Слайд 1СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Составитель — к.э.н., доцент
И.Н. Голлай
Слайд 2ПЛАН
1. Основные понятия маркетинга
2. Цели и задачи маркетинга
3. Эволюция концепций маркетинга
4.
Маркетинговые функции
5. Процесс маркетинга
6. Комплекс маркетинга и его инструменты
Слайд 31. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Слайд 4ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МАРКЕТИНГ»
МАРКЕТИНГ
1
2
3
4
5
6
7
8
Вид деятельности (практическая деятельность)
Управленческая функция
Наука о процессе
обмена
Средство обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе
Инструмент формирования рыночной среды и встраивания предприятия в эту среду
Ориентированный на рынок стиль мышления
Философия бизнеса (концепция управления)
Процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей
* По данным Американской ассоциации маркетинга, сейчас имеется более 2000 определений маркетинга.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА
В литературе существует несколько сотен определений маркетинга:
Согласно Американской ассоциации маркетинга
(AMA):
Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю
Основатель теории маркетинга Филипп Котлер утверждает, что:
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена
Слайд 6СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА
market + getting = marketing
Сущностью маркетинга является
процесс обмена, в ходе которого две или больше сторон, чтобы удовлетворить свои запросы, обмениваются друг с другом чем-либо ценным.
Маркетинг – взаимодействие хозяйствующих субъектов по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения нужд потребителей, их потребностей в товарах и услугах и достижение на этой основе целей, стоящих перед предприятием.
Маркетинг – составная часть общей системы управления предприятием, призванная направлять всю его деятельность на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.
Слайд 7МЕСТО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
«То, что фирма думает о своей продукции,
не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чём видит её ценность – вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех».
Питер Друкер
Слайд 8СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ
Современный маркетинг – сложное социально-экономическое явление, которое следует рассматривать как
совокупность различных факторов деятельности, постоянно меняющихся параметров поведения в условиях рынка.
Слайд 9ТОЧКА МАРКЕТИНГА
Точка маркетинга
Рынок продавца
Рынок покупателя
Динамика
предложения
Динамика
спроса
Объём продаж,
ден. ед.
Время, годы
Слайд 10ТОЧКА МАРКЕТИНГА, «РЫНОК ПРОДАВЦА» И «РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ»
Точка маркетинга – ситуация, когда
предложение товаров и услуг впервые начинает превышать уже сформировавшийся спрос и когда возникает потребность в использовании инструментов маркетинга.
Рынок продавца – ситуация на рынке, при которой спрос значительно опережает предложение, вследствие чего для организации сбыта не требуется значительных усилий.
Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение на товары и услуги превышает спрос и потребитель побуждает производителей производить товары в соответствии со своими потребностями.
Слайд 12ИСТОРИЯ МАРКЕТИНГА
(продолжение)
Слайд 14ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
В РОССИИ
Слайд 15ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАРКЕТИНГА В РОССИИ
Наше общество подошло к необходимости маркетинга с
очень необычной стороны – со стороны пустых кошельков перешедших за черту бедности людей и поставленных «на картотеку» предприятий-должников . Сложилась ситуация, когда скорость падения платёжеспособного спроса была существенно выше, чем скорость падения объёмов производства.
В развивающихся рыночных странах потребность в маркетинге начинали испытывать прежде всего производители. В России её первыми ощутили сами клиенты и посредники, у которых неожиданно для них самих скопились товары, ещё недавно сверхдефицитные, а теперь невостребуемые из-за резкого падения покупательной способности клиентуры.
Слайд 16СИТУАЦИЯ СТАРТА МАРКЕТИНГА
В НАЧАЛЕ 90-Х ГГ. XX В. В РОССИИ
Точка
маркетинга
Динамика
предложения
Динамика
спроса
Объём продаж,
ден. ед.
Время, годы
Слайд 17СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СПРОСА
Слайд 18ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Нужда – это надобность в чём-либо, которая должна быть
удовлетворена; базовая характеристика потребности.
Слайд 19ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Потребность – желание, принявшее конкретную форму в соответствии
с культурными, историческими, политическими, экономическими, географическими и прочими факторами, определяющими поведение потребителя в социально-экономической системе.
Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных стоимостных, временных, информационных издержках.
Слайд 20ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Спрос — конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е.
подкреплённая покупательной способностью (потребность, обеспеченная деньгами).
Смена выбора (изменение спроса) может оказаться результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учётом своих специфических потребностей и ресурсов.
Слайд 21ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Покупка — процесс приобретения товара или услуги на
рынке, который включает в себя две основные операции: обмен и сделку. Это результат приобретения права собственности на интересующие покупателя товар или услугу.
Слайд 22ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Сделка — торговая операция между заинтересованными сторонами в
осуществлении процесса купли-продажи товара или услуги; коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами; основная единица измерения в сфере маркетинга.
Сделка предполагает наличие ряда условий:
по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
согласованных условий её осуществления;
согласованного времени совершения;
согласованного места проведения.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Обмен — способ получения от партнёра по купле-продаже
желаемого продукта путём предложения ему другой ценности или услуги.
Для совершения обмена необходимо соблюдение пяти условий:
Сторон должно быть как минимум две.
Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Слайд 24ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Товар — всё, что может удовлетворить потребность или
нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товары могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать потребностям, то есть быть так называемым «идеальным товаром». Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьётся производитель.
Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами.
Слайд 25ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА (окончание)
Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
В
различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются:
самообеспечение – потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым.
децентрализованный обмен – каждый производитель определённого товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров.
централизованный обмен – необходимо появление дополнительного участника обмена – купца и определённого места обмена – рынка.
Слайд 27ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛЕЙ МАРКЕТИНГА
Цели маркетинговой деятельности тесно связаны
с целями фирмы и способствуют достижению последних.
Основные цели предприятия:
Слайд 28ОБЩАЯ ЦЕЛЬ МАРКЕТИНГА
Общая цель маркетинга: обеспечение целей развития организации (предприятия) путём
проведения эффективной маркетинговой политики.
Выделяют также такие маркетинговые цели как:
максимизация выбора потребителей;
2) максимизация степени удовлетворения
потребителей;
3) максимизация качества жизни;
4) максимизация потребления.
Слайд 29ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА (продолжение)
Максимизация выбора потребителей – общественная цель маркетинга, согласно которой
маркетинг должен обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары в точности удовлетворяющие их вкусы.
Максимизация степени удовлетворения потребителей – общественная цель маркетинга, согласно которой для маркетинга более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.
Слайд 30ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА
(окончание)
3. Максимизация качества жизни – общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг
не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
4. Максимизация потребления – общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен максимизировать уровень производства, уровень занятости и, следовательно, благосостояние общества.
Слайд 31ЦЕЛИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И РЫНКОВ (ЧАСТНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ЦЕЛИ)
Существующий рынок
Слайд 32ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
Слайд 33ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 34ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 35ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 36ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 37ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 38ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(продолжение)
Слайд 39ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПРОСА
(окончание)
Слайд 40ВИДЫ МАРКЕТИНГА
Классификация маркетинга может быть проведена по следующим основаниям:
Слайд 41КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА
ПО ВИДАМ СПРОСА
4. Ремаркетинг (стимулирующий маркетинг) –при падающем спросе.
Синхронизирующий маркетинг – при нерегулярном спросе.
Консервативный (поддерживающий) маркетинг – при полноценном спросе.
Маркетинг, побуждающий предложение (демаркетинг) – при чрезмерном спросе.
Противодействующий маркетинг – при иррациональном спросе.
Убеждающий или конверсионный маркетинг – при отрицательном спросе.
Маркетинг, повышающий спрос – при отсутствии спроса.
Развивающий маркетинг – при скрытом спросе.
Слайд 42КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА
ПО УРОВНЮ СЕГМЕНТАЦИИ
(ПО РАЗМЕРУ ОХВАТА РЫНКА)
1. Недифференцированный маркетинг (массовый
охват рынка) – (до 50-х гг. XX в.) не предусматривает деление рынка на сегменты. Рынку предлагается один универсальный продукт по одной цене, но на разных условиях реализации.
2. Дифференцированный маркетинг (товарно-дифференцированный маркетинг) – (в 60-е гг. XX в.) предложение стало ориентироваться на различные группы покупателей, обладающих разными свойствами и вкусами; для каждой группы потребителей фирма разрабатывала индивидуальное маркетинговое предложение.
3. Концентрированный маркетинг (целевой маркетинг) – (в 70-е гг. XX в.) подразумевает производство и реализацию продукции для определённых сегментов рынка; углубление целевого характера маркетинга за счёт деятельности не на всех рыночных сегментах, а на главном из них – наименее изученном и охваченном рынком сегменте («белое пятно» или «рыночное окно»), обладающем хорошей покупательной способностью.
Слайд 43КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА
ИСХОДЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ ОБМЕНА
1. Коммерческий (прибыльный) маркетинг – осуществляется
в организациях, целью которых является получение прибыли.
К основным формам коммерческого маркетинга исходя из сферы его применения относятся: маркетинг товаров потребления, маркетинг средств производства, маркетинг услуг, инвестиционный маркетинг (подход профессора Х. Мефферта).
2. Некоммерческий маркетинг – находит своё воплощение в некоммерческих организациях.
В некоммерческих организациях применение философии и инструментария маркетинга требует более комплексного подхода, что объясняется следующими обстоятельствами:
многообразием целей некоммерческих организаций;
большой степенью зависимости некоммерческих организаций от уровня риска принимаемых решений, который может быть снижен за счёт прибыли;
более пристальным вниманием общественности и государства к некоммерческим организациям и пр.
Слайд 44КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА
ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Маркетинг организации – разновидность маркетинга, основная
цель которого состоит в формировании, поддержании или изменении отношения целевых аудиторий к конкретным организациям (организация и управление общественным мнением).
2. Маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг) – маркетинг, направленный на формирование, поддержание или изменение мнения в отношении отдельной личности.
3. Маркетинг места (маркетинг территорий) – маркетинг в интересах территории, её внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. По уровням объектов своего внимания маркетинг территорий подразделяется на: маркетинг страны, региона, города, локальных мест.
3. Социальный маркетинг – маркетинговая деятельность, связанная с разработкой, реализацией и контролем социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия отдельных слоёв общественности к определённым социальным идеям, движениям или практическим действиям; направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом.
4. Маркетинг идей – маркетинг, связанный с продвижением в массы населения общесоциальных идей, таких, как борьба с алкоголизмом, наркоманией, защита окружающей среды и пр.
Слайд 453. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА
Слайд 46КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
И ЭТАПЫ ЕЁ РАЗРАБОТКИ
Концепция – система взглядов, способ представления
тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности; система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности фирмы или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий.
Концепция маркетинга – научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности фирмы вообще и/или маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом фирмы.
Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:
осуществление стратегического анализа внутренней и внешней среды;
определение целей предприятия и целей маркетинговой деятельности;
обоснование маркетинговой стратегии;
выбор инструментария маркетинговой деятельности в целях достижения запланированных результатов.
Слайд 47КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА)
1) КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Данная концепция предполагает,
что потребители будут покупать такие товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководству необходимо прилагать усилия в сфере расширения производства и распределения товара
Слайд 48КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА (ТОВАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА)
2) КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА
Эта концепция
исходит из предположения, что потребители будут покупать товары наивысшего качества с лучшими эксплуатационными характеристиками и руководству компании следует сосредоточить усилия в сфере совершенствования товаров.
Слайд 49КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТА (СБЫТОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА)
3) КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТА
Потребители не будут
покупать товары той или иной фирмы в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий по сбыту и распространению продукции. Для данной концепции характерна агрессивная, настойчивая реклама и жёсткая продажа.
Слайд 50КОНЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
4) КОНЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
Согласно данной концепции залогом успеха фирмы
служит удовлетворение нужд потребителей более эффективными и продвинутыми способами, чем у конкурентов.
Слайд 51КОНЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МАРКЕТИНГА (продолжение)
С появлением традиционной маркетинговой концепции:
происходит переход от «рынка
продавца», на котором находилось много покупателей и ограниченное количество товаров и услуг, к «рынку покупателя», на котором наблюдается преобладание количества товаров и услуг над количеством потребителей;
концепция ставит маркетолога в начало, а не в конец производственного цикла и интегрирует маркетинг с каждой фазой бизнеса (маркетинг через свои исследования и анализ показывает инженерам, проектировщикам и производителям, ЧТО потребитель желает иметь в конкретном продукте, КАКУЮ ЦЕНУ он готов за него заплатить, ГДЕ и КОГДА он хочет получить продукт);
маркетинг начинает играть ведущую роль в планировании продукта.
Слайд 52КОНЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МАРКЕТИНГА (продолжение)
Согласно концепции традиционного маркетинга, продажа – это средство
общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не процесс продажи.
Маркетинговая концепция обязывает:
производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
любить потребителя, а не свой товар;
не продавать товары, а удовлетворять потребности;
изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности фирмы;
адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
оценивать воздействие конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к фирме;
ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.
Слайд 53КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО МАРКЕТИНГА
5) КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО МАРКЕТИНГА
Данная концепция подразумевает максимальную удовлетворённость потребителей
более эффективными и продвинутыми способами, чем у конкурентов, а также сохранение благополучия и здоровья людей и общества в целом.
Слайд 54КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
6) КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в
том, что объектом управления становятся отношения – коммуникации с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.
Слайд 55КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (продолжение)
При использовании концепции маркетинга взаимоотношений (взаимосвязанный маркетинг, маркетинг
взаимосвязей, коммуникативный маркетинг) функция маркетинга выходит далеко за пределы маркетинговой службы, распространяется по всему предприятию, его подразделениям и охватывает весь персонал, участвующий в процессе создания и сбыта продукции.
Прогрессивность концепции подтверждается тем, что продукты всё больше становятся стандартизированными, а услуги – унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнёров.
Отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и прочими видами ресурсов.
Маркетинг взаимоотношений в отличие от прошлого подхода строится на долгосрочных и развивающихся со временем взаимоотношениях между покупателями и поставщиками, добавляющих ценность обеим сторонам. Стратегические союзы и партнёрства производителей и поставщиков обычно позволяют выиграть всем их участникам.
Слайд 56ЭРЫ В ИСТОРИИ МАРКЕТИНГА
Выделяют четыре эры в истории маркетинга:
1) эра
производства (1860 – 1930 гг.) включает производственную и товарную концепции;
2) эра продаж (1930 – 1960 гг.) включает сбытовую концепцию;
3) эра маркетинга (1960 – 1195 гг.) включает традиционную концепцию маркетинга и концепцию социально-этичного маркетинга;
4) эра взаимоотношений (с 1995 г. по настоящее время) включает концепцию маркетинга взаимоотношений.
Слайд 58ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
Для реализации концепции современного маркетингового подхода к деятельности фирмы используется
функция маркетинга.
Функции маркетинга – это набор видов специализированной деятельности, который включает в себя ряд подфункции аналитического, производственного, распределительно-сбытового и управленческого характера.
Слайд 62ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГА
Процесс маркетинга — упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с
поиском и отбором идей, новых потребностей и воплощением их в товар или услугу, разработкой и сбытом этих продуктов на соответствующие рынки или в торгово-распределительную сеть.
Процесс маркетинга содержит:
1) анализ рыночных возможностей;
2) отбор целевых рынков;
3) разработку комплекса маркетинга;
4) претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Слайд 63ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА
1. Анализ рыночных возможностей предусматривает сбор и исследование информации
о маркетинговой среде, рынках индивидуальных потребителей и рынках предприятий.
2. Отбор целевых рынков предусматривает замеры объёмов спроса, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке.
3. Разработка комплекса маркетинга включает разработку товаров, установление цен на товары, выбор методов распространения товаров и стимулирование сбыта товаров.
4. Реализация маркетинговых мероприятий обеспечивается разработкой стратегических планов и контролем за их выполнением.
Слайд 646. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА
И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ
Слайд 65КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА (МОДЕЛЬ «4P»)
Модель «4Р» была предложена в 1960 г. профессором
Джеромом Маккарти.
В 1964 г. идея была дополнена и конкретизирована профессором Нейл Борденом из Гарвардской школы бизнеса, появилась концепция маркетинга-микса (комплекс маркетинга).
Слайд 66СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
* Все представленные здесь модели представляют собой
упрощённую первоначальную версию концепции Н. Бордена, который рассматривал 12 элементов комплекса маркетинга. Эти элементы он представлял как направляющие линии в маркетинге.
Слайд 67ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
Маркетинговые инструменты – это комплекс мер или действий, направленных
на то, чтобы повлиять на участников рынка и макросреду.
Существует широкий спектр инструментов маркетинга, каждый из которых тесно взаимосвязан с другими:
маркетинговые исследования,
товарная политика,
ценовая политика (цена),
сбытовая политика (каналы сбыта),
политика продвижения (коммуникаций),
сервисное обслуживание и пр.
Слайд 68СОСТАВ ИНСТРУМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
В целом инструменты маркетинга формируют систему маркетинга предприятия,
от эффективности которой во многом и зависит успех деятельности фирмы. Инструменты маркетинга направлены на обеспечение прочных связей между клиентом и предприятием. Они поддаются контролю со стороны организации.
Основные инструменты группируются по функциям*:
товарная политика (продуктовая политика);
ценовая политика (договорная политика);
сбытовая политика (распределительная политика);
коммуникативная политика (политика продвижения).
* В скобках указаны альтернативные варианты наименований соответствующих разделов, формирующих маркетинговую политику фирмы.
Слайд 69ИНСТРУМЕНТЫ
МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Слайд 70ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ПО РАССМОТРЕННОЙ ТЕМЕ:
Чем было обусловлено появление маркетинга?
Какие основные этапы
становления и развития концепции маркетинга можно выделить?
Чем нужда отличается от потребности?
В чем состоит сущность современной концепции маркетинга?
Какие факторы определяют макро- и микросреду фирмы?
Какие основные задачи решает служба управления маркетингом?
Что такое «точка маркетинга»?
Какие этапы маркетингового процесса можно выделить?
Какие функции призван выполнять маркетинг?
Какие элементы комплекса маркетинга можно выделить и какие инструменты они в себя включают?
Слайд 71РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО ДАННОЙ ТЕМЕ (1/1)
Слайд 72РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО ДАННОЙ ТЕМЕ (1/2)