Дисперсионный анализ презентация

Содержание

Пусть на некоторый признак Y воздействует фактор X, который имеет m постоянных уровней (градаций). Число наблюдений на каждом уровне n1, n2,…nm. Требуется выяснить, оказывает ли существенное влияние фактор X на изучаемую

Слайд 1Задача дисперсионного анализа:
сравнить две или более выборочные дисперсии и оценить существенность

различий между средними значениями результативного признака в группах.

Используемые критерии:
2 группы – критерий Стьюдента (t-критерий)
Более 2 групп – критерий Фишера (F-критерий)

Дисперсионный анализ


Слайд 2Пусть на некоторый признак Y воздействует фактор X, который имеет m

постоянных уровней (градаций). Число наблюдений на каждом уровне n1, n2,…nm. Требуется выяснить, оказывает ли существенное влияние фактор X на изучаемую величину Y.

Однофакторный дисперсионный анализ


Слайд 3yij – значение результативного признака j-го элемента в i-й группе
i –

номер группы
j – номер элемента, j=1, 2, …, ni
ni – численность i-й группы
yi – средняя величина результативного признака в i-й группе
y – общая средняя результативного признака

Обозначения:


Слайд 4Наблюдаемое значение

где yij – значение результативного признака в j-м испытании при

i-м уровне фактора
μi – среднее значение результативного признака при i-м уровне фактора
μ – общее среднее значение всей совокупности опытных данных
αi=μi-μ - величина, характеризующая влияние i-го уровня фактора на общее среднее значение
ξij=yij-μi – ошибка


Математическая модель


Слайд 5Нулевая гипотеза H0: различия между уровнями фактора не превосходят случайные различия

(исследуемый фактор не влияет на результативный признак), т.е. уровни фактора не влияют на общее среднее значение результата эксперимента

Математическая модель

Альтернативная гипотеза H1: различия между уровнями фактора достоверно превосходят случайные различия (исследуемый фактор влияет на результативный признак).


Слайд 6
Расчетные формулы
1) Групповая средняя
2) Общая средняя
результативного признака


Слайд 7Расчетные формулы
3) Общая сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений
от общей средней


4) Факторная сумма квадратов отклонений групповых средних
от общей средней (межгрупповая сумма квадратов)

5) Остаточная сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений
от своей групповой средней (внутригрупповая сумма квадратов)


Слайд 8Расчетные формулы
SSфакт характеризует влияние фактора
SSост характеризует

воздействие случайных причин

Число степеней свободы:


Слайд 9Дисперсии
6) Общая
7) Факторная
8) Остаточная
9) Критерий Фишера
Если Fнабл>Fкрит, то H0 отвергается.


Слайд 10 Методом дисперсионного анализа определить достоверность генетического влияния отцов на

массу телят при рождении. Принять уровень значимости =0,05.

Пример

Выдвигаются гипотезы:
H0: телята от разных отцов не отличаются по массе при рождении.
H1: телята от разных отцов отличаются по массе при рождении


Слайд 11Загрузить Пакет анализа MS Excel , выполнив действия: Данные → Анализ

→ Анализ данных.
Ввести данные в ячейки A1:F4, как показано на рис. 1.

Решение задачи с помощью Пакета анализа MS Excel

3. Выбрать инструмент «Однофакторный дисперсионный анализ». Нажать кнопку ОК.

Рис. 1.


Слайд 12Ввести в окне диалога в разделе Входные данные: в поле Входной

интервал: $A$2:$F$4; в поле Группирование выбрать: по строкам. Отметить: Метки в первом столбце. Задать Альфа: 0,05.
В разделе Параметры вывода в поле Выходной интервал указать, например, I2. Нажать кнопку ОК. Появятся результаты, представленные на рис. 3.

Решение задачи с помощью Пакета анализа MS Excel

Рис. 2.


Слайд 13Решение задачи с помощью Пакета анализа MS Excel
Рис. 3.


Слайд 141) Метод Дж. Тьюки (1949 г.)
Область применения: проверка нулевой гипотезы при

сравнении групповых средних и равновеликих групп.

Критерий оценки:


Если tQ≥Qкр (α, k=N-a), то нулевую гипотезу отвергают (a – число градаций фактора).

Сравнение групповых средних дисперсионного комплекса


Слайд 152) Метод Г. Шеффе (1953 г.)
Область применения: проверка нулевой гипотезы при

сравнении групповых средних и равновеликих и неравновеликих групп.
Критерий оценки:






Нулевую гипотезу отвергают, если ,

где a – число градаций фактора, Fкр определяют по таблице
для принятого α, k1=a-1, k2=N-a.

Сравнение групповых средних дисперсионного комплекса


Слайд 16Двухфакторный дисперсионный анализ
Результативный признак
x
Фактор
A
Фактор
B
Сочетание факторов
AB
Прочие факторы
e


Слайд 17
Двухфакторный дисперсионный анализ


Слайд 18Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений. Математическая модель


Слайд 19Оценки средних


Слайд 20Суммы квадратов отклонений


Слайд 21Формулы для расчёта дисперсий


Слайд 22Правило проверки гипотез


Слайд 23Пример 1


Слайд 24Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями. Математическая модель


Слайд 25Суммы квадратов отклонений


Слайд 26Оценка средних


Слайд 27Схема анализа и порядок вычисления сумм


Слайд 28Пример 2


Слайд 29
Решение задачи с помощью Пакета анализа MS Excel


Слайд 30Решение задачи с помощью Пакета анализа MS Excel
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
A

– метод содержания

B – качество кормления

Взаимодействие A и B


Слайд 31Исследовать влияние качественного раствора A, который варьируется на четырёх уровнях, на

накопление микроорганизмов.

Пример

Численность группы n1=n2=n3=n4=4


Слайд 32Групповые средние:
1,60; 2,33; 2,08; 1,75
Общая средняя
1,94
Отклонения групповых средних от общей средней
-0,34;

0,39; 0,14; -0,19

Результаты дисперсионного анализа


Так как Fнабл>Fкрит, то влияние фактора признаётся значимым.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика