Слайд 1Клиническая системная арт-терапия
в лечении и реабилитации
психоневрологических больных
НИПНИ им. Бехтерева
Санкт
Петербург 2011
Слайд 2АРТ-терапия
метод психотерапии, в котором основным инструментом являются средства пластических искусств
«Арт-терапия»
( «art» - искусство, «arttherapy») означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. Пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а так же творческого самовыражения – с другой. В настоящее время в АРТ-терапию включаются и такие формы творчества как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
(Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д.Карвасарского)
Слайд 31. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов с целью
выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.
Различные определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные, существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно:
2. Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами протекает в определенных условиях , помогающих создать ощущение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.
3. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художественного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобразительной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.
4. Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной продукции содержание своего внутреннего мира.
Определение АРТ- терапии
(Многообразие подходов)
Слайд 4Психофизиологические основания для АРТ - терапии
МГУ лаборатория нейрофизиологии – исследование нейрофизиологических
факторов здоровых людей
Исследование психофизиологических механизмов цветомузыкальной синестезии
СПб Институт мозга человека –
исследование нейрофизиологических механизмов творческого акта
СПб НИПНИ им. Бехтерева – нейрофизиологические исследования о влиянии проявления художественной экспрессии (свободное рисование) на динамику очага возбуждения при эпилепсии
Слайд 5Виды психотерапии искусством
Согласно международной классификации:
Арт-терапия
Музыкальная терапия
Драма-терапия
Танцевально-двигательная терапия
Виды психотерапии искусством
ИЗО
Фото
Видео
Инстал-ляция
Глина
Песок
Танец
Зерка-ла
Перфор-манс
Драма
Сказка
Маска
Коллаж
Игра
Слайд 6Использование для лечения уже существующих произведений искусства, путём анализа и интерпретации
самим пациентом (70-е гг. пассивная АРТ-терапия)
Побуждение к пациентов к самостоятельному творчеству и при этом сам творческий акт рассматривается как ключевой лечебный фактор
Что и как используется в
АРТ-терапии?
Слайд 7Акцентирование внимания на взаимоотношениях пациент-терапевт.
Средством анализа улучшения для коррекции взаимоотношений является
сам творческий акт.
Продукты ХТ деятельности используются в качестве посредников в коммуникации.
Эклектическое сочетание пассивной и активной АРТ-терапии, где возможны определённые, направленные комбинации в сочетании пассивной и активной АРТ-терапии
Что и как используется в
АРТ-терапии?
Слайд 8Специфические механизмы АРТ-терапии
Креативность
Средство преодоления страха
Момент переживания красоты
АРТ-терапия
выступает, как интегрирующий адаптационный механизм, представляющий человеку активную позицию в отношении возможности взаимоотношений со средой и способствующих гармонизации личности
Отреагирование и сублимация
Снижение защит
Проективное рисование
Механизм занятости
Слайд 9Эффективность АРТ-терапии
Adamson, 1962; Champernowne, 1963; Dax, 1948,1953; Hill, 1945,1951; Reitman, 1950,1954
- отмечают повышение эффективность на 20...30% в лечении психических заболеваний тех пациентов, которые проявляли склонность к художественному творчеству, и работали в специально созданных условиях для такого творчества
Аналогичные данные получены в новых моделях исследований, где арт-терапия является составляющей частью общего лечебного и реабилитационного процесса: Ball, 2000; Gantt, 1998; Greenberg, Pinsof, 1986; Greenberg, Newman, 1996; Hill, 1990,1994; Elliot, Morrow-Bradley, 1994; Rennie, 1992; Rhodes, Greenberg, 1994; Safran, Muran, 1994.
Показано, что используемые в настоящее время подходы к арт-терапевтическим исследованиям подтверждаются количественными и качественными методами. Количественные методы доказывают эффективность связанных с арт-терапией феноменов (Gantt, 1998; Silver, 1996). Качественные методы представлены лонгитюдными, комплексными исследованиями (Bogdan & Biklen, 1982; Fly, 1991; Lincoln & Guba, 1985).
Слайд 10Ответственность в
АРТ-терапии
Свободное рисование при эпилепсии – замещение патологического очага возбуждения
Рисунок
при неврозе – отражение сложных переживаний и осознание субъективно-значимого или навязывание содержания в интерпретациях
Шизофрения – разграничение ролей, театра и реальности или жизнь в иллюзиях
Лечение депрессий – вывод или «зацикливание» на состоянии
Истерия – нахождение адаптивных моделей поведения или постоянное проигрывание негативных шаблонов
Слайд 11Преимущества АРТ-терапии
Лечебно-реабилитационные арт-терапевтические воздействия при психических расстройствах соответствуют условиям организации психиатрической
и психотерапевтической помощи
Может дополнять другие виды лечения
Возможность синхронизации с методологией и ведущей теоретической концепцией общего лечебно-реабилитационного процесса.
Синергичность арт-терапевтических воздействий с лекарственной терапией и иными видами лечения.
Решение конкретных задач, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса, групповой динамикой, стадиями процесса психотерапевтических изменений и видами психических расстройств.
Универсальность – возможность использования при разных психических расстройствах, а также для пациентов с разными психологическими и физическими возможностями.
Слайд 12Экономичность – возможность проведения групповых занятий с большим количеством пациентов.
Возможность воздействия
на разные сферы личности (в большей степени воздействует на физическую сферу)
Возможность выражения переживаний трудновербализуемых, подвергаемых цензуре, осуждаемых, что имеет немаловажное значение при работе с психотиками.
Акцент на сохранных ресурсах личности, включая креативность (восприятие пациента как творца, а не как больного)
Возможность включения пациента в культурную среду, в духовную культуру человечества, позволяя пациенту использовать духовный культурный опыт накопленный человечеством, превращение пациента в субъекта культуры.
Преимущества АРТ-терапии
Слайд 13Уровни лечебного воздействия (Хайкин Р.Б)
Социально-личностный
В основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая
созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
2. Личностно-ассоциативный
Облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
3. Ассоциативно-коммуникативный
Лечебное действие достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном представлении проблем.
4. Социально-коммуникативный
В качестве адаптирующих используются прикладные возможности творчества – А. рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от других аналогичных методов.
5. Физиологический уровень
Учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.
Слайд 14Формы АРТ терапии
Индивидуальная
Семейная
Групповая работа
- закрытая группа
- открытая
студийная группа
- тематическая группа
Слайд 15Постепенное усложнение видов деятельности с повышением нагрузки на различные сферы их
личностного функционирования (учитывающее исходные возможности участников занятий и динамику группового процесса)
Возрастание нагрузки (рассматривается в качестве одного из факторов, стимулирующих личностное самораскрытие больных, развитие у них разных жизненных навыков, а также проявление терапевтического потенциала группы)
Принципы построения АРТ терапевтических программ
Слайд 16Вводная часть, предполагающая оценку состояния и запросов участников занятия на текущий
момент времени, их «разогрев» и настрой на работу
Основная часть, связанная с выбором вида деятельности и темы, индивидуальной или совместной творческой работой с использованием определенных изобразительных материалов, завершается обсуждением произведений;
Заключительная часть, связанная с подведением итогов занятия и, в некоторых случаях, определением плана последующей работы или формулировкой «домашних заданий».
Структура АРТ-терапевтических сессий и циклов
Слайд 17Принципы интеграции основных модальностей в арт-терапии
Маска
ИЗО
Глина
Танец
Коллаж
Драма
Видео
Инсталляция
Сказка
Перформанс
Зеркала
Фото
Коробки
Песок
Игра
Практико-ориентированная работа
Слайд 18Арт-терапия
в клинической практике
Неврозы
Расстройства личности
Органические психические расстройства
Аддикции (включая алкоголизм и
наркоманию)
Детская и подростковая психотерапия
Шизофрения
Аффективные расстройства
Слайд 19Неврозы
Приоритетные задачи
Раскрытие и проработка внутриличностного конфликта
Осознание когнитивных, поведенческих и эмоциональных
стереотипов
Восстановление и совершенствование адаптивных моделей поведения
Поддержка и генерализация терапевтических изменений
Повышение качества жизни
Слайд 25Расстройства личности
Приоритетные задачи
Повышение мотивации больных к лечению и психологической работе
Безопасное эмоциональное
«отреагирование» и осознание актуальных эмоциональных переживаний
Осознание связи эмоциональных реакций и поведения
Коррекция когнитивных, поведенческих и эмоциональных стереотипов
Формирование более адаптивных моделей поведения
Поддержка и генерализация терапевтических изменений
Достижение устойчивой психосоциальной адаптации и повышение качества жизни
Слайд 26Органические психические расстройства (F06.4, F06.6, F06.7)
Приоритетные задачи
Эмоциональная стабилизация за счет
создания условий для безопасного эмоционального самовыражения и эмоциональной поддержки
Повышение мотивации больных к психологической работе и получению лечебных процедур
Поддержка и генерализация компенсаторных механизмов и терапевтических изменений
Формирование более адаптивных и коррекция имеющихся моделей поведения с учетом имеющегося органического дефекта
Развитие комплекса жизненных навыков, развитие моторики
Достижение устойчивой психосоциальной адаптации и повышение качества жизни, адаптация к условиям лечебного учреждения
Слайд 27Аддикции
Приоритетные задачи
Безопасное «отреагирование» эмоционального напряжения
Адаптация к условиям лечебного
учреждения, повышение мотивации больных к психологической работе
Осознание взаимосвязи эмоциональных реакций, когнитивных процессов и поведения
Коррекция неадекватных эмоциональных, когнитивных и поведенческих стереотипов
Развитие более адаптивных моделей поведения, развитие комплекса жизненных навыков
Поддержка и генерализация терапевтических изменений
Достижение устойчивой психосоциальной адаптации и повышения качества жизни
Слайд 28Дети и подростки
Приоритетные задачи
Контакт с пациентом-ребенком и его семьей
Развитие коммуникативных
навыков
Развитие моторики
Развитие эмоциональной компетентности
Доступ к болезненным переживаниям ребенка
Адаптация к условиям лечебного учреждения
Развитие психических свойств и качеств с опорой на сохранные личностные ресурсы
Безопасное эмоциональное «отреагирование» болезненных чувств
Работа с семьей
Развитие более адаптивных моделей поведения с учетом личностных особенностей
Поддержка и генерализация компенсаторных механизмов и терапевтических изменений
Развитие комплекса жизненных навыков
Слайд 35Шизотипические и бредовые расстройства, шизофрения
Приоритетные задачи
Работа с когнитивными нарушениями
Тренировка дифференцированного распознавания
эмоций
Безопасное выражение специфичных мыслей и состояний
Повышение мотивации больных к психологической работе и получению лечебных процедур
Формирование адаптивных моделей поведения с учетом имеющегося дефекта
Формирование компенсаторных механизмов и поддержка терапевтических изменений
Развитие и поддержка комплекса жизненных навыков
Достижение психосоциальной адаптации и повышения качества жизни
Адаптация к условиям учреждения
Слайд 39Аффективные расстройства
Приоритетные задачи
Осознание собственных эмоциональных состояний и реакций
Осознавание взаимосвязи индивидуальных эмоциональных
состояний с вызывающими эти состояния факторами
Эмоциональная стабилизация и организация поведения
Повышение мотивации больных к психологической и психотерапевтической работе
Развитие более адаптивных моделей поведения с учетом имеющегося дефекта
Поддержка терапевтических изменений
Достижение устойчивой психосоциальной адаптации
Адаптация к условиям лечебного учреждения
Слайд 40Формы
арт-терапевтической работы
Индивидуальная
Семейная
Групповая (закрытая группа, открытая студийная группа, тематическая группа)
Слайд 47Структуры программ
в условиях психотерапевтического отделения
Слайд 48Воздействие направлено на симптоматический уровень и решение тактических задач:
Повышение мотивации
больных к психологической работе и получению лечебных процедур
Адаптация к условиям лечебного учреждения
Эмоциональная стабилизация
Организация поведения
Первый блок
Слайд 49Приоритетные задачи:
Личностная реконструкция, связанная с коррекцией неадекватных эмоциональных, когнитивных и поведенческих
стереотипов
Раскрытие и преодоление внутриличностного конфликта
Развитие более адаптивных моделей поведения
Поддержка и генерализация терапевтических изменений
Развитие комплекса жизненных навыков
Достижение устойчивой психосоциальной адаптации и повышения качества жизни
Второй блок
Слайд 50Постепенное усложнение видов деятельности с повышением нагрузки на различные сферы их
личностного функционирования (учитывающее исходные возможности участников занятий и динамику группового процесса)
Возрастание нагрузки (рассматривается в качестве одного из факторов, стимулирующих личностное самораскрытие больных, развитие у них разных жизненных навыков, а также проявление терапевтического потенциала группы)
Общая логика построения программ
Слайд 51Вводная часть, предполагающая оценку состояния и запросов участников занятия на текущий
момент времени, их «разогрев» и настрой на работу
Основная часть, связанная с выбором вида деятельности и темы, индивидуальной или совместной творческой работой с использованием определенных изобразительных материалов, завершается обсуждением произведений;
Заключительная часть, связанная с подведением итогов занятия и, в некоторых случаях, определением плана последующей работы или формулировкой «домашних заданий».
Структура арт-терапевтических занятий
Слайд 52БЛАГОДАРНОСТИ
Автор благодарит участников АРТ терапевтической группы за согласие на открытый просмотр
предоставленных материалов арт-тренинга, а также за помощь в составлении этой презентации и прилагающихся к ней фото и видео альбомов.
Елена Вишневетская
Слайд 55
Пространство арт-терапии
Плоскость
Объем
Динамика
Статика
Ассоциированная
позиция
Дистанционная
позиция
Индивидуальное
Социальное
Слайд 56Практико-ориентированная работа
ПЛОСКОСТЬ И СТАТИКА
Слайд 60Изо
Работа над актуальным состоянием. Начало
Слайд 61Изо
Работа над актуальным состоянием. Окончание
Слайд 64Изо
Результат работы с актуальным состоянием
Слайд 65Изо
Анализ психического состояния
Слайд 66Изо
Поиск эффективных моделей поведения в стрессовой ситуации
Слайд 67Использование изотехник при исследовании самооценки (методика Дембо-Рубинштейн)
Классический вариант теста
Слайд 68Использование изотехник при исследовании самооценки
Реальная самооценка
Слайд 69Использование изотехник при исследовании самооценки
Мечта
Слайд 70Использование изотехник при исследовании самооценки
То, чего можно достичь
Слайд 71Использование изотехник при исследовании самооценки
Видение со стороны окружающих
Слайд 73Использование изотехник при создании своего субъективного пространства средствами компьютерной графики
Слайд 78Постановка проблемы
(Андрей - просто 2 разные )
Слайд 79Создание третьей маски
(Андрей задание 2- убрать цвета)
Слайд 82Маски в семейной терапии
Создание своего образа (Настя)
Создание образа партнера
Слайд 83Создание своего образа
Создание образа партнерши (Ваня – Настю))
Маски в семейной терапии
Слайд 86Техника коллажа
Анализ содержания, наполнение
Слайд 87Анализ содержания, наполнение
Техника коллажа
Слайд 93Сочетание глинотерапии с песочной терапией
Слайд 94Сочетание глинотерапии с песочной терапией
Слайд 95КОРОБОЧНАЯ ТЕХНИКА
Объём и статика
Слайд 97Готовые материалы
Собственные материалы
Изменение образа дома в зависимости от используемых материалов
Коробочная терапия
(Женя)
Слайд 98Коробочная терапия
(Вася)
Ноябрь 2007
Ноябрь 2008
Дополнение/изменение образа дома с течением времени
Слайд 99Коробочная терапия (Женя и Вася (сравнение))
Образ «Я»
Слайд 100Коробочная терапия (соотношение коробочки и дома)
Сопоставление образов «Я»
Слайд 101ДРАМА
СКАЗКА
ПЕРФОРМАНС
Объём и динамика
Слайд 103I. Определение проблемы (отоношения к себе , к дочке , к
Слайд 104II. Взаимное раскрытие, присоединение
Слайд 105III. Создание и проигрывание сценария
Слайд 108Лошадка
Мушкетер
Девочка Женя
Примеры ролей
Слайд 109Проявление ролевой
позиции в перформансе
Слайд 110Динамика ролей во времени
Декабрь 2006
Декабрь 2008
Слайд 111Динамика ролей
во времени
Декабрь 2006
Декабрь 2008
Слайд 115Видеотехника: что это?
Динамика
Объём
Диссоциированная позиция
Слайд 116Видеоряд
Кино
Видеотехника: создание фильма
Звуковая дорожка
Слайд 117Кино
Видеотехника: анализ результатов
Отношение
Содержание
Способ исполнения
Верификация
Слайд 124БЛАГОДАРНОСТИ
Автор благодарит участников АРТ терапевтической группы за согласие на открытый просмотр
предоставленных материалов АРТ тренинга, а также за помощь в составлении этой презентации и прилагающихся к ней фото и видео альбомов.
Елена Вишневетская
Слайд 125Благодарим за внимание!
Приглашаем Вас
к профессиональному и творческому сотрудничеству