Слайд 1
ВВОДНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
9 класс
Слайд 2
Есть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет —
то ведь были, ведь были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ!
С.Чёрный
Есть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет — то ведь были, ведь были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ!
С.Чёрный
Слайд 3
Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении
слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.
Слайд 4
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.
Слайд 5
Книги делают человека лучше,
а это одно из основных условий и
даже основная,
чуть ли не единственная цель искусства.
И. А. Гончаров
Слайд 6
1.Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально;
в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
Слайд 7
4. Тема произведения – это:
а) главная идея;
б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения – это:
а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Слайд 8
7. Композиция – это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение
произведения от завязки к развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
9. Сюжет – это:
а) основное содержание произведения;
б) совокупность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
Слайд 9
10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция;
б) конфликт; в) фабула.
11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
Слайд 10
Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством
русской литературы, с бесконечным многообразием её форм
Слайд 11
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни
страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».
Д.Лихачёв
Слайд 12
«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной
и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
Слайд 13
Основные этапы развития русской литературы.
Древнерусская литература.
Литература XVIII века. Классицизм.
Сентиментализм.
Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
Литература XX века.
Слайд 14
Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора
и дату написания?
Иногда дата написания произведения неизвестна, но ее можно более или менее точно вычислить, опираясь на содержание текста. Так, мы не знаем конкретного времени создания величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», но из летописей нам известно, что поход Игоря, о котором идет речь в произведении, состоялся 23 апреля 1185 г., следовательно, оно не могло быть написано раньше. В «Слове» говорится о переславском князе Владимире Глебовиче и галицком князе Ярославе Осмомысле как о живых, а оба умерли в 1187 г. Значит, «Слово» было написано в период с 1185 по 1187 г.
Слайд 15и
Какие еще текстовые «ориентиры» могут подсказать время написания произведения?
Расположите в хронологическом
порядке следующие произведения:
— Былина «Садко»;
— «После бала» Л.Н. Толстого;
— «Бородино» М.Ю. Лермонтова;
— «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
— «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина;
— «Песня о Соколе» М. Горького.
Слайд 16
Возникновение литературы на Руси было связано с образованием Древнерусского государства с
центром в Киеве. Решающую роль в развитии литературы имело принятие христианства (около 988 г.). Для древнерусской литературы (конец X-XVII вв.) характерен средневековый историзм: произведение всегда прикреплено к определенному событию или лицу. Достоинства сочинения определялись не занимательностью сюжета, но полезностью; право писателя на вымысел было осознано лишь в XVII в.
Слайд 18
Древнерусская литература впитала в себя традиции фольклора: авторское начало в ней
приглушено или вовсе отсутствует.
Первыми книгами были переводные с греческого и древнеболгарского языков библейские и богословские тексты, жития святых, сборники притч и изречений. В период княжения Ярослава Мудрого появились оригинальные памятники древнерусской литературы — летописи и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.
В ХI-ХII вв. литература достигла небывалого расцвета. «Повесть временных лет« (около 1113 г.), древнейшая дошедшая до нас летопись, рассказывает о возникновении и становлении русского государства.
Слайд 19
В этот период появляются новые жанры древнерусской литературы: хождение (по святым
местам) — родоначальник жанра путешествия и поучение. «Поучение» князя Владимира Мономаха (1117 г.) включало в себя первую в истории русской литературы биографию.
XVII в. — переходный период от средневековой письменности к литературе нового времени. Традиционный жанр жития превращается в биографию, усиливается сюжетность, происходит постепенное обмирщение литературы, то есть уход от религиозной тематики.
Слайд 20
В XVII в. особое внимание уделялось высоким жанрам литературы: оде, трагедии,
эпической поэме.
Слайд 21
У истоков литературы ХIХ в. стояли Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С.
Пушкин, в чьем творчестве преобразовался русский язык, фактически приняв современную нам форму.
Отличительной чертой новой литературы явился интерес к отдельной личности, ее духовному миру, к ее переживаниям и страстям.
Особое место принадлежало лирическим жанрам, так как в них наиболее полно отражается душа.
Слайд 22
В начале ХIХ в. царствовал романтизм, однако уже в творчестве А.С.
Пушкина прозвучали реалистические мотивы, возник интерес к изображению повседневной жизни, печалей, будней и радостей обычных, на первый взгляд, людей.
С «Повестей Белкина» фактически берет свое начало великая русская проза.
Слайд 24
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.М., Михеева Г.И. Литература в 9
классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 336 с.
Источники
http://cv02.twirpx.net/1290/1290177.jpg
https://academia.in.ua/sites/default/files/field/30.jpg
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/86/Vasily_Tropinin_77.jpg
http://pechatnyj-dvor.su/print/00000259.jpg
http://www.chitaikin.ru/pushkin/pushkin.jpg
http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/images-kaleidoskop/Lomonosov-1.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1f91f_4bd1.jpg
http://ros-kolokol.ru/wp-content/uploads/2014/04/pero-poeta.jpg
http://olrs-glagol.ru/wp/wp-content/uploads/2016/03/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F.jpg поэт
https://3.bp.blogspot.com/-Lj2ZN_E1ZRA/Vu_ogUPun3I/AAAAAAAAGGA/z2FaucELv7M4Kxwd_ZTCrepQeqPECDmaQ/s1600/poezia%2B5.jpg
https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/0/4/130821122843.jpg
http://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2016-05/1464699357_000145372_1-1bec1b8c0d45064cddcd7cc1126cabfb.png черный
https://pravoslavie.fm/wp-content/uploads/2015/12/klassics.jpg
http://www.uchkom43.ru/wp-content/uploads/2016/05/4ca1fd0652feafe3409f4a43b8adabe4.jpg
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/images/shkolnikam/sochinenie_literatura_2.jpg
http://культура24.рф/download/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F/e4a0ce190badfe93e302b54aea93dd24.jpg
http://s016.radikal.ru/i336/1609/d8/3a45301e5aed.jpg
http://s018.radikal.ru/i507/1309/37/458b4229640f.jpg
http://ethnoboho.ru/wp-content/uploads/2016/04/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%80-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC-1024x799.jpg
https://68.media.tumblr.com/072b7ffe2aad1f9308bfe24b1bc562db/tumblr_ofb6flguiA1slwu49o1_1280.jpg
http://pds.exblog.jp/pds/1/201403/02/77/d0187477_12253461.jpg
http://www.proza.ru/pics/2013/10/12/1429.jpg
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.