Слайд 1Вместе пишем сочинение ЕГЭ
Выполнила учитель русского языка и литературы ВСОШ
Красноармейского района Краснодарского края Кондратьева Татьяна Гавриловна
Слайд 201.04.2012
Формулируем проблему текста
1.Как раскрывается душа человека в общении с природой?
Помогает ли природа человеку в его творчестве и нравственном развитии?
Об этом размышляет в приведенном тексте писатель Е.Носов.
2.Автор рассказа «Тридцать зерен» Е.Носов ставит
проблему ответственности человека перед природой, перед живыми существами, нуждающимися в нашей помощи.
Слайд 301.04.2012
Комментируем текст
Размышляя над данной проблемой, писатель рассказывает том,
что произошло холодным морозным днем с синичкой, когда она из-за образовавшейся наледи не смогла клевать корм. Автор испытывает к синичке чувство сострадания и помогает ей. Воображаемый диалог с птицей свидетельствует о том, что два живых существа –человек и птица – поняли друг друга. Синичка помогла писателю в его творчестве, человек помог птице выжить в голодное время. Такими , по мысли Е.Носова, должны быть отношения природы и человека.
Слайд 401.04.2012
Позиция автора
1.Душа человека расцветает в общении с
природой: животными, цветами деревьями,
поэтому, общаясь с природой, человек становится духовно богаче.
2.Природа, окружающая нас, является частью нашей жизни и нас самих, поэтому мы отвечаем за тех, кого приручили. Нам следует быть внимательными к ним, помочь им обрести пищу и кров.
Слайд 501.04.2012
1.Я, как и автор, считаю, что общение с природой обогащает человека,
делает его сильнее и добрее, способствует развитию его творчества.
Высказанную мысль можно подтвердить примерами из жизни и из литературы.
Слайд 601.04.2012
Аргументы
1.Мысль о единстве человека и природы хорошо выражена в стихотворении Николая
Рубцова «Тихая моя Родина».
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэт ощущает связь со всем живущим на земле: деревьями, цветами, птицами. Это можно назвать «благоговением перед жизнью». Чувствуя эту связь, нельзя совершить зло и предательство, напротив, человек стремится делать добро, учится сострадать, острее чувствует чужую боль.
Слайд 701.04.2012
2.Тема ответственности человека перед всем
живущим на земле и перед теми
животными,
которых мы приручили звучит в повести Георгия
Владимова «Верный Руслан». Писатель рассказывает трагическую историю собаки, которую бросил хозяин, бывший охранник сталинского лагеря. В середине 50-х годов лагерь закрыли, заключенных выпустили. Руслан остался не у дел.
Хозяин, бывший конвойный, хотел застрелить верного пса, но отпустил его на свободу. Так начались скитания Руслана. Пес привык служить жестокому хозяину, охранять лагерный порядок и не подпускать заключенных к колючей проволоке.
Слайд 801.04.2012
Однажды на запасный путь приходит поезд с молодыми рабочими, которые
сами выстраиваются в колонны. И собаки вспоминают о своём долге, начинают эти колонны конвоировать. «Какой эскорт! – шутят рабочие, не понимая зловещего смысла происходящего. Но нет у этой колонны конвоира, который сказал бы: «Шаг влево… шаг вправо…»
И кто-то сделает этот шаг, и упадет с разодранным горлом.
В развернувшемся побоище людей и собак суждено было погибнуть Руслану, которого уже после схватки добивает бывший заключенный.
Автор снимает ответственность с собаки за проявленную жестокость и возлагает её на людей, обучивших собаку убивать.
Слайд 901.04.2012
Аргументы
Жизнь тоже дает немало примеров, когда человек жестоко обращается
с животными, которых он приручил. Об этом мы часто читаем в газетах и слышим по телевидению. Положитель-
ным примером могут служить приюты для бездомных и брошенных животных, организация которых вселя- ет веру в то, что человек несет ответ- ственность за окружающий его мир.
Слайд 1001.04.2012
Заключение
Таким образом, мы видим, что мир един: человек-часть
природы, животные – тоже её часть. Если погибает живое существо, человек отвечает за её гибель, поскольку призвание Человека–укреплять, а не разрушать жизнь.
Слайд 1101.04.2012
Удачи!
В презентации использованы материалы из книги О.М
Мамая «Типовые тестовые задания, 3(С)», издательство «Экзамен»,М., 2012