Слайд 1АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Консультация для родителей
Слайд 2Разработала:
Тарасова Светлана Ивановна
Учитель-логопед
МДОУ «Солнышко»
г. Беломорск.
Слайд 3ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК
В 3 года малыш имеет полное
право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на «кашу» во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
Слайд 4В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали
не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в детском саду или сосед переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.
Слайд 5В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву «р».
А в
6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.
Слайд 6Дефект в пределах нормы
До 3-4 лет в речи ребенка можно считать
допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:
Смягченность (ребенок говорит "масинька" вместо "машинка", "носька" вместо ножка и т.д.).
Отсутствие и замена шипящих звуков "ш", "щ", "ч", "ж" ("косетька" вместо "кошечка", "лосядка" вместо "лошадка" и т.д.).
Отсутствие звука "р", его замена на звуки "л", "ль", "в", "й" ("каова" вместо "корова", "от" вместо "рот", "лак" вместо "рак", "лямаска" вместо "ромашка", "йыба" вместо "рыба").
Замены звуков "к" и "г" на звуки "т" и "д" ("тапля" вместо "капля", "дусь" вместо "гусь").
Замены звонких звуков глухими ("сайка" вместо "зайка" и т.п.).
Смягчение произнесения звука "л", его замена на "й" ("кальбаска" вместо "колбаска", "стуй" вместо "стул" и т.п.).
Пропуск трудных звуков при сочетании согласных ("мачик" вместо "мальчик" и т.п.).
Сокращение длинных незнакомых слов ("ампитура" вместо "температура" и т.п.).
Перестановка звуков или целых слогов ("пыселос" вместо "пылесос" и т.п.).
Слайд 7 Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5
годам.
Малыш начинает осваивать определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь - как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику.
Слайд 8 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и
коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд 9Артикуляционная гимнастика необходима для:
Подготовки артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков;
Преодоления речевых
нарушений;
Тренировки мышц щек, губ и языка.
Слайд 10Артикуляционные упражнения
Статические
Динамические
Слайд 11Статистические упражнения
Умение удерживать определенную позу в течение 5-10 секунд:
«Лягушки улыбаются»,
«Окошечко»,
«Трубочка»,
«Чашечка»,
«Блинчик»,
«Иголочка».
Слайд 13Динамические упражнения
Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка:
«Часики»;
«Качели»;
«Лошадка»;
«Чистим зубки»;
«Вкусное
варенье»;
«Барабанщик».
Слайд 16СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще
и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Слайд 17Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.
Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
С детьми необходимо систематически проводить игры на развитие речевого дыхания и артикуляционную гимнастику, например, самомассаж языка.
Слайд 18Не забывайте развивать МЕЛКУЮ (ПАЛЬЧИКОВУЮ) МОТОРИКУ. Необходимо использовать не только пальчиковые
гимнастики, но и различные игровые самомассажи: шишки, расчески, мячи, валики, лего, карандаши и другие предметы.
Слайд 19Советы логопеда:
Развивать слуховое внимание.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать фонематический анализ.
Слайд 20Методические пособия по развитию артикуляционной моторики:
Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т.
Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Аритикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика».