Память - продолжение истории. Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту презентация

Содержание

Дмитрий Сергеевич Лихачёв Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так

Слайд 2Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая,

не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…
Ирина Тайманова

Выдающийся ученый современности, литературовед, историк науки и культуры, общественный деятель, публицист, великий патриот России


Слайд 31)Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и об­ратно. (2)Теплоход современный,

огромный, комфорта­бельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде за­топленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появ­лялось в поле зрения другое. (5)И так все двадцать два дня путешествия. (6)Беда, лебедиными крыльями бьёт беда' (7)А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжало­стно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за без­надзорности и запустения стал безобразен. (8)Это же во­пиющая безответственность и бесхозяйственность!(9)Не­ужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только доб­ротными крышами, предотвратив дальнейшее разруше­ние! (10)Ведь почти все они довольно красивы, поставле­ны на самых видных местах. (11)Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы от­дыха. (12)И огорчало это решительно всех. (13)Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
(14)Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошло­го, любящих родную историю и родное искусство, а пото­му, что слишком спешим, слишком ждём немедленной от­дачи, не верим в медленные целители души. (15)А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей при­роде.
Нам необходимо ощущать себя в истории, пони­мать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.
( 17)Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память. (18)Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе.

Слайд 4Восемь шагов к успеху


Слайд 5Шаг первый: анализируем текст
Внимательно прочитаем текст.
Определяем стиль и тип речи текста.
Определяем

тему текста.
Создаем «поле идей» (отмечаем ключевые слова, помогающие понять мысли и чувства автора).


Слайд 6Беда
Безжалостно снесенный
Безнадзорность
Запустение
Безответственность
Погибающие церкви
Не оставляло равнодушным
Не храним старину
Память

Ключевые слова


Слайд 7ПАМЯТЬ

Внутренняя память – усвоение себе навсегда
духовных и нравственных истин.
(Даль В.И.

Словарь живого великорусского языка)
Историческая память – сознание, отражающее особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим.

Способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить сознание о былом.


Слайд 8Шаг второй: формулируем проблему
Проблема – вопрос, над которым размышляет

автор в своем тексте ( в тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать только одну).

Слайд 9Формулировка проблем исходного текста
Определяя проблему, вы должны задуматься

над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.

Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Слайд 10ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННЫЕ (милосердия, любви, дружбы, одиночества и т.д.)
СОЦИАЛЬНЫЕ (выбора профессии, бедности и

богатства, произвола и бесправия)

ФИЛОСОФСКИЕ (смысла жизни, добра и зла и т.д.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (взаимоотношения человека и природы)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ (национализма, взаимоотношения государств)


Слайд 11Как сформулировать проблему?
В виде вопроса: Нужны ли человеку знания?
Сочетанием слова проблема

с существительным в родительном падеже: Автор поднимает проблему экологии.

Слайд 12Речевые клише
На первый план автором выдвигается
проблема долга

(чести, милосердия и т.д.)
В данном тексте автор решает (ставит, поднимает,
освещает) проблему долга (чести, милосердия и т.д.)
Почему милосердие уходит из нашей жизни? Над этой
проблемой размышляет автор.
Автор коснулся проблемы…..
Уделил внимание проблеме ….
…? Задумываешься над этой проблемой , прочитав текст…


Слайд 13Проблемы текста Д.С.Лихачева


Проблема отношения людей к памятникам прошлого.(Почему мы

не храним память о прошлом? Почему необходимо сохранять памятники старины?)
Проблема исторической памяти. (Почему необходимо хранить память о прошлом?)


Слайд 14Шаг третий: комментируем проблему
Прокомментировать проблему – значит объяснить, как вы ее

понимаете.
Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли.
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте и подтверждаете свои выводы словами автора.

Слайд 15Комментарий
Концепционный
К какому типу принадлежит проблема?
Почему эта проблема интересна?
Актуальна ли эта

проблема в наши дни или она принадлежит к разряду «вечных»?
Когда мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Текстуальный

Объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
О чем рассуждает автор?
На каких аспектах проблемы заостряет внимание?
Какие имена ( события) упоминает автор?
Для чего?
Какие чувства автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?


Слайд 16Чем отличается пересказ от комментария?
Пересказ
Рассказ о том, что делает
герой
Комментарий

Рассказ

о том, что делает
автор

Описывает, анализирует
сравнивает, рассказывает,
повествует, вспоминает,
изображает, рассуждает,
считает, приводит пример,…


Слайд 17Шаг четвертый: определяем позицию автора
Позиция автора – это основная мысль текста.

Автор

дает оценку, высказывает свое отношение к тому, что описывает (позитивное, негативное, двоякое).
Автор представляет свое понимание какого-либо явления.

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос.


Слайд 18Текст публицистического стиля
Позиция автора обычно выражена четко и ясно.

Речевые клише:
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Решая проблему, автор приходит к такому выводу…
Цель автора текста убедить читателя в том, что…
Автор уверен в том, что…

Слайд 19Текст художественного стиля
Позиция автора прямо не выражена. Ее выявление


может быть затруднено.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы: Какую
конкретную ситуацию рисует автор? Как он оценивает
поступки героев? Что он хотел сказать своим
читателям, создавая текст?
Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение
(неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают оценку описываемым фактам.

Слайд 20Текст художественного стиля
автор
герой
рассказчик (повествование ведется от первого лица)
автор

≠ герой
автор ≠ рассказчик

Речевое клише: Писатель прямо не высказывает свое отношение к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что…


Слайд 21Позиция Д. С. Лихачева
Д.С.Лихачев убежден, что, сохраняя память о

прошлом, оберегая памятники старины, мы поймем свое значение в современной жизни, ощутим связь времен, оставим на земле «добрую память о себе».



Слайд 22Шаг пятый: выражаем собственную позицию

Позиция автора
Согласен
Не согласен
Моя позиция


Слайд 23Речевые клише:
Я разделяю точку зрения автора….
Нельзя не согласиться с мнением о

том, что …
Я принимаю точку зрения автора…
Я считаю, что автор необоснованно утверждает…
Нельзя принять утверждения…
С автором можно поспорить…
Уважая позицию автора, я все же не могу с ним согласиться….
Автор прав в том, что…,однако его мысль о …вызывает сомнение



Слайд 24Моя позиция
С позицией автора трудно не согласиться.

Действительно, добрый след на земле можно оставить храня память о былом. Что позволяет мне так думать?

Слайд 25Шаг шестой: аргументируем свою позицию
Аргументы – это доказательства, приводимые

в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения и т.д.

Слайд 26Виды аргументов
Из жизненного опыта


Вспоминается такой случай…
Однажды со мной (другом, одноклассником)…
произошла подобная история
Бабушка рассказывала мне о том, что…
Всем известно, что…
Большинство врачей (ученых, психологов) считают, что…


Из читательского опыта

Ссылки на высказывания знаменитых людей
Пословицы, поговорки
Научные факты, доводы, гипотезы
Материалы СМИ
Литературные произведения


Слайд 27 Литературный аргумент «состоялся» в том случае, если вы не

просто сослались на произведение, а кратко проанализировали мысль автора, фрагмент произведения или поведение героя.
Например:
О том, что внутренняя красота важнее внешней писали многие классики. Вспомним, например, Наташу Ростову из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Автор часто обращает внимание на некрасивость Наташи, особенно в сравнении с Элен Курагиной. Но ее внутренняя красота для писателя намного важнее.

Литературный аргумент


Слайд 28Аргумент из публицистической литературы
Д .С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Письмо двадцать шестое. О памяти.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственной значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто….


Слайд 29Аргументы из художественной литературы
А. И. Солженицын. Прозаические миниатюры «Крохотки».
Путешествуя вдоль

Оки.

В «Крохотках» отражены …. наиболее сокровенные мысли и переживания писателя.

Н.Могилевская


Слайд 30Путешествуя вдоль Оки
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ

умиротворяющего русского пейзажа.
Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.
Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые — убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.
В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни.


Слайд 31Гражданин и подвижник Севера - В.С.Маслов
Внимательно прослушав сообщение ,

сформулируйте аргументы в защиту тезиса: «Писатель Маслов родился из памяти»

Слайд 32По инициативе В.С.Маслова в России в 1986 г. Возрожден День славянской

письменности и культуры.
Усилиями В.С.Маслова в Мурманске установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию.
С именем В.С.Маслова связан конкурс «Храмы России».
В.С.Маслов создал первый в России Дом памяти у себя на родине.

Слайд 33Память не что иное, как продолжение жизни. Коснись всех и каждого.

Горек исход иной…

Митька Футшток – главный герой прозы В. С. Маслова (повествование в рассказах «Крутая Дресва», повесть «Круговая порука», роман «Проклятой памяти»


Слайд 34Владимир Личутин в книге «Душа неизъяснимая» утверждал, что «писатель Маслов

родился из памяти». Виталий Семенович более 30 лет в своих книгах исследовал и воссоздавал судьбу Поморья, чтобы через них показать душу России, помочь ей выстоять в буре 20 века. Сердце Маслова болело о том, что рушиться поморская деревня, утрачивает человек нравственные ориентиры в этом сложном мире. Первопричиной зла он считал отсутствие в людях исторической памяти, отрыв от корней. Среди своих земляков писатель искал тип человека, который бы мог память сохранить и передать следующим поколениям. Таков главный, кочующий из произведения в произведение герой масловской прозы Митька Футшток (повествование в рассказах «Крутая Дресва», повесть «Круговая порука», роман «Проклятой памяти»). Футшток – человек глубокий, искренний, ищущий, совестливый. Его религия - любовь к родине. Его сердце болит о погибающих, опустевших, разрушенных деревнях русского Севера. Почему В. С. Маслов своими делами, своими книгами, всей своей жизнью боролся за сохранение памяти о прошлом? Ответ в его словах: «Память – не что иное, как продолжение жизни. Коснись всех и каждого. Горек исход иной».

Слайд 35Шаг седьмой: Вступление и заключение
Способы моделирования вступления

1. Именительный темы
«Текст-портрет»


«Текст-проблема»
2. Вопросы-стимулы
3. Картина
4. Название

Способы моделирования заключения:
Вывод ( таким образом автор поднимает проблему важную для каждого из нас, призывает….)
Вопросительное предложение (в том числе риторический вопрос)
Призыв, обращение к читателю
Использование цитаты


Слайд 36Познакомьтесь со способами моделирования вступления и образцами вступлений
Составьте вступление по одной

из моделей

Познакомьтесь со способами моделирования заключения
Составьте заключение по одной из моделей.


Слайд 37Шаг восьмой: Литературная правка
Проверяем содержание сочинения

Вступление
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
Аргументы
Заключение



Слайд 38Логика изложения мыслей
Проверяем наличие всех частей, которые должны быть взаимосвязаны и

плавно перетекать одна в другую
Необходимо продумать логические переходы между частями
Каждую часть следует начинать с красной строки

Слайд 39Речевое оформление сочинения
Соблюдение языковых норм (отсутствие грамматических ошибок)
Соблюдение речевых норм (

отсутствие речевых ошибок)
Точность и выразительность речи

Слайд 40Грамотность
Соблюдение орфографических норм
Соблюдение пунктуационных норм
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика