Основы дисперсионного анализа презентация

Содержание

План лекции: Актуальность темы. Виды дисперсионного анализа и его характеристики Этапы дисперсионного анализа Формулы для однофакторного дисперсионного анализа Сила влияния фактора Множественные сравнения.

Слайд 1ОСНОВЫ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА
Лекция №9
для студентов 2 курса,
обучающихся по специальности 060609

– Медицинская кибернетика
доц. Шапиро Л.А.
Красноярск, 2015 г.

Слайд 2План лекции:
Актуальность темы.
Виды дисперсионного анализа и его характеристики
Этапы дисперсионного анализа
Формулы

для однофакторного дисперсионного анализа
Сила влияния фактора
Множественные сравнения.


Слайд 3Актуальность темы
Основной целью дисперсионного анализа является исследование значимости различия между

средними при числе сравниваемых выборок больше двух

Слайд 4
Нулевая гипотеза:
В генеральной совокупности групповые средние нормальных совокупностей с одинаковыми дисперсиями

равны между собой



Для проверки этой нулевой гипотезы достаточно проверить по критерию Фишера нулевую гипотезу о равенстве факторной и случайной дисперсии
(в этом состоит метод ДА)

Слайд 5Условия:
изучаемые факторы должны быть независимыми;
распределение выборочных данных должно соответствовать нормальному

распределению или сводится к нему путем соответствующих преобразований
Выборки однородны - выборочные дисперсии не различаются значимо (критерии Кочрена, Левене, Бартлета и т.д.)

х – μ =А+е, где μ – средняя арифметическая генеральной совокупности;
х – конкретное значение переменной;
А – доля отклонения переменной, связанная с влиянием данного конкретного фактора;
е – остаточная часть отклонения, не объяснимая влиянием данного фактора.

Слайд 6Виды дисперсионного анализа и его характеристики
Раздел статистики, изучающий влияние

факторов на изменчивость случайной величины, называется дисперсионным анализом (Р. Фишер).








Д.А. повторных наблюдений.
Д.А. независимых выборок .
Многомерный Д.А.

Слайд 7Признаки, изменяющиеся под влиянием тех или иных причин, называются результативными (зависимыми).
Сами

причины называются факторами (независимые переменные).
Конкретное значение фактора называется градацией (или уровнем) фактора (доза препарата, степень тяжести заболевания).
Градациям (уровням) межгруппового фактора соответствуют независимые выборки объектов.
Градациям (уровням) внутригруппового фактора соответствуют зависимые выборки объектов (повторные измерения).





Слайд 8При однофакторном ANOVA изучается влияние одного фактора на зависимую переменную. Проверяется

одна гипотеза.
Многофакторный ANOVA позволяет проверять гипотезы не только о влиянии каждого фактора в отдельности, но и о взаимодействии факторов.
Пример: двухфакторный ANOVA. Изучается влияние двух факторов А-степень тяжести заболевания, B – пол на содержание гемоглобина. Проверяется три гипотезы:
1. Влияние степени тяжести заболевания (А).
2. Влияние гендерных различий (В).
3. Взаимодействие факторов АВ (зависимость степени влияния одного фактора от градаций другого).


Слайд 9Взаимодействие факторов
Факторы А и В независимы
Факторы А и В зависимы


Слайд 10Пример: трехфакторный ANOVA. Факторы А, В, С. Проверяется семь гипотез:
А

2. В 3.С 4. АВ 5. АС 6. ВС 7. АВС

Двухфакторный ANOVA с повторными измерениями по одному из факторов проверяются три гипотезы:
Влияние внутригруппового фактора.
2. Влияние межгруппового фактора.
3. Взаимодействие внутригруппового и межгруппового фактора.

Степень изменения всех признаков и отклонение их от средней арифметической ряда характеризуется дисперсией D(х):

D(X)=M(X2)-(M(X))2


Слайд 11Dобщ = Dфакт + Dслуч

- критерий Фишера

Если F>Fкр

(при уровне значимости α=0,05), то влияние фактора существенно.

Если F 0,05), фактор не влияет на изучаемый признак.

Однофакторный дисперсионный анализ.
Идея метода - разложить показатель изменчивости признака на две составляющие: изменчивость между группами и изменчивость внутри групп.


Слайд 12Этапы дисперсионного анализа:
Представить данные в виде таблицы.











i –

индекс уровня фактора (от 1 до а);
j – индекс варианты (от 1 до n).

Слайд 13Общее варьирование всех вариант (хij), независимо от того, в какой группе

они находятся, вокруг общей средней характеризуется дисперсией Dобщ.

где N=a∙n– число всех вариант;

dfобщ.= N–1 – число степеней свободы.


Слайд 14Варьирование групповых средних или средних каждого уровня данного изучаемого

фактора вокруг общей средней , характеризуется факторной дисперсией Dфакт.

dfфакт= a – 1– число степеней свободы.
ni – среднее число вариант в каждой группе,
n – если число вариант в группах одинаково.


Слайд 15Варьирование вариант хij внутри каждой группы вокруг каждой групповой средней

характеризует случайная или остаточная дисперсия Dслуч.

df случ =N - a – число степеней свободы.

Причем: (N – a) + (a – 1) = N – 1


Слайд 16Формулы для однофакторного дисперсионного анализа


















Слайд 17Пример. Провести однофакторный дисперсионный анализ для выяснения влияния реагентов на синтез

лекарственного препарата (выход-усл.ед).








2 этапа:
Провести дисперсионный анализ (выяснить влияет ли фактор)
Если фактор влияет – провести попарные межгрупповые сравнения


Слайд 18
Таблица 1

Таблица 2

Слайд 19Вычисления:
Сумма квадратов SSобщ для общей вариации:
Сумма квадратов SSфакт для вариации между

группами:


Средний квадрат, характеризующий факторную дисперсию MSфакт:

(

)

(

)

.

49.5

16



7056



1962

4

1

1

2

2

=


=


=

е

е

е

N

x

x

n

SS

ij

i

фак


Слайд 20Сумма квадратов SSсл для вариации внутри групп:
Средний квадрат MSсл для вариации

внутри групп:

SSсл=SSобщ – SSфак = 59 – 49,5=9,5


т.к MSсл< MSфак,


а Fкрит=3,49 для α=0,05 и dfсл=12 и dfфак=3

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ДОСТОВЕРНО!


Слайд 21Сила влияния фактора
Сила влияния фактора определяется:



где

В

нашем случае



Слайд 22 Вывод: 83% от действия всех факторов приходится на вид

реагента, 17% – приходится на долю случайных факторов.


Для выявления наиболее эффективного реагента построим график


Слайд 23Множественные сравнения
Дисперсионный анализ позволяет установить, существуют ли достоверные различия между отдельными

уровнями фактора (средними арифметическими отдельных групп).
Между какими группами конкретно имеется разница - необходимо выяснить.


n – число вариант в каждой группе.

Отношение разницы d к ее ошибке Sd , т.е. должно быть таким, чтобы оно гарантировало значимость не менее чем при α=0,05.



Слайд 24Коэффициент Q, рассчитан для разного количества групп а и степеней свободы

dfслуч.


d12=4-3,25=0,7; d23=6-3,25=2,75;



Q=4,2 для dfслуч=12 и а=4;



t12< Q, разница не достоверна
t23> Q, разница достоверна


Слайд 25Вывод:
Вид реагента достоверно влияет на выход лекарственного препарата. Наибольшую

эффективность имеет фактор (реагент), градация которого равна F4.

Слайд 26Множественные сравнения
Поправка Бонферрони
если имеется n групп, то уровень значимости





например, при n=3

α=0,05/3=0,017
Критерии:
LSD (наименьшей значимой разности)
Ньюмена-Кейлса
Шеффе
Тьюки и т.д.


Слайд 27Заключение
Таким образом, нами рассмотрены основы дисперсионного анализа, изучающего

влияние факторов на изменчивость случайной величины

Слайд 28РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
Попов А.М. Теория вероятней и математическая статистика /А.М. Попов,

В.Н. Сотников. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 440 с.
Герасимов А. Н. Медицинская статистика: учебное пособие / А. Н. Герасимов. – М. : Мед. информ. агентство, 2007. – 480 с.
Балдин К. В. Основы теории вероятностей и математической статистики : учебник / К. В. Балдин. – М. : Флинта, 2010. – 488с.
Учебно–методические пособия:
Шапиро Л.А., Шилина Н.Г. Руководство к практическим занятиям по медицинской и биологической статистике Красноярск: ООО «Поликом». – 2003.

Слайд 29БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика