Слайд 2Тема 4. Конкурентные стратегии компании
                                                            
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3План:
Конкуренция и конкурентные преимущества. 
Ключевые факторы успеха и их составляющие. 
Конкурентоспособность
                                                            
                                    организации. 
Основные типы конкурентных стратегий. 
Типы конкурентного поведения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41. Конкуренция и конкурентные преимущества 
На свете нет ничего одинакового, главное
                                                            
                                    – определить, какие отличия имеют значения.
Ласло Бирини, 
известный биржевой гуру, 
президент Birinyi Associates 
Когда голос перемен слышен и глухому, поздно начинать исследование среды.
Кеннет Эндрюс,
профессор социологии Университета штата Северная Каролина (предложил SWOT-анализ для изучения положения компании) 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Научные трактовки категории «конкуренция»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Конкурентное преимущество — это система, обладающая эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство
                                                            
                                    над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии,
                                                            
                                    направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Критерии конкурентных преимуществ
1. заметно выделяться на фоне конкурентов
2. видимость, т.е. различимы
                                                            
                                    покупателями;
3. значимость для потребителя
4.
5. устойчивость
6. прибыльность для компании
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Иерархия конкурентных преимуществ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Причины утраты конкурентных преимуществ 
Ухудшение факторных условий ;
Снижение инвестиционной привлекательности компании
                                                            
                                    и ее инновационного потенциала ;
Снижение способности к адаптации ;
Ослабление конкуренции на рынке ;
Низкие доходы основных групп населения страны.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 113. Ключевые факторы успеха и их составляющие
Ключевые факторы успеха (КФУ) 
это
                                                            
                                    те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая компания должна обеспечить (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной;
это ориентиры для компании с точки зрения возможностей и эффективности при достижении рыночных результатов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 123. Конкурентоспособность организации
Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального
                                                            
                                    удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Конкурентоспособность предприятия 
способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и
                                                            
                                    продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. 
способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов в течение определенного времени.
Конкурентоспособность товара 
способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Методы оценки конкурентоспособности предприятий
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Методы оценки конкурентоспособности предприятий - продолжение
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Методы оценки конкурентоспособности предприятий - продолжение
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Методы оценки конкурентоспособности предприятий - окончание
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 184. Основные типы конкурентных стратегий
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
Основные типы конкурентных стратегий
18
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Лидерство по издержкам:
Редкие природные ресурсы;
Доминирующее положение на рынке;
Высокая капитализация;
Эффективное производство;
Экономия на
                                                            
                                    масштабе;
Ресурсосберегающие технологии;
Сокращение административных и прочих постоянных затрат;
Большой объем продаваемой продукции;
Низкие цены.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Недостатки стратегии лидерства по издержкам
война цен;
методы снижения издержек легко воспроизвести;
чрезмерное увлечение
                                                            
                                    снижением издержек – упущение ценности;
технологический прорыв или создание более экономичной модели цепочки создания ценности сведет к нулю завоеванное преимущество;
«привязка» компании к используемой технологии и текущей стратегии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Стратегия дифференциации
отличие от остальных в отрасли;
существование в пределах одной отрасли нескольких
                                                            
                                    лидеров;
требует определенного увеличения издержек;
большие инвестиции в исследования и разработки;
обеспечение высокого качества;
использование дорогого сырья.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Типы дифференциации
отличительные вкусовые качества, 
специфические свойства, 
быстрая скорость обслуживания,
 поставка товара
                                                            
                                    не более чем за 48 часов по всему миру и в случае нарушения сроков — поставка бесплатно, 
больше ценности товара за те же деньги, 
отличия в дизайне и отделке, 
престижность и отличимость, 
надежность и безопасность, 
качество исполнения, 
технологическое лидерство, 
полномасштабный сервис, 
полный ассортиментный ряд продуктов, 
высокий имидж и репутация.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Преимущества стратегии дифференциации
приверженность потребителей к определенной торговой марке - защита от
                                                            
                                    конкурентов; 
уникальность товаров или услуг - препятствие на пути новых конкурентов; 
создаваемая дифференциацией более высокая доходность дает известную защиту от поставщиков;
товарам и услугам - нелегко найти замену; 
у потребителей ограниченный выбор и ограниченная возможность сбивать цены.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Недостатки стратегии дифференциации 
покупатели могут пренебречь качеством и отдать предпочтение низкой
                                                            
                                    стоимости; 
изменчивость вкусов покупателей – устаревание уникальных особенностей компаний; 
имитация товаров и услуг конкурентами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Стратегия оптимальных издержек
стремление одновременно достичь преимущества как по издержкам, так и
                                                            
                                    за счет дифференциации товара;
сочетание борьбы за увеличение доли рынка с борьбой за захват определенного сегмента рынка;
целевая аудитория – чувствительные к цене покупатели;
конкурентное преимущество – высокое качество товара при низких издержках.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Недостатки стратегии оптимальных издержек
Риск оказаться зажатым между компаниями, стремящимися к лидерству
                                                            
                                    по издержкам, и компаниями, проводящими политику дифференциации продукта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Стратегия фокусирования (нишевая)
Ориентация на очень узкий сегмент;
Целевой сегмент определяется географическим положением,
                                                            
                                    особыми требованиями к использованию товара или его характеристиками;
Обеспечивает конкурентные преимущества, если издержки компании ниже, чем у конкурентов, а продукция отвечает запросам потребителей лучше, чем продукция конкурентов;
Удобна, если есть сегмент рынка, требующий специфических свойств товара или возможностей продавца.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Недостатки стратегии фокусирования
всегда есть вероятность того, что конкуренты найдут пути приблизиться
                                                            
                                    к действиям компании на узком целевом сегменте;
требования и предпочтения потребителей целевого сегмента постепенно распространятся на весь рынок;
сегмент может быть настолько привлекательным, что вызовет внимание множества конкурентов, которые, начав работать на нем, значительно снизят его прибыльность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Конкурентные стратегии по Джеку Трауту и Элу Райсу
Оборонительная война - для
                                                            
                                    лидера рынков
Наступательная война - для ближайшего преследователя лидера
Фланговая война - для середнячков отрасли
Партизанская война - для небольших нишевых игроков
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Оборонительная война
Принцип обороны №1: Оборонительная война — игра только для маркетингового
                                                            
                                    лидера.
Принцип обороны № 2: Лучшая стратегия обороны — это мужество атаковать самого себя.
Принцип обороны № 3: Сильные шаги конкурентов всегда нужно блокировать.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Наступательная война
Принцип наступления №1: Главное, что нужно принимать во внимание, —
                                                            
                                    это сила позиции лидера.
Принцип наступления № 2: Найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его.
Принцип наступления № 3: Проводите атаку на возможно более узком фронте.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Фланговая война
Принцип фланговой войны № 1: Хороший фланговый маневр должен быть
                                                            
                                    направлен на еще не оспариваемую территорию.
Принцип фланговой войны № 2: Тактический сюрприз должен быть важным элементом плана. 
Принцип фланговой войны № 3: Преследование противника так же важно, как и сама атака.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Виды фланговых стратегий:
Фланговая атака низкой или высокой ценой - смещая продукт
                                                            
                                    в более высокую или низкую ценовую категорию;
Фланговая атака меньшим или большим размером продукта - изменяя привычный потребителю размер продукта;
Фланговая атака формой продукта - через создание непривычной потребителю формы (визуальных характеристик) продукта;
Фланговая атака составом - через инновации в химическом составе продукта (калорийность и т.п.);
Фланговая атака распределением - через использование новых каналов дистрибуции.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Партизанская война
Принцип партизанской войны № 1: Найдите достаточно маленький сегмент рынка,
                                                            
                                    который вы смогли бы защищать.
Принцип партизанской войны № 2: Какого бы успеха вы ни добились, никогда не ведите себя как лидер.
Принцип партизанской войны № 3: Будьте готовы свернуть свои дела в любой момент.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Виды партизанских стратегий:
Географическая партизанская война - концентрация на одном географическом сегменте;
Демографическая
                                                            
                                    партизанская война - концентрация на определенных узких слоях населения;
Отраслевая партизанская война - для компаний b2b сегмента, концентрация на клиентах из определенной отрасли;
Продуктовая партизанская война - концентрация на уникальных в своем роде продуктах;
Партизанская война в высших секторах рынка - высокие цены делают товар «заметным», это позволяет привлечь внимание к тому, что такого уникального умеет продукт и почему он так дорого стоит;
Создание союзников - объединение усилий с другими небольшими участниками рынка для взаимного дополнения; типичным вариантом является построение франчайзинговой сети.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 38Виоленты 
крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской
                                                            
                                    базой;
деятельность ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности;
обладают высоким инновационным потенциалом;
могут выступать в роли новатора и инноватора (в зависимости от этапа развития).
«Дешево, но прилично»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Этапы развития виолентов (Х. Фризевинкель)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Патиент
фирмы, вставшие на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей;
специализируются на
                                                            
                                    выпуске уникальных новинок;
занимают узкую рыночную нишу и обслуживают нестандартных потребителей;
конкуренция в занимаемом сегменте невысока
«Дорого, зато хорошо»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Коммутанты
имитируют новинки или предлагают новые виды услуг на базе новой продукции;
производство
                                                            
                                    легальных копий продуктов известных компаний;
повышенная гибкость коммутантов позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.
«Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы!» 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Эксплеренты
создание новых или с радикальное преобразование старых сегментов рынка;
постоянная разработка радикальных
                                                            
                                    новшеств;
это малые инновационные фирмы;
инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы;
это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса.
«Лучше и дешевле, 
если получится»