Слайд 1
Речевые клише к написанию сочинения
Слайд 2Вступление
- Всем известно, что …
- Об этом написаны книги
(сняты фильмы)......об этом говорят и взрослые, и дети
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
-О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
- Люди часто размышляют ( задумываются) о том, что … .
Слайд 3Проблема текста
Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ в Р.п.)…
В предложенном для
анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему (чего?)...
В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему (чего?) ...
Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Слайд 4Комментарий
Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
Вопрос о … {идея о...
Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем…)
Слайд 5Текстуальный комментарий
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в
раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
2) На чем заостряет внимание? Почему?
3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
4) Какие эмоции автора выражены в тексте?
5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Слайд 6Концепционный комментарий
При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее
актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:
1) К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
3) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
4) Почему эта проблема привлекла внимание автора?
5) Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
6) К каким выводам автор подводит читателя?
Слайд 7Позиция автора
Автор утверждает (убежден), что…
Автор полагает, что…
Цель автора - заставить читателя
обратить внимание на…
Позиция автора очевидна: ...
Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
Слайд 8Собственное мнение о проблеме
Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
Я
разделяю позицию автора по поводу того, что…-Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно…
Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
Трудно не согласиться с автором текста в том, что ...
Слайд 9
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен
с его утверждениями о том, что…
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
я не во всём разделяю его позицию…
Однако я не во всём согласен с автором.
Слайд 10Аргументы
с использованием жизненного опыта:
Как часто приходится
сталкиваться с ...
Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?
Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...
К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
Слайд 11Аргументы
из читательского опыта :
Данная проблема волновала многих
великих русских писателей, в частности ...
Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) ...
Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
Слайд 12Заключение
Прочитав этот текст, понимаешь, как( что) …
Размышляя над прочитанным, можно
сделать вывод о том, что…
Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…
Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо…