Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова презентация

Цель Познакомить учащихся с гражданской лирикой Н.А.Некрасова Раскрыть глубокую гражданственность и народность лирики Показать активную жизненную позицию поэта

Слайд 1Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова


Слайд 2Цель
Познакомить учащихся с гражданской лирикой Н.А.Некрасова
Раскрыть глубокую гражданственность и народность

лирики
Показать активную жизненную позицию поэта

Слайд 3«Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся

рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия» Ф.М.Достоевский

Слайд 4 Проблемой, избежать решения которой в тех условиях

было просто невозможно, стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии.

Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.


Слайд 5 21 февраля 1852

года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же тернистый путь Некрасов избрал давно, давно польза стала главной целью его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее.
Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года “Поэт и гражданин”.

Слайд 6Вдумаемся в строки
Стихотворение «Поэт и гражданин»
Определите композицию стихотворения и

его идейную направленность
Какова особенность мироощущения лирического героя?


Стихотворение «Поэт и гражданин»
Звание гражданина поэт ставит выше звания поэта
Звучит мотив «горения» гражданскими идеями
Мироощущением поэта является восприятие страданий народа как своих


Слайд 7 Стихотворение «Поэт и гражданин» построено

как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “...иди и гибни безупречно”.

По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином.


Слайд 8 Особое место в творчестве Некрасова занимают

стихи, посвященные его Музе. Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом...”. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. В 1855 году Некрасов уточнил характеристику, используя те же образы:

...свой венец терновый приняла
Не дрогнув обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.
(“Безвестен я. Я вами не стяжал...”)


Слайд 9
Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество

народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».

Слайд 10Вдумаемся в строки
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Объясните смысл

метафоры
Определите своеобразие поэтики стихотворения

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»
Образ Музы в лирике Некрасова – один из ключевых. Это образ страдающей женщины, матери
Муза поэта – «сестра» мученицы-крестьянки


Слайд 11
Вчерашний день, часу в шестом, ‎Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, ‎Крестьянку

молодую. Ни звука из её груди, ‎Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! ‎Сестра твоя родная!»

Конкретность: поэт точно называет время и место, где совершилось событие, врезавшееся в его память. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, не содержащего ничего поэтического. Все прозаично и обычно. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией.


Слайд 12 Вдохновительница поэта — Муза

несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”, гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же время любящая, прощающая, падшая, “униженно просящая” — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами. Лишая жительницу Олимпа таинственности, Некрасов опускает ее на землю:

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков...
(“Муза”, 1852)

И она показывает поэту, как Вергилий Данте, “бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода”.


Слайд 13Муза Н.А.Некрасова
Общность Музы и «крестьянки молодой» подчеркнута:
стихи о крестьянке и Музе

замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой
одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» - «сестра твоя родная»)
драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций

Муза в традиционном понимании этого слова: утонченная дама, вдохновлявшая поэтов

Простая крестьянская девушка, униженная и поруганная

=


Слайд 14Вдумаемся в строки
Прочитайте стихотворения «Элегия», «Муза», «Блажен незлобивый

поэт»
Какими эпитетами наделяется Муза?
В стихотворении «Элегия» найдите строки, которые можно назвать эпиграфом к гражданской поэзии Некрасова


«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...»
Н.А.Некрасов


Слайд 15
В более позднем стихотворении «Муза» (1854) поэт освещает традиционную тему отношений

поэта с Музой, которые складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза - потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить - все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой». Но поединок поэта с музой не привел к разрыву - в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз».

Слайд 16 В последние годы тяжелобольной Некрасов

все чаще возвращался к своей Музе, словно она могла разделить с ним одиночество и тоску. “О Муза! Ты была мне другом, приди на мой последний зов!” — писал поэт во “Вступлении к песням 1876—1877 годов”. Поэт все сильнее верит, что в стихах — его бессмертие и спасение, а Муза идет с ним рука об руку к последней черте, оглядываясь, так же как и он, на прожитую жизнь и заново оценивая ее:

Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(“О Муза! я у двери гроба!”, 1877)


Слайд 17 Хотя болезнь не победила таланта Некрасова,

душевные и физические страдания вошли в его стихи. Небывалый образ Музы-смерти появляется в стихотворении 1877 года “Баюшки-баю”:

Где ты, о Муза! Пой, как прежде!
“Нет больше песен, мрак в очах;
Сказать: — Умрем! Конец надежде! —
Я прибрела на костылях!”

Муза поэта состарилась и умирала вместе с ним, но, как и раньше, она была “сестрой народа”:

О Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный зов небытия,
Сестра народа — и моя!
(“Музе”, 1876)


Слайд 18ПОДВЕДЕМ ИТОГ:
Для Некрасова Муза – это не только вдохновитель на создание

прекрасного, сложное общение с которым приводит к противоборству двух сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них, но и женщина, сильная духом, способная перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.

Слайд 19Вывод
Автор занимает активную социальную,

гражданскую позицию: его симпатии на стороне народа, он становится его защитником, сострадает и надеется на изменении в положении народа в ближайшем будущем.

Слайд 20Домашнее задание
Прочитать стихотворения Панаевского цикла
Устно нарисовать психологический портрет героини лирического романа
Выписать

в тетрадь начальные строки стихотворений

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика