во время презентации.
Искусство рассказывания Историй,
о котором не написано книг,
и нет информации в Интернете!
1
1
3
4
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И БИО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСТОРИИ
С раннего детства каждый человек становится слушателем магических историй – сказок, былин и сказаний. Как правило, это «сказки на ночь». На бытовом уровне первыми рассказчиками чаще всего бывают мамы и бабушки. Когда мама или бабушка рассказывают сказки, главное значение имеют голос, тон и ритм речи, а смысл рассказанного уходит на второй план. Особая атмосфера доверия и безопасности, мягкий уход ко сну формируют изначально доверительное отношение к любому устному рассказу, который звучит как ИСТОРИЯ.
Впоследствии, у взрослых спонтанный интерес и доверие к ИСТОРИЯМ закрепляются на подсознательном уровне, поэтому все интересные книги и телесериалы создаются по определенному сценарию.
5
6
3.1. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИИ:
Если вы рассказываете вашу Историю устно, вы можете это делать в двух вариантах:
- в реальном режиме, в присутствии аудитории, или
- в видеозаписи, которую аудитория будет просматривать в вашем отсутствии.
Это принципиально! Работая «вживую», у вас есть возможность управлять аудиторией с помощью невербального языка или меняя ваш рассказ по ходу повествования. В случае просмотра видеозаписи вашей Истории, аудитория полностью контролирует ситуацию, и как правило, они смотрят вашу видеозапись «на своей территории» - то есть дома на личном компьютере, поэтому ваша видеозапись должна быть безупречной
Если вы излагаете вашу Историю в виде письменного текста – это точно означает, что у вас нет прямого контакта с аудиторией. Кроме того, у вас нет такого мощного инструмента, как невербальный язык. Зато у вас есть преимущества при условии, если вы владеете «копирайтингом» - искусством написания «продающих текстов». В этом случае вы мастерски управляете вниманием и восприятием аудитории с помощью знаков препинания и особых методов создания креативных текстов. Это аналоги невербального языка в устной Истории.
7
4. ПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ, ИЛИ ПРОДАЮЩИЙ ТЕКСТ
Существуют коммерческие тексты и некоммерческие. Конечно, это условное деление. Например, хорошая художественная книга отлично продается – становится «бестселлером» по причине повышенного интереса со стороны аудитории.
Но в нашем случае я бы отнес художественную литературу к некоммерческим текстам.
Коммерческие тексты – все рекламные, информационные, имиджевые и прочие тексты компании или отдельной личности, так или иначе направленные на повышение продаж, или на завоевание внимания и доверия вашей аудитории . При этом, я разделяю тексты напрямую способные повлиять на продажи (аннотации на продукты, рекламный буклет и т.п.) и влияющие косвенно (через повышение доверия к бренду, имиджу, значимости продукции, интересу к личности и т.д.).
Хорошие, эффективные тексты я называю «продающими». Плохо написанные тексты – «непродающими». Это важно для составления критериев оценки написанных текстов.
Письменная История – основной инструмент завоевания вашей аудитории в Интернете
Устная и письменная История подчиняются одним и тем же законам Storytelling, поэтому все, что будет написано ниже по поводу письменной Истории, имеет одинаково важное значение и для устной Истории.
8
Таким образом, мы можем говорить о главном критерии качества “продающих текстов” – в них должна быть ИСТОРИЯ
Например, непродающие Истории аудитория часто даже не дочитывает и не дослушивает до конца, потому что они не оставляют "душевного следа", не "цепляют" и "никуда не ведут" .
Совсем другое дело Продающие Истории: их интересно читать, они захватывающие и побуждают к действию.
Но как именно работают продающие Истории?
Ответ - они никогда ничего не продают "напрямую", но они всегда порождают энергию или эмоцию в аудитории. Это может быть преодоление конфликта, неожиданный и интересный выход из какой то сложной ситуации или крайне важная и полезная информация, основанная на личном опыте других
Таким образом, продающая история должна порождать эмоцию!
9
Захватывающая История:
- есть сюжет: начало, кульминация и развязка
- есть главный герой
- есть конфликт, который успешно преодолевает главный герой
- есть диалог с читателем (паузы, акценты, вопросительные предложения)
- есть "триггерный" абзац или предложение (которые включают внимание читателя)
- по ходу главной истории могут быть несколько вспомогательных историй-свидетельств
Порождает эмоцию/энергию:
- в процессе прочтения у читателя улучшается настроение, возникают чувства важности, вовлеченности, душевный подъем и т.д.
- читателю хочется поделиться вашей историей
- читатель чувствует прилив энергии и хочет действовать
4.1. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ
- она захватывающая
- порождает эмоцию/энергию
- написана в хорошем стиле
10
5. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ
Это подобно тому, как вы обираетесь приготовить борщ. Вы идете в супермаркет и покупаете все необходимое, чтобы получился именно борщ, а не салат, рагу или жареный картофель!
Точно также вы набираете инструментарий для создания правильного текста: о чем будет текст? Какова его цель? Кто будет главный Герой? Какой конфликт он будет преодолевать? Как победит? Какими словами и выражениями вы будете оперировать? Как будет развиваться интрига и какова будет развязка?
11
А. Пишите просто. Избегайте причудливых и вычурных оборотов:
Стройте простые фразы и предложения. Сложные деепричастные и причастные обороты – ловушка для начинающего копирайтера! Написав «скелет» из простых фраз и предложений с минимумом знаков пунктуации и преобладанием только глаголов и сказуемых, вы впоследствии сможете нарастить на него «мясо» в виде прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Однако не пользуйтесь простонародными выражениями и «словечками»! Это может сыграть с вами плохую шутку. Любая аудитория желает выбирать себе Влиятеля по признаку превосходства, а не «в доску своего парня».
В. Представьте перед собой мысленным взором вашу аудиторию:
Для кого вы пишите? Вы видите их глаза? Что вы пытаетесь до них донести? Включите диктофон. Произнесите вашу речь устно и запишите ее. И только потом приведите ее в текстовой формат. Устная История только на 25% построена на словах, остальные 75%, гораздо более важны - это ваши позы, мимика, жесты и взгляд – то есть «невербальный язык». Устная История – это всегда диалог, вы все время общаетесь с аудиторией. Человеку намного легче изъясняться устно, потому что это более древний навык. Письменность возникла намного позднее. В отличие от устной Истории, письменная История в качестве дополнительных инструментов влияния использует вопросительные предложения (диалог с аудиторией), мы расставляем акценты с помощью пауз (знаки препинания, восклицания, вопроса и тире), мы украшаем нашу историю сложными причастными и деепричастными оборотами, умело подбирая слова, и используя безукоризненный стиль.
12
D. В центре интересной Истории – действующее лицо, главный Герой, который преодолевает конфликт:
«Действующими лицами» могут быть: компания, дистрибьюторы, партнеры, клиенты, Президент компании, новый продукт, новая акция, новые технологии и т.д. С кем или чем борются эти «герои»? Что они преодолевают? Какие виды конфликтов могут существовать? Если Герой – человек, самые частые виды конфликтов:
- герой против другой личности
- герой против природы или технологии
- герой против общества
- герой против себя самого, или себя самой
- герой против угрозы человечеству
- герой против бюрократии или предрассудков
Только за развитием и разрешением конфликта аудитория следит пристально. Все остальные истории малоинтересны!
E. Главный абзац (триггерный абзац)
В вашей Истории должен быть главный абзац, прочитав который, читатель обязательно дочитает весь текст до конца. Этот абзац не должен быть первым абзацем. Он может быть третьим или четвертым, в зависимости от длины вашей истории и сюжета. Но, как правило, именно в этом абзаце вы обозначаете конфликт, который приковывает внимание читателя и заставляет его вернуться в начало текста и перечитывать его внимательно до самого конца.
13
14
А. Композиция и сюжет прежде всего!
В текстах нет сюжета. Кто главный герой? С чем он борется? Какие препятствия преодолевает? Как победит? Главный герой и сюжет обязательно должны быть! Не имеет значения – будет ли это человек, которому нужно попасть на какое то мероприятие. Или это просто новые продукты или сервис для клиентов.
Всегда должен быть главный Герой, который преодолевает конфликт!
В. Нет диалога с Аудиторией
Если вам трудно начать – начните с вопроса-обращения к аудитории:
“Доводилось ли вам когда либо…?”
“Не правда ли, мы все заждались весенних деньков?”
Это сразу включает внимание вашего читателя, и далее вы проводите его через ваш сюжет. Так рождается и поддерживается интрига!
15
D. Приписывайте авторство авторитетным людям:
Если вы хотите использовать точное и однозначное определение, вы можете вложить эту оценку в уста авторитетных людей:
«Президент отметил, что это было «удивительное событие»!
Или другая известная личность, так или иначе одобрившая какое событие или акцию:
«Даже известный артист не остался равнодушным»!
Это интригует! Если уж известный артист не остался равнодушным, тогда нам всем точно следует туда попасть и посмотреть!
16
6. ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБУЧЕНИЯ
1. Анализируйте не только креативные тексты профессионалов в Интернете, но и тексты обычных людей в блогах и соцсетях;
2. Анализируйте тексты ваших партнеров и знакомых, а также коллег по обучению;
3. Анализируйте свои тексты;
4. Читайте чужие истории, рекламные тексты и наблюдайте свои внутренние реакции (вас цепляет? Что именно вызывает интерес? Что «трогает душу»? Что, наоборот, вызывает неприятие или равнодушие? Кто главный герой истории? Какой конфликт преодолевается? Хорошим ли стилем написана история?);
5. Читайте Чехова, признанного мастера короткого рассказа. Чехов научит вас большему, чем десятки тренингов и семинаров.
17
Подготовка
Если вы будете работать вдвоем, вам потребуется наблюдатель или “Оценщик” – то есть третий человек, который не будет участвовать, а будет давать вам обратную связь. Потом он также сможет стать участником, а кто то другой из вашей пары стать “Оценщиком”. Впрочем, вы можете установить видеокамеру вместо “Оценщика”и самостоятельно просматривать запись вашей парной работы.
Предварительная часть
1. Вначале расслабьтесь. И попытайтесь вспомнить какое нибудь яркое событие, которое с вами произошло не так давно. Это необязательно глобальное событие. Например, вы могли недавно пролить кофе или повстречали друга/подругу детства, которого не видели сто лет. Или вы опоздали на самолет. Или вы неожиданно получили подарок. Словом, это должно быть мелкое запоминающееся происшествие – приятное или слегка неприятное. С каждым из нас время от времени происходят такие вещи. У вас уйдет на это примерно 3 мин;
18
Основная часть
1. Вы садитесь друг против друга не слишком близко, но и не слишком далеко – так, как обычно садятся напротив друг друга люди, готовые выслушать какую то интересную историю;
2. Расслабьтесь и снова “промотайте в памяти” ваше происшествие с включением всех органов чувств. Не более 1 мин;
3. По команде вашего ассистента, или “Оценщика” один из вас начинает рассказывать Историю, а второй внимательно слушать. Ваша задача – не более чем за 5 мин полностью передать вашему слушателю детали вашего происшествия так, чтобы он почувствовал эмоцию этого события, и как бы лично сам пережил его на собственном опыте;
4. Через 5 мин ваш ассистент (или будильник, если ассистента нет) прерывает ваш рассказ. Вы делаете паузу и получаете обратную связь от “Оценщика” или просматриваете видео вашей беседы;
5. Затем вы меняетесь ролями, снова расслабляетесь и “проматываете в памяти” ваше происшествие с включением всех органов чувств. Не более 1 мин;
6. Повторяете всю программу заново под наблюдением видеокамеры или ассистента.
19
Анализ
Внимательно анализируя видеозаписи или выслушивая обратную связь от вашего ассистента, сделайте несколько “прогонов” вашей обоюдной Истории. Это может быть не одна история, а несколько, рассказанных друг другу по очереди. Каждый раз давайте обратную связь своему партнеру, когда он заканчивает свой рассказ. Удалось ли ему передать эмоцию? Атмосферу переживаемого события? Поверили ли вы ему? Указывайте ему на его ошибки или неточности.
20
Заключение
Данный тренинг - в высшей степени полезная технология для того, чтобы понять разницу между Историей и обычным рассказом. Постоянно совершенствуясь в вашем личном искусстве устной истории, вы за очень короткий срок станете блестящим рассказчиком и оратором!
На фото: сотрудники отдела редакции и PR Тенториум на тренинге «Storytelling»
21
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть