Слайд 1Тема 2.
История Public Relations
Слайд 2В IV в. до н.э. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, -
"Риторика" Аристотеля.
В ней представлен глубокий системный
анализ искусства убеждения, который позволяет современным специалистам Public Relations находить там идеи, считающиеся «ноу- хау» или достижениями нового времени.
Исторические предпосылки возникновения Public Relations
Слайд 3
Риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого
данного предмета.
Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой.
Слайд 4Аналитика
+
Диалектика
=
Риторика
Риторика
как процесс убеждения
Нетехнические
способы и приемы
Технические
методы
Слайд 6Американский сценарий развития PR
Слайд 71. Начало ХХ века (PR- благотворительность − мировая политика − бизнес).
Официально
признанным началом развития Public Relations-деятельности считается 1906 г., когда Айви Ледбеттер Ли открыл в Нью-Йорке первую консультацию по связям с общественностью.
В 1922 г. Уолтер Липпман, журналист и социолог, выпустил книгу «Общественное мнение».
Этапы в становлении американской модели PR:
Слайд 8
В 1922 г. Эдвард Бернейз прочитал первый курс по Public Relations
в Нью-Йоркском университете.
Одно из самых первых специализированных Public Relations-агентств — «Hill & Knowlton» — было создано в 1927 г. в Кливленде.
Его основатели : Джон Хилл и Дон Ноултон.
Это агентство ныне является одним из двух самых крупных американских PR-агентств.
Слайд 9
2. 1930-е гг. (Public Relation − социальная политика − бизнес).
По ряду
объективных причин до конца 20-х гг. деятельность по Public Relations не стала в США массовой.
После 1929 г. в США открылся целый ряд консультаций по Public Relations.
Йельский, Колумбийский и Гарвардский университеты создали институты и кафедры Public Relations.
Слайд 10
3. После 1945 г. (Public Relation − имидж политика).
После Второй мировой
войны в значительной степени благодаря PR началось инвестирование средств в такие сферы, как образование, здравоохранение, нужды местных общин и федеральные программы.
В 1940 г. начал регулярно издаваться «Public Relations Journal».
Принятие этического кодекса (первый, краткий вариант— в 1954 г., более полный — в 1959 г.).
Слайд 11
Активное развитие Public Relations в ХХ в. можно связать с рядом
следующих предпосылок:
1. ХХ век – эпоха массового производства и потребления.
2. Существенно возрастает роль и значение общественного мнения в политике и бизнесе.
3. Активно развиваются информационно-коммуникативные технологии.
Слайд 12
1. Модель PR как паблисити.
Цель Public Relations на этом этапе —
пропаганда.
Коммуникация однонаправленная, причем соответствие ее содержания истинному положению вещей не слишком существенно.
Исследования малозначимы.
Этапы мирового развития PR
Джеймс Грюниг и Том Хант (1984)
Слайд 13
2. Модель PR как информирование публики.
Целью Public Relations является распространение правдивой
и по возможности полной информации.
Коммуникация продолжает оставаться однонаправленной.
Роль исследований невелика, изучаются «читабельность» материалов и потенциальная аудитория.
Слайд 14
3. Двусторонняя асимметричная модель PR.
Убеждение, поставленное на научную основу, — основная
задача Public Relations.
Коммуникация двусторонняя, однако несбалансированная (организации не меняются сами, но пытаются изменить взгляды публики).
Значимость исследований существенно повышается, преимущественно изучаются установки публики.
Слайд 154. Двусторонняя симметричная модель PR.
Основной целью на этом этапе является взаимопонимание.
Процесс коммуникации двухсторонний, субъектами взаимодействия могут быть группы, исследуется преимущественно понимание.
Исследования значимы.
Слайд 16Первая модель используется примерно в 15% организаций, занимающихся PR, — в
продвижении на рынок новых товаров.
Вторая модель характерна для половины всех организаций, в особенности для правительственных и некоммерческих.
Третья (20%) используется PR-агентствами и в тех видах бизнеса, где велика конкуренция.
Примерно 15% всех организаций используют четвертую модель. Крупные фирмы, деятельность которых должна соответствовать представлениям о «социальной ответственности».
Слайд 17
В России обучение по специальности "Связи с общественностью" началось лишь в
начале 1990-х.гг.
К концу 1990-х гг. лицензию на профподготовку таких специалистов получили около 20 вузов страны.
Становление PR в современной России
Слайд 18Российская Ассоциация по связям с общественностью была создана в1991 г. как
общественная некоммерческая организация с правами юридического лица.
Система РАСО
Слайд 19Учредители Ассоциации:
Союз журналистов СССР,
Ассоциация работников рекламы,
Журфонд РСФСР,
Секретариат
ООН,
Торгово-промышленная палата РСФСР,
Российская товарно-сырьевая биржа,
Московская товарная биржа,
Росвнешторг, Внешторгреклама,
Посольство СССР в США,
Управление информации МИД СССР,
МГИМО МИД СССР,
Агентство экономических новостей.
Слайд 20В 1991-1993 гг. РАСО активно развивает контакты с международным PRсообществом.
В 1995
году РАСО осуществляет программу развития и укрепления связей с регионами. Созданы отделения РАСО в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
В 2000 году При поддержке РАСО опубликовано первое специализированное издание - журнал "Советник".
В 2001 году РАСО приняла Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. 18 октября он был опубликован и вступил в силу.
Слайд 21В 2003 году Министром труда и социального развития РФ было подписано
постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР.
Процесс государственной регистрации профессии начался в 2001 г. по инициативе РАСО.
Государственное признание вывело связи с общественностью из разряда теневых профессий.
В 2006 году началось формирование Национальной пиарбиблиотеки РАСО.