовности при взятии на руки

и приспособления к позе держащего их на руках человека.
Дефицит совместного внимания (совместный взгляд на предмет, который держит другой человек);
Неспособность понимать простые детские игры (прятки, щекотка)


Слайд 20ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ


Слайд 21 РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ
Каннер Лео. АУТИСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ АФФЕКТИВНОГО КОНТАКТА // ВОПРОСЫ

ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 2010 (10), № 1. C. 85-98 (начало). 2010 (10), № 2. C. 70-90 (окончание).
Аспергер Ганс. АУТИСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ АФФЕКТИВНОГО КОНТАКТА // ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 2010 (10), № 2. C. 91-118 (начало). 2011 (11), № 1. С.82-109 (окончание).
Н.К. Григорьева, С.А. Игумнов, Т.Н. Алыко. ПРОБЛЕМА АУТИЗМА В ДЕТСТВЕ // ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 2010 (10), № 2. С.134-142.
Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.
Сандра Амодт, Сэм Вонг. Тайны мозга вашего ребенка. М.:ЭКСМО, 2012.
Вислоух Анна. Громкая тишина. Обо мне вместе со мной. 2015.
Улицкая Л. Лестница Якова. ООО «Издательство АСТ», 2015.


Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

© Е.В. Осмина, 2016


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика