Слайд 1Существует несколько определений понятия «информация». Приведем одно из них. Информация —
это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текстов, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и
Тема11: Информационное обеспечение товародвижения.
Слайд 2Информатика — наука, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы,
связанные с ее сбором, хранением, поиском, передачей, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. Другими словами это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров.
Информатика
Слайд 3Одним из важнейших разделов информатики является информационная технология — это совокупность
конкретных технических и программных средств, а также приемов работы, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и товарной.
Информационная технология
Слайд 4Однако с информационными технологиями вы познакомитесь во второй части курса, а
сейчас разберем методологические положения, в основе которых лежит учение о товарной информации.
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности. Информация о товаре, кроме основной функции — информировать потребителя о потребительной стоимости товаров, выполняет и такие важные функции, как экономическая и нравственно-воспитательная.
Слайд 5Экономическая функция информации о товаре заключается в формировании его потенциального потребителя;
ведь без потребителя нет спроса. Наличие соответствующей информации облегчает покупателю выбор товара и тем самым оказывает воздействие на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производством и потребителем, способствует освоению и расширению товарного рынка, идентификации товарного обращения, ускорению научно-технического прогресса в сфере товарного производства. Очевидно, что чем выше уровень информационной службы о товаре, тем выше экономическая эффективность товарного обращения, всего общественного производства.
Нравственно-воспитательная функция информации о товаре проявляется в том, что она способствует формированию более высокого культурного, эстетического и нравственного уровня потребления.
Определение и функции
Слайд 6В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:
основополагающую,
коммерческую
потребительскую.
Виды и формы товарной информации
Слайд 7Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение
для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятия-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД РФ и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховой код.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования или эксплуатации, безопасности, надежности. Красочные изображения на товаре также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Слайд 8Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной
информации:
словесную,
цифровую,
изобразительную,
символическую и
штриховую.
Каждая из указанных характеризуется как преимуществами, так и недостатками. Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную, цифровую, изобразительную, символическую и штриховую. Каждая из указанных характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
формы товарной информации
Слайд 9Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на
соответствующем языке.
К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость: для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
Слайд 10Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех
случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара, или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов, либо иных изображении. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей.
Слайд 11К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и
эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
Слайд 12Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.
Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Слайд 13К товарной информации предъявляются следующие основные требования: достоверность, доступность и достаточность.
Эти требования обозначают как «три Д».
Первое «Д» - достоверность - предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма их предоставлении, вводящих потребителя в заблуждение.
Недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как, информационная фальсификация.
Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.
Требования, предъявляемые к товарной информции
Слайд 14Второе «Д» - доступность - связано с принципом информационной открытости и
сведений о товаре для всех пользователей.
В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.
Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Слайд 15Востребованность - требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность
изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Понятность - требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сырсычужный, маргарин и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).
Слайд 16Третье «Д» - достаточность информации - может трактоваться как рациональная информационная
насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Нenoлная информация - это отсутствие определенных сведений о товаре. Излишняя информация - это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей.
Слайд 17информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления; это определение несколько отличается от данного на первой лекции[1].
информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
Существуют следующие трактовки ряду понятий в области информационного обеспечения:
Слайд 18Информационное обеспечение товародвижения предполагает оперативный сбор, обработку, хранение и преобразование информации
о потоках товародвижения и включает ряд операций по организации непрерывного сбора и накапливания этой информации с целью образования единой информационной базы, обеспечивающей однократный ввод в систему исходных данных и многократность их использования при решении различных управленческих и организационных задач.
Информационную базу процесса товародвижения составляют учетно-аналитические данные. Учетные показатели фиксируют определенные моменты состояния потоков при первичной обработке различных документов (приходных и расходных накладных, графиков рабочего времени, реестров, ордеров и др.). Аналитические данные вырабатываются на основе учетных и включают показатели планов, текущие сведения о состоянии потоков товародвижения, отчетные сведения.
Слайд 19Целью оперативного управления является достижение наилучших показателей его деятельности при обеспечении
высокого качества обслуживания клиентов.
Достижение цели управления предполагает решение ряда задач: организации оперативного учета и контроля за потоками товародвижения, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также торгово-технологическим процессом, изучения и прогнозирования спроса населения, планирования торгово-оперативной деятельности.
Целью оперативного управления
Слайд 20управление товарными запасами;
контроль за выполнением плана товарооборота;
анализ и планирование структуры товарооборота;
управление
материально-техническим снабжением и транспортом;
управление финансовой деятельностью;
управление кадрами,трудом и заработной платой;
управление торгово-технологическим процессом.
Исходя из целей оперативного управления товародвижением, можно сформулировать конкретные его задачи: